Государственный строй Египта
Во главе государства находился фараон, у которого была вся полнота государственной власти – законодательная, исполнительная, судебная. Фараон – живой бог, для поклонения которому был создан сложный церемониал и обряды почитания. Почитались как боги и умершие фараоны.
Реальную роль в управлении государством играл царский двор. Во главе его был первый помощник фараона – джати (визирь). Его функции:
глава финансового ведомства (государственные житницы и “золотая палата”);
руководство общественными работами (ирригация и царские постройки – государственный архитектор);
градоправитель столицы и высшая полицейская власть;
глава высшей судебной инстанции (6 судебных палат или “великих домов”);
глава военной власти (в эпоху Нового царства).
Армия формировалась из ополчения и лишь отдельные отряды из наемников-ливийцев. В эпоху Нового царства происходит увеличение доли наемников и повышение профессионального уровня солдат, что способствовало победам Египта над внешними врагами. Дальнейшее увеличение доли наемников в условиях ослабления царской власти привело к тому, что армия стала источником смут.
Суд не был отделен от администрации. На местах судебные функции имели общинные органы, в номах – номархи (“жрецы богини истины”). Высший надзор за судопроизводством осуществлял визирь, а высшая судебной инстанцией был фараон, который мог назначать чрезвычайных судей. Судебные функции имелись и у храмов. Судопроизводство письменное. Были в Египте и тюрьмы – административные и хозяйственные поселения преступников, привлеченных к работам. Их деятельностью занималось ведомство “поставщика людей”.
Хеттское царство
Хе́тты (др.-греч. Χετταΐοι, самоназвание Nesili, Kanesili) — индоевропейский народ бронзового века, обитавший в Малой Азии, где основал Хеттское царство (Хатти).
В последние века своего существования хетты создали могущественное Новохеттское государство, распространившее своё влияние на Ближнем Востоке и вступившее в военную конфронтацию с региональным гегемоном — Египтом. При Тутмосе III хетты ещё присылали египтянам богатые дары, но от фараонаХоремхеба до Рамсеса II (XIV—XIII век до н. э.) две конкурирующие силы вели войны за контроль над Сирией (частью которых была битва при Кадеше). После уничтожения Хеттского царства под ударами «народов моря» (во время так называемой «катастрофы бронзового века») народ хеттов пришел в упадок. Отдельные неохеттские государства продолжали существовать на периферии Хеттского царства в Сирии и на юге Анатолии, пока не были разгромлены ассирийцами.
Происхождение
Прародиной хеттов были предположительно Балканы, которые они покинули в конце III тыс. до н. э. Хетты были первым индоевропейским народом, заселившим Болгарию и Грецию ещё в IV тыс. до н. э., а затем вытесненным в Малую Азию второй волной индоевропейского нашествия на Балканы[3]. По другой версии, хетты — коренное аборигенное население Малой Азии, предки которых обосновались в Малой Азии в XIII-X тысячелетиях до нашей эры
Также влияние на культуру хеттов оказала вавилонская цивилизация, от которой они заимствовали клинопись. Сами хетты оказали влияние на культуру всех своих соседей.
На рубеже III—II тысячелетий до н. э. у хеттов, прибывших в Малую Азию, начал распадаться родоплеменной строй. Ускорению этого процесса способствовало проникновение в этот регион в XX—XVIII вв. до н. э. семитских торговых колонистов (ассирийских и, отчасти, аморейских). На территориях восточной и центральной частей Малой Азии было, видимо, ещё в III тыс. до н. э. создано несколько политических образований типа городов-государств (Пурусханда, Амкува, Куссар, Хатти,Каниш, Вахшушана, Ма’ма, Самуха и др.), во главе которых стояли цари (рубаум) или царицы (рабатум). Города-государства Малой Азии пользовались письменностью и письменным языком, заимствованным у ашшурских купцов. Среди городов-государств происходила борьба за политическую гегемонию. На первых порах верх взяла Пурусханда, правитель которой считался «великим царём» среди остальных правителей городов-государств Малой Азии. Позднее же ситуация изменилась в пользу города-государства Куссар. В первой половине XVIII в. до н. э. царь Куссара Анитта основал обширную державу, названную позже Хеттским царством.
Военное дело. Обработка железа
Военные успехи хеттов объяснялись активным использованием ими двух инноваций — боевых колесниц и железного оружия.
Хетты, возможно, были первыми, кто изготавливал и использовал боевые колесницы, которые появились в Передней Азии в начале II тысячелетия до н. э.[5]) от индоевропейских степных кочевников-ариев. В Грецию колесницы пришли, несомненно, от хеттов.
По устоявшемуся мнению, получение железа первыми освоили горные народы севера Малой Азии и Кавказа. Хетты захватили территорию древних хаттов, которые обладали технологией обработки железа. Известно послание фараона Нового царства царю хатти с просьбой прислать ему железный кинжал, что в эпоху бронзового века было очень дорогим подарком (в гробнице Тутанхамона был найден предположительно хеттский кинжал с железным лезвием). В последующие столетия хетты продолжали владеть секретом производства железа, что, наряду с использованием боевых колесниц, давало этому народу огромное преимущество.
Религия
По имеющимся материалам можно представить только некоторые обрывки из того, что составляло совокупность хеттских религиозных верований. Без сомнения, эти верования изменялись не только по эпохам, но и по местам жительства хеттов. Эти верования давали ответы на все вопросы, которые предлагает религиозная любознательность: какие существуют боги и духи, как почитать тех и других, как приобретать их расположение, узнавать их волю, как вообще должно вести себя? Конечно, воссоздать религию хеттеев пока нельзя, но уже можно составлять суждения, имеющие за собой, по-видимому, достаточные основания. Культ хеттов известен по барельефам. Как и хурриты, хетты поклонялись богу грома — Тешубу (Тишуб-Тарку). Они изображались с перунами в одной руке и с двойным топором — в другой, с бородой, в египетском переднике и головном уборе, вроде египетской белой короны. Важным документом для суждения о хеттской религии, равно как и для изучения политической истории хеттеев, является договор Хета-Сира, заключенный с Рамзесом II. В этом договоре говорится о том, что цари Кхета и Египта обязывались не переходить со своими войсками границ друг друга, не начинать войны в случае каких-либо недоразумений, поддерживать своими войсками друг друга в борьбе с врагами, а все, что было написано на серебряной таблице договора, одобрено союзом богов, божествами мужскими и женскими, божествами земли египетской.
Женские божества
Главное женское божество хеттов, вероятно, было первообразом малоазиатской «Великой Матери» с именем Ма, Кибелы, Реи; она изображалась в длинном одеянии, с короной вроде muralis на голове. В Богаз-Кёе есть интересное изображение хеттского божества в высоком остром восьмиугольном головном уборе. Институт жрецов и жриц был у хеттов очень велик.
Жертвоприношения
«В жертвы приносились различные животные. Козы и бараны — были обычными животными. Доброй жертвой обозначался бык. Только свиней не разрешено было приносить в жертву и употреблять в пищу, так как они считались нечистыми животными. Приносились в жертву и дети. Их закутывали в звериные шкуры и родители бросали их сверху во двор, крича, что это не их дети, а быки.» ([9])
Праздники
Два раза в год хетты, в г. Мабоге (Иераполис) праздничная процессия отправлялась к расщелине скалы, находившейся под храмом: в эту расщелину (по их учению) стекли воды потопа и в нее лили морскую воду. Псевдо-Лукиан говорит о существовании в Иераполе сказания о потопе. По содержанию оно почти тождественно вавилонским и библейским; имя героя — Девкалион Сисифей. Жрецы локализировали, в расщелине скалы под храмом, сток вод потопа. Сказание говорит, что богиня Сима, дочь высшего бога Адада, положила конец нападениям демона, наполнив морской водой расщелину в которой он жил. Приходящий в Мабогу брил себе голову и брови. Принеся в жертву овцу, он разрывал на куски мясо и устраивал пир. Шкуру расстилал на земле, становился на колени, голову и ноги жертвы возлагал на свою голову в то же время заклинал богов принять его жертву, обещая в будущем принести ещё лучше. После чего он увенчивался венками. ([10])
Города
«Все население хеттских городов представляло собой служителей богини. В центре города помещался храм. Главным лицом в городе был верховный жрец. Представитель власти светской стоял на втором месте. Священные города были городами убежищами. Убийца, преступивший ограду города, был здесь неприкосновенен для родовой мести.» ([12])
Общество
По мнению многих историков (Эдуарда Мейера, Альбрехта Гётце, Александра Морэ, Оливера Гёрни), хеттское общество было весьма гуманным и терпимым для своего времени[13]: об этом свидетельствуют высокий социальный статус женщины, избираемость должностей вплоть до царя, рациональность законодательства, практически полное отсутствие смертной казни и принципа талиона — вместо этого преступления карались натуральным или денежным штрафом в качестве компенсации.
Антропологический тип
Это были люди брюнетического типа, обладавшие крупным носом и весьма коротким и высоким черепом с очень плоским, точно срезанным затылком. Этот тип называется арменоидный и наиболее сохранился у современных армян
.Вопрос 3. Вавилон и Ассирия
Ассирия.
Ухудшение климата на Аравийском полуострове во второй половине 3-го тысячелетия до нашей эры вызвало переселение оттуда семитских племён к среднему течению Евфрата и далее на север и восток.
Северной группой этих семитских переселенцев были древние ассирийцы. Ассирийцы говорили на северном диалекте аккадского языка. Первый город, построенный ассирийцами на среднем Тигре они назвали Ашшур, по имени своего верховного бога Ашшура
В начале II тысячелетия до н.э. формировалась одна из крупнейших держав ближневосточной древности – Ассирия. Усилившийся в XVI в. до н.э. правитель Ашура присоединил к себе ряд соседних территорий и постепенно подчинил себе органы общинно-городского самоуправления. Правда, вскоре Ашшур попал под власть Вавилонии (царь Хамураппи), но с ослаблением ее вновь обрел независимость. с XIV в. до н.э. Ассирия, подчинившая Митанни, стала могущественным государством.
С падением Хеттского царства ассирийский правитель Тиглатпаласар I (1115-1077 гг. до н.э.) в ходе успешных походов раздвинул границы своей державы от Вавилона до Египта. Однако нашествие арамеев из Аравии в начале XI в. до н.э. привело Ассирию после Тиглатпаласара I в состояние упадка, длившегося около полутора веков. Новый период в истории Ассирии начался лишь после того, как она сумела оправиться от арамейского вторжения. И лишь на рубеже X-IX вв. до н.э. это государство вновь вступило в полосу стабилизации и роста своего могущества – начался так называемый новоассирийский период его истории.
Ассирийцам удалось захватить почти всю Месопотамию, Сирию, Палестину, Финикию, Израиль. На покоренных землях они образовали провинции, обложив их ежегодной данью, а наиболее искусных ремесленников переселяли в ассирийские города. Своей империей ассирийцы управляли очень сурово, депортируя или казня всех бунтовщиков.
Ассирия достигла вершины своего могущества в третьей четверти VIII века до н.э. во время правления Тиглатпаласара III (745—727 г. до н. э.). Все царствовавшие один за другим три сына Адад-нерари III вели тяжёлые войны с Урарту, шаг за шагом теряя свои позиции. Новые мятежи и эпидемии довершили крах политики, начало которой положил Адад-нерари II. В результате гражданской войны к власти пришёл Тиглатпаласар III. Его сын Саргон II захватил Северно-Израильское царство и раздвинул границы царства до Египта.Значение победы у Дамаска было огромно. Во-первых, прекратило своё существование некогда могущественное Дамасское царство, стоявшее во главе почти всех антиассирийских движений в Сирии. Во-вторых, создавшаяся обстановка предопределила и конец Израильского царства, которое стало беспомощным, окруженное со всех сторон ассирийскими владениями. В-третьих, царь Иудеи Ахаз стал вассалом Ассирии и за свою мнимую независимость платил огромную дань. И, наконец, с подчинением Газы ассирийские войска вплотную подошли к границе Египта. Древняя Ассирия в течение нескольких последующих десятилетий практически не знала поражений и неуклонно двигалась к своей цели: взять под контроль основные источники сырья, центры производства и торговые пути от Персидского залива до Армянского нагорья и от Ирана до Средиземного моря и Малой Азии.Тиглатпаласар III стал насильственно переселять в коренную Ассирию и в другие провинции жителей завоеванных территорий вместе с их семьями, имуществом и даже «вместе с их богами». Людей изредка угоняли и раньше, но в ограниченных масштабах. Тиглатпаласар III начал делать это в невиданных до того масштабах. Угоняемых старались селить как можно дальше от их родины и вперемешку с другими племенами. Эту практику продолжали и следующие ассирийские цари
Армия, до того состоявшая из военных колонистов и ополчения, была реорганизована в постоянное профессиональное войско, находившееся на полном содержании у царя. Этот шаг помимо повышения боеспособности армии увеличивал также независимость царя от общин, прежде выставлявших ополчение. Армия была единообразно экипирована и превосходно обучена. Ассирийцы первыми начали широко применять стальное оружие. Они же впервые ввели два новых рода войск — регулярную кавалерию и сапёров. Кавалерия, заменившая традиционные отряды колесниц, позволяла наносить внезапные стремительные удары, застигая противника врасплох. Наконец, новая ассирийская армия имела превосходно налаженную службу разведки и связи. Это ведомство считалось столь важным, что во главе его обычно стоял наследник престола.
Тиглатпаласар III начал с обеспечения безопасности южных и восточных границ своего государства. Вавилонию он прошёл до самого Персидского залива, громя халдейские племена и выселяя в Ассирию множество пленных, но не причиняя никакого ущерба городам и, напротив, всячески подчеркивая свою роль их защитника и покровителя.
Пока Тиглатпаласар III вел свои военные кампании на востоке, севере и западе, Вавилония из-за ряда внутренних событий впала в полную анархию. Ассирийский царь явился туда как восстановитель порядка и спокойствия. Халдейские племена подверглись жестокому разгрому, 120 тыс. человек были угнаны в плен. Но завоеванную страну не разделили, как обычно, на области. Престиж Вавилонии был столь велик, что Тиглатпаласар III предпочел короноваться в качестве вавилонского царя (под именем Пулу), объединив таким образом всю Месопотамию личной унией.
Наследник Тиглатпаласара III Салманасар V (727—722) получил империю, простиравшуюся от Персидского залива до Средиземного моря.
В 626 г. до н. э. вождь племени халдеев из Южной Месопотамии Набопаласар захватил царский трон в Вавилонии. Ещё раньше к востоку от царства Ассирии разрозненные племена мидян объединились в Мидийское царство. Время культуры Ассирии прошло. В 614 г. до н. э. в Ассирию вторглись мидяне и тоже подступили к Ашшуру. Ашшур пал до прихода вавилонян, и у его развалин цари Мидии и Вавилона заключили союз, скреплённый династическим браком. В б12 г. до н. э. союзные войска осадили Ниневию и взяли её всего через три месяца. Город был разрушен и разграблен, мидяне с долей добычи вернулись в свои земли, а вавилоняне продолжили завоевание ассирийского наследства. В 610 г. до н. э. остатки ассирийской армии, усиленные египетскими подкреплениями, были разбиты и отброшены за Евфрат. Через пять лет потерпели поражение последние ассирийские отряды. Так закончила своё существование первая в истории человечества «мировая» держава. При этом не произошло сколько-нибудь значительных этнических перемен: погибла лишь «верхушка» ассирийского общества. Огромное многовековое наследство царство Ассирии перешло к Вавилону.
В 612 г. до н.э. столица страны — Ниневия была взята и ассирийцев ждала участь их бывших жертв. Город был разрушен и разграблен. Уцелевшая часть ассирийского войска прорвалась к Харрану в верхней Месопотамии. Там оно получило помощь от Египта. Мидяне предпочли уйти восвояси со своей долей добычи, оставив вавилонянам добивать ассирийцев. 610 году до н. э. был разбит последний остаток ассирийского войска.
Вавилония
В 4-м тыс. до н.э. в болотистых низовьях Тигра и Евфрата появились первые городские поселения, основанные шумерами.
Шумеры сумели потеснить болота, создать региональные ирригационные системы, которые стали экономической основой высокоразвитого земледелия. В политическом плане в Шумере существовало множество городов-государств, что связано с отсутствием необходимости в единой ирригационной сети.
Объединение произошло после возвышения города в Северной Месопотамии — Аккада. Его правитель Саргон (2316 — 2261 гг. до н.э.), создав мощнейшую для того времени армию, сумел подчинить своей власти все шумерские города, а затем расширил границы своей страны от Персидского залива до берегов Средиземного моря. Возникла первая в истории мировая империя.
Территория Месопотамии очень часто подвергалась нашествиям многочисленных воинственных кочевых племен, которые во множестве проживали на ее границах. Так погибло и Аккадское царство.
В затяжной борьбе отдельных городов-государств лидирующая роль переходит к Вавилону (XIX — XVI вв. до н.э.). Особую известность приобрел царь Хаммурапи (1792 — 1750 гг. до н.э.), талантливейший правитель и создатель законодательного кодекса.
При царе Хаммурапи (1992 — 1750 гг. до н.э.) вавилоняне завоевали большую часть Месопотамии. О жизни Вавилонского царства мы имеем подробные сведения благодаря знаменитым законам Хаммурапи. Это свод законов, служивший образцом для последующего законодательства многих стран Передней Азии. В основе закона лежал принцип талиона — наказание равно преступлению («око за око»).
Согласно законам Хаммурапи вся земля в стране принадлежала царю. Общины и знать считались пользователями земли. Довольно большую роль в хозяйственной жизни играли полностью бесправные рабы из числа пленных. Был и другой источник рабства: за долги продавали своих детей, а подчас и самих себя в рабство. Однако закон ограничивал долговое рабство. Свободные делились на две категории — полноправных и зависимых людей. Предполагается, что полноправные являлись членами общин, а зависимые люди трудились на полученных от царя наделах. В 1518 г. до н.э. Вавилония была завоевана кочевниками-касситами
Держава, созданная Хаммурапи, просуществовала около двух веков: в 1595 году до н. э. войска хеттского царства захватили и разграбили Вавилон, уничтожив старовавилонское государство амореев и положив начало длительному экономическому упадку Вавилонии. Господство касситов на севере Вавилонии было временем внешнеполитического бессилия Вавилона и общего экономического застоя; кроме того, существенной особенностью этой эпохи были многочисленные войны с участием различных вавилонских династий и соседних Элама и Ассирии, а также вторжения степняков-халдеев и других кочевых племен. Тем не менее Законы Хаммурапи на протяжении столетий оставались основой древневосточного права, хотя изменившиеся условия и вносили в правовую практику различные модификации. Законы оказали значительное влияние на библейское законодательство, а также среднеассирийские (XV—XIV века до н. э.) и хеттские законы (XVI—XIII века до н. э.) и вполне возможно, что через посредство финикийцев они могли влиять на греческое право и право других народов Средиземноморья.
Касситское царство самого начала было крупным государством, при последующих правителях его территория значительно расширилась и Вавилон стал столицей новой ближневосточной державы. Как и амореи, касситы постепенно ассимилировались коренным населением страны — вавилонянами, растворившись в культурной среде Древней Месопотамии.
