Виды толкования права, значение для юридической практики. (Интерпретационные акты, понятие, классификация)
Интерпретационные акты – это правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования.
Особенности интерпретационных актов:
1. интерпретационные акты – это акты правовые, т.е. они издаются и обеспечиваются государством, письменно закреплены, обязательны для реализации.
2. интерпретационный акт – это результат толкования правовых норм, а не результат правотворческой или правоприменительной деятельности.
3. интерпретационные акты разъясняют, толкуют нормы права, содержащиеся в нормативных актах.
Виды интерпретационных актов: по субъектам, издающие интерпретационные акты различают: постановление Конституционного Суда, которые публикуются в «Собрание законодательства РФ» и «Вестнике Конституционного Суда РФ», постановление Пленума Верховного Суда РФ – в «Бюллетене Верховного Суда РФ», постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ – в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ».
Юридическая природа актов официального толкования. Интерпретационные акты не содержат новых норм, а разъясняют содержание интерпретируемых. Они не отделимы от толкуемого акта и разделяют его судьбу, т.е издаются после принятия толкуемых нормативных актов и утрачиваю силу одновременно с ними. Интерпретационные акты не являются судебным прецедентом, т.к. не содержат решение конкретного дела, а делают предписания по результатам обобщения судебной практики. Предписания общего характера, содержащиеся в интерпретационных актах называютправоположениями. Они не имеют юридической силы, но имеют юридическое значение, например, нижестоящие суды должны при решение конкретных вопросов учитывать содержание правоположений. Акты Конституционного Суда содержат оперативную норму, т.к. правовое предписание, признанное Конституционным Судом неконституционным, утрачивает юридическую силу, перестает действовать.
Официальное толкование разделяется на :
1.нормативное (общее) обязательное для всех лиц и органов подпадающих под юрисдикцию органа осуществляющего толкование, новых норм не создает, разъясняет действующие.
2.казуальное (индивидуальное) касается определенного дела, факта. Оно не имеет общеобязательного значения, его цель - правильное разрешение именно данного уникального случая. Оно обязательно только для решения дела, в отношении которого дано. Поэтому их ни в коем случае нельзя механически распространять на другие однородные дела, поскольку каждое из них имеет индивидуальные особенности.
3.аутентичное (авторское) толкование исходящее от органа или должн.лица, издавших толкуемый нормативно-правовой акт.
4.легальное (разрешенное) официально разрешенное толкование, делегированное какому-либо органу со стороны вышестоящей инстанции. Чаще всего это ведомственное толкование
Неофициальное толкование исходит от субъектов, деятельность которых не является официальной, государственной, а стало быть не имеет юр.силы и не влечет правовых последствий.
Может быть устным или письменным, оно не связано с властью, принуждением, наказанием.
Неофициальное толкование делится на:
1.доктринальное (научное), дается ученными. Ценность его в аргументированности, доказанности, обоснованности. Примерами являются периодические научные комментарии к действующим кодексам. Хотя мнение ученных не обязательны для офиц.лиц, тем не менее их взгляды могут оказывать помощь в правоприменительной практике.
2.профессиональное,дается юристами-профессионалами, судьями, прокурорами, адвокатами, лицами с высшим юр.образованием. Такое толкование может быть устным (консультация), письменным (в виде заключения, справки, статьи)
3.обыденное, это первичный, житейский уровень понимания права обычными гражданами. Характерной чертой является то, что оно может быть неверным, эмоциональным.
Толкование права по объему:
1.Буквальное, такое толкование, при котором словесное выражение нормы права и ее действительный смысл совпадают, "дух и буква адекватны"
2.Ограничительное, при котором норме права придается более узкий смысл, чем это вытекает из буквального текста толкуемой нормы. Например: "Каждый обязан платить налоги" на самом деле не каждый (дети, не дееспособные, душевнобольные)
3.Распространительное, когда норме права придается более широкий смысл, нежели это вытекает из словесного выражения. Например: На территории РФ граждане РФ обладают равными правами и обязанностями", на самом деле еще и лица без гражданства и иностранцы.
6. Внешние функции государства: понятие, характеристика. (Функции государства)
Внешние функции государства – это основные направления деятельности государства, направленные на решение его задач и целей на международной арене. Можно выделить следующие основные внешние функции государства:
· обеспечение мира и поддержание мирового порядка заключается в деятельности по следующим направлениям: разоружение, ликвидация оружия массового поражения, борьба с организованной преступностью (контрабанда оружия, наркотиков, терроризм), урегулирование международных конфликтов
· оборона в настоящее время основывается на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны; служит для решения двух задач: защиты независимости и территориальной целостности государства и выполнения международных обязательств
· интеграция в мировую экономику играет большую роль в сохранении мирового порядка и поддержании стабильных отношений между государствами; основывается на признании суверенитета государств, равенстве и взаимовыгодном сотрудничестве
· сотрудничество с другими государствами заключается в совместном решении глобальных проблем человечества: голод и нищета, организованная преступность, охрана природы, принятие мер при экстремальных экологических ситуациях