С уровневой точки зрения цели ГС делят на: стратегические, оперативные(среднесрочные) и текучие.
Главная стратегическая цель административной власти – служить интересам государства, общества и народа.
Среднесрочные цели: качественное обеспечение исполнения задач и функций ГС; повышение эффективности работы.
Текущие цели: оценка деятельности служащих (аттестация, квалификационный экзамен).
С отраслевой точки зрения цели ГС делятся на: политико-административные, социальные, экономические, правовые, организационные.
Политико-административные цели: укрепление государства, исполнение функций государства, обеспечение единства и стабильности государственной власти в стране, создание условий взаимодействия государства и общества.
Социальные цели: поддержка социальной сферы в сфере образования, здравоохранения, социальных конфликтов, обеспечение занятости на рынке труда.
Экономические цели: повышение эффективности государственного регулирования экономики и управления государственной собственностью, поддержка предпринимательства.
Правовые цели: претворение в жизнь законов, НПА органов государственной власти, обеспечение законотворческой деятельности, создание правовых условий для организации и функционирования государственного аппарата.
Организационные цели: организационно-техническое обеспечение органов государственной власти, повышение уровня профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих, приведение структуры и численности ГС в соответствие со стоящими задачами.
Функции ГС.
Содержание ГС выражается в ее функциях. Под функциями понимаются самостоятельные и относительно обособленные основные виды государственно-служебных действий.
У нас отсутствуют четкие основания для определения сущности и классификации функций ГС.
Преобладает тенденция смешения функций государства и ГС, что не совсем оправдано.
ГС можно охарактеризовать как совокупность конкретных функций всех государственных органов и государственных служащих.
1. Классификация с точки зрения содержательной деятельности государственных органов:
v Административная – подбор, отбор, расстановка, координация, согласование;
v Организационно-распорядительная – запреты, приказы, предписания;
v Правовая – НПА деятельности;
v Сервисная – оказание услуг;
v Социальная;
v Экономическая – управление финансами, государственной собственностью;
v Культурная;
v Воспитательная – собственным примером, образец для подражания, гуманность, толерантность, ориентированность на население, антикоррупционные мероприятия.
2. Классификация с точки зрения сущностных сторон:
v Как профессиональной деятельности – практическое осуществление государственного управления в сфере ответственности (прогнозирование, планирование, координация, мотивация, организация, профподготовка, соблюдение служебной дисциплины) ограничений и запретов;
v Как правового института – соблюдение законодательства, регулирование правового статуса служащих;
v Как социального института – реализация функций в интересах граждан/для граждан, оказание услуг населению;
v Как политического института – определение стратегии, направлений.
3. Классификация с правовой точки зрения:
v Правоприменительная функция – реализация на деле Конституции РФ, Федеральных законов, законов субъектов РФ. Данная функция осуществляется посредством фактического исполнения государственных должностей ГС и принятия актов управления об исполнении законов.
v Правотворческая функция – разработка и принятие нормативных правовых актов. ГС проявляет себя в такой сфере, как подготовка законов в Федеральном собрании и парламентах субъектов РФ (Законодательное собрание ТО).
v Правозащитная функция – обеспечение прав и свобод гражданина. ГС призвана обслуживать потребности и интересы граждан, повышать правовую защиту личности, применять меры государственного принуждения в установленных законом случаях, предоставлять гражданам и организациям государственные услуги.
v Регулирующая функция (это ГРЭ) – разработка и реализация государственной политики во всех сферах жизни общества. Это и разработка целей, принципов, задач политики. ГС проявляет себя при подготовке программ государственной деятельности, принятии политических решений (приватизация, инвестиционная деятельность, реформирование).
Задача ГС - обеспечить согласование интересов различных социальных групп, обеспечить представительство всех социальных слоев общества (особенно тех, которые не определяют жизнь государства). Принятие мер государственного принуждения к физическим и юридическим лицам.
v Организационная функция – обеспечение практической реализации компетенции (полномочий, прав и обязанностей) государственных органов, их стабильного функционирования. ГС осуществляет координацию деятельности государственных органов, объединяя их в единый государственный аппарат (проведение координационных совещаний, конференций, заседаний, экспертиз, проверок).
4. Классификация с точки зрения специфики деятельности:
v Общие функции ГС – осуществление государственной кадровой политики на уровне федеральной власти и власти субъектов РФ, формирование реестра государственных должностей, организация государственной службы, методическое руководство профессиональной подготовкой, анализ состояния и эффективности государственной службы в органах государственной власти, контроль за деятельностью персонала государственной службы, координация деятельности по реализации целей, вытекающих из ФЗ и пр.
v Специфические общие функции ГС – охрана государственной границы, обеспечение обороноспособности страны, повышение народного благосостояния, социальная защита населения, государственное регулирования цен.
v Вспомогательные функции ГС предназначены для обслуживания деятельности государственных органов в рамках основных функций – делопроизводство, юридическое обслуживание, материально-техническое обеспечение.
v Специальные функции ГС отражают особенности объекта государственной деятельности – изучение общественного мнения, специальный государственный надзор.
ГС – гарант внепартийности, бескорыстности, компетентности, надежности государственного аппарата.
Функции муниципальной службы (отличаются большей конкретикой) – практическая реализация правовых норм института МС:
- Разработка проекта местного бюджета, отчет о его исполнении, обеспечение местного бюджета;
- Разработка, организация социально-экономических программ развития территории;
- Разработка НПА по вопросам местного значения;
- Управление и распоряжение муниципальной собственностью;
- Руководство и управление МУП (муниципальные унитарные предприятия) и МУ (муниципальные учреждения);
- Осуществление полномочий, переданных органами государственной власти.
МС призвана защищать права и законные интересы МО и населения МО.