Гарантии гражданских служащих
Гарантии – денежные выплаты, направленные на компенсацию ограничений и запретов, связанных замещением должностей ГГС.
Все гарантии можно разделить на основные и дополнительные.
Основные гарантии:
1) равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. То есть общий подход к решению вопроса оплаты труда и применение общих принципов. Должна существовать правовая база для системного регулирования и федеральных служащих и служащих субъектов РФ (исходя из единства целей, функций, требований к гражданским служащим). Это потому, что в настоящее время существует дисбаланс в уровнях денежного содержания федеральных и региональных служащих;
2) право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания. Оно должно соотноситься на рынке труда с заработной платой работников соответствующей специальности и квалификации негосударственного (коммерческого) сектора экономики. Это обеспечивает привлекательность ГС и конкурентоспособность государства как работодателя;
3) условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом. Регулируется служебным контрактом и должностным регламентом;
4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
5) медицинское страхование (обязательное и добровольное) гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет. Обязательное – получение медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ФОМС.
6) обязательное государственное социальное страхование ) часть государственной социальной защиты населения) на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения обследования в медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь. Оплата пособий по временной нетрудоспособности (Федеральное государственное социальное страхование);
7) выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
8) возмещение расходов, связанных со служебными командировками. Порядок и условия командирования гражданского служащего устанавливаются соответственно указом Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Федеральные служащие – Указ Президента РФ от 24.11.1995 г № 77, региональные служащие – НПА субъектов РФ;
9) возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган;
10) защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей (Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»). Гарантия только для отдельных категорий ГС. Для действия гарантии необходим специальный ФЗ;
11) государственное пенсионное обеспечение.
Дополнительные гарантии:
1) дополнительное профессиональное образование (профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации и стажировка) с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Государственный орган устраивает сокращенную продолжительности служебного времени. По окончании переподготовки служащий имеет право на замещение вакантной должности в соответствии с новой квалификацией или профессией;
2) транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием;
3) замещение иной должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа (реорганизации или ликвидации);
4) единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы (должно быть Постановление Правительства или НПА субъекта, определяющие размер субсидии, очередность выплат, источники финансирования и пр. Пока нет таких документов);
5) иные государственные гарантии.
Юридическая ответственность
Юридическая ответственность – меры принудительного характера, предусмотренные законодательством и другими нормативными актами в качестве реакции государства на совершение служащим правонарушения.
К государственным служащим могут применяться следующие виды юридической ответственности:
Уголовная
Административная
Дисциплинарная
Гражданско-правовая
Иные правовые меры воздействия
Основания для ответственности:
Уголовной – преступление;
Административной – административное правонарушение;
Дисциплинарной – дисциплинарный проступок;
Гражданско-правовой – гражданско-правовой деликт.
Закона о дисциплинарной ответственности гражданских служащих нет, но он необходим!
ФЗ регламентирует лишь дисциплинарную ответственность государственных служащих, отнесенных к категории Б и В ГС.
Дисциплинарная ответственность
Дисциплинарная ответственность наступает за должностной проступок – неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей – нарушение правил внутреннего распорядка, должностной инструкции, приказа руководителя.
Это отказ от участия в служебных мероприятиях, отказ от служебных командировок, опоздания.
Должностным проступком может быть прогул без уважительной причины, превышение должностных полномочий и пр.
Мерами дисциплинарной ответственности являются дисциплинарные взыскания. Они применимы к гражданскому служащему только при наличии доказательств совершения проступка. Представитель нанимателя вправе применить к гражданскому служащему:
1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном должностном соответствии;
4) увольнение с гражданской службы.
Привлечение к дисциплинарной ответственности не обязанность, а право представителя нанимателя. Соответственно законодатель не регламентирует последовательность применения дисциплинарных взысканий, то есть не усмотрение представителя нанимателя с учетом принципам законности, разумности, справедливости, обоснованности, толерантности и целесообразности.
Но, если это расторжение служебного контракта – устанавливается конкретный перечень таких оснований:
2) неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
3) однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей:
а) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);
б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
в) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;
г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
д) нарушения гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;
4) совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя;
5) принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;
6) однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации (это может расцениваться и как административная (материальная) ответственность);
При привлечении к дисциплинарной ответственности следует:
Истребовать объяснение в письменном виде. При отказе дать объяснение составляется соответствующий акт (отказ не есть препятствие для применения дисциплинарного взыскания);
Провести служебную проверку для установления фактических обстоятельств (учитывается тяжесть проступка, степень вины, предшествующие результаты исполнения должностных полномочий).
Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее месяца со дня его обнаружения (в это время не засчитывается период, в течение которого служащий был в отпуске, болен).
Срок действия дисциплинарного взыскания 1 год (если за это время он не подвергнут новому, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания). Представитель нанимателя вправе снять раньше.
Если служащий освобожден от занимаемой должности в связи с дисциплинарным взысканием, он включается в кадровый резерв для замещения иной (нижестоящей или менее ответственной) должности ГС на конкурсной основе (то есть он лишается привилегий и вынужден проходить конкурс, подтверждая свое соответствие должности).
Если проводится служебная проверка, то исследуются все обстоятельства совершения проступка. Срок проведения служебной проверки – 1 месяц со дня принятия решения о ее проведении.
Может проводится по инициативе представителя нанимателя и самого служащего.
Во избежание конфликта интересов –в проведении служебной проверки не могут участвовать:
Сам гражданский служащий – виновник;
Родственник гражданского служащего или имеющий с ним дружеские отношения или неприязненные;
Служащий, прямо подчиненный по службе гражданскому служащему в отношении которого проводится проверка.