Объективное и субъективное в праве.
О праве говорят в двух смыслах: о праве как совокупности норм, действующих в жизни (объективном праве), и как притязании, которое принадлежит тому или иному субъекту (субъективном праве). В зависимости от характера правообразования имеют место определенные интервалы между формированием той или иной стороны права. Если основным источником права является нормативно-правовой акт, то объективное право как бы предшествует субъективному, т.е. устанавливаются правовые нормы и на их основе возникают правоотношения, переводящие требования объективного права в притязания субъектов права, составляющие содержание субъективного права. Когда главный источник права – судебная практика, решающая конкретные споры, то утверждение субъективного права опережает формирование общих правовых норм.
Право в объективном смысле - это система норм (привил поведения), непосредственно исходящих от государства или признаваемых государством в качестве регуляторов общественных отношений при решении соответствующих юридических дел. Иными словами, право в объективном смысле - это массив регулирующих общественные отношения норм, представляющих собой объективированный результат волеизъявления правотворческих органов, а также совокупность правил поведения, применение которых (например, некоторых обычаев) при регулировании общественных отношении санкционируется государством.
"Объективное право" юристы обычно называют просто "право", например, "право Украины", "право Англии", имея в виду все действующие юридические нормы данного государства. Если говорят "гражданское право", "уголовное право", то имеют в виду отрасль права данного государства. В случае употребления терминов "патентное право", "вексельное право" имеют в виду институт отрасли права. Нормы, исходящие от государства, юристы называют "правовыми нормами", "нормами права" или "юридическими нормами". Во многих государствах (Украина, Франция) "объективное право" - это главным образом писаное право, т. е. его нормы закреплены в основном в законодательстве- в законах, подзаконных нормативно-правовых актах. Поэтому нередко юристы в этих странах термины "законодательство" и "право" употребляют как синонимы, хотя «законодательство» - это внешняя форма права ,причем не единственная ,есть и иные формы (источники) права.
От "объективного права" следует отличать так называемое "субъективное право", т. е. обеспеченную законом и государством возможность поведения, принадлежащую определенному субъекту права (какому-нибудь конкретному лицу). Например, собственник дома вправе им владеть, пользоваться, распоряжаться, т. е. он может в нем жить, сдать внаем часть жилых помещений, продать или обменять его на что-либо и т. д.
Что касается соотношения "объективного права" и "субъективного права", то последнее возникает на основе норм "объективного права" и им предусматривается. Например, возможность лица заниматься предпринимательской деятельностью закреплена Законом Украины "О предпринимательстве"
Субъективное право представляет собой единство трех возможностей поведения, иными словами, возможностей поведения трех видов, а именно: обладатель субъективного права, т.е. управомоченное лицо располагает, во-первых, возможностью самостоятельно, своими .действиями (бездействием) объективно проявить себя в своем определенном поведении (например, может дать деньги взаймы); во-вторых, может требовать определенного поведения от иных лиц (например, возврата денежной суммы, переданной им заемщику); в-третьих, он может обращаться в соответствующие компетентные органы государства в связи с необходимостью защиты нарушенного права путем применения мер государственного принуждения (например, в суд с исковым заявлением о взыскании заработной платы за работу в выходные дни).
30. Основные западные теории государства (общая характеристика).
В теоретических подходах к государству и праву можно выделить два взаимосвязанных блока теоретических построений: один объясняет происхождение права (см. гл. 2 настоящей части), второй ориентируется на уже развитое, устоявшееся, зрелое состояние как государства, так и права, т. е. на раскрытие сущности государства и права.
Существует достаточно много теорий сущности государства и права.
Авторы расовой теории сущности государства в значительно большей мере учитывают роль биологических факторов. Одним из основателей расовой антропологической школы в социологии был французский писатель Жозеф Артур де Гобино. Согласно его теории в мире существуют «высшие» расы, призванные господствовать, и «низшие» расы, которым по своей природе предназначено находиться в подчинении у «высших».
В середине XX века возникает ряд теорий, исследующих сущность государства: теория элит (государством управляет элита -верхушка общества, так как народные массы не способны этого делать. Элита формируется по различным признакам: происхождению, образованию, опыту, способности и т. д. Существует несколько элит, между которыми идет борьба за власть, причем народ конкретизирует их деятельность используя избирательное право); технократическая теория (обществом должны управлять специалисты); плюралистическая демократия (общество представляет собой совокупность социальных объединенных групп людей, образуемых по различным основаниям: возрасту, профессии, месту жительства, кругу интересов. Каждый человек обладает частичкой государственной власти, участвует в управлении государством через политические организации, которые оказывают давление на органы государства и направляют государственную политику); теория всеобщего благоденствия (государство не должно вмешиваться в общественную жизнь, за исключением случаев правонарушения. Государство становится надклассовым, выражает интересы всех слоев общества и обеспечивает благоденствие всех); теория правового государства (вся деятельность правового государства должна осуществляется в правовых целях и на основе права); теория технократического государства (успехи многих стран заключаются в освоении и использовании технических средств. Считается, что дальнейшее развитие техники позволит по-новому решать многие вопросы государственного управления. Проводить опросы, референдум с помощью радио- и телетехники, компьютеры дадут возможность принимать независимо от воли отдыхающих лиц справедливые и оптимальные решения); теория конвенгерции (появилась в 50-60-х годах XX века. Данная теория прогнозирует дальнейшее развитие государства и рассматривает взаимное влияние двух систем: капиталистической и социалистической. Происходит обмен между этими государствами, причем каждая группа заимствует лучшее. В результате - произойдет сближение государств по их сущности, формам деятельности и т. п. ).