Последующие столетия государство Вавилон сохранял формальную независимость, но всё больше оказывался под политическим влиянием северного соседа — Ассирии. Ассирия, разделённая на несколько царств, уже не могла осуществлять контроль над Вавилонией в той же степени, как она делала это раньше. Но вот её господству был положен конец. В результате войны за независимость от Ассирии Начался новый период подъёма Вавилона.При Навуходоносоре Вавилония превратилась в процветающую страну. Это было временем полного возрождения, экономического расцвета и культурного развития. Навуходоносор находился уже в гораздо лучших условиях, чем его отец. Он получал дань, которая раньше шла в Ниневию, а потому не имел недостатка в рабочих руках и не должен был бороться за независимость. Его войны только увеличивали его материальные средства и доставляли вереницы пленных — даровых работников.
Вавилон перестроили, и он стал крупнейшим центром международной торговли. Это время подлинного возрождения, экономического расцвета и культурного развития всей Передней Азии. После долгих войн здесь наконец установился относительный мир.
Весь Ближний Восток был разделён между тремя великими державами — Вавилонией, Мидией и древним Египтом. У них сохранялись настороженные, даже враждебные отношения, но крупных переделов сфер влияния уже не происходило.
Прошло полстолетия, и новая угроза процветанию пришла с востока.
Персидская держава
Ассирийская держава после восстания и пожара 612 г. до н.э. распалась и на ее территории возникло три крупных государства
- Нововавилонское царство, включающее Сирию, Палестину и Финикию. Центр - г. Вавилон
- Лидийское царство, включающее территории между Средиземным, Эгейским и Черным морями, имевшее славу «золотой земли». Центр - г. Сарды.
- Мидийское царство, располагавшееся на востоке Междуречья, где тянулось обширное и высокое Иранское нагорье. В состав Мидии входили многочисленные иранские племена, постоянно борющиеся за свою независимость. Главную роль среди них играли племена персов, жившие на берегу Персидского залива.
1. Для начала выясним, кто же такие персы, а для этого узнаем, что рассказывал древнегреческий историк Геродот о них.
Персы в отличие от других народов, не придавали своим богам человеческой формы, не воздвигали в их честь ни храмов, ни жертвенников, исполняя религиозные обряды на вершинах гор. Они питают отвращение к мясу, любовь к фруктам и пристрастие к вину; любят удовольствия. Персы проявляют интерес к чужестранным обычаям, ценят воинскую доблесть, серьезно относятся к воспитанию детей, уважают право на жизнь всякого, даже раба. Они терпеть не могут лжи и долгов, презирают прокаженных. Заболевание проказой служит для персов доказательством, что "несчастный согрешил против Солнца".
2. Известно, что предводителем персов в борьбе за независимость стал некий Кир. Кто он? Почему персы пошли за ним? Обратимся все к тому же Геродоту.
1. Перед началом войны с Персией лидийский царь Крёз обратился к предсказателям. Те дали двусмысленный ответ: «Перейдя реку, ты погубишь великое царство». Крез решил, что речь идёт о Персидском царстве, но погубил своё царство, потерпев поражение от Кира.
Лидийский царь Крез, собираясь войной на персов, получил от лидийца Сандониса следующий совет: «Царь! Ты собираешься в поход на людей, которые носят кожаные штаны и другую одежду из кожи; едят же они не столько, сколько пожелают, а сколько у них есть пищи, так как обитают в земле суровой. Кроме того, они не пьют вина, довольствуясь лишь водой. Нет у них ни смокв и никаких полезных плодов». (Геродот)
Какое государство было более развитым и богатым – Лидийское или Персидское?
Военным успехам персов способствовал ряд факторов: персы только выходили из состояния первобытности, все мужчины были воины, появилось специальное войско, куда входили хорошо обученные воины. Владение лучшим железным оружием, искусство управлять боевыми колесницами, использование конницы делало персов непобедимыми.
Персидскую империю называли «страна стран», а её правителя – «царь царей».