Демократические идеи в США в годы борьбы за независимость (Т.Джефферсон, Т.Пейн).

ДЖЕФФЕРСОН воспринял естественно-правовую доктрину. Она проявлялась в представлениях об общественном договоре как основе устройства общества, дающем его участникам право участвовать в государственной власти. Отсюда вытекает идея о народном суверенитете, равенстве прав.

Критиковал капитализм, ведущий к разорению масс. Главная причина этого бедствия — развитие крупных капиталистических производств. Идеал — демократическая республика свободных и равноправных фермеров.

Автор Декларации Независимости. Разграничение с религией представлений о государстве, народный суверенитет, защита личных и прав граждан делало Декларацию выдающейся политико-правовой доктриной того времени. В преамбуле Декларации провозглашается естественное равенство людей, что люди наделены равными правами: правом на жизнь, свободу, стремление к счастью. В перечне названных в декларации прав отсутствует право собственности т.к. оно является приобретенным правом и не является неотъемлемым.

Правительство создали люди для охранения естественных прав человека. Власть правителей проистекает из согласия народа подчиняться ему. Следовательно, народ вправе изменить или уничтожить существующую форму правления, т.е. обосновывается право на революцию.

Убежден, что рабство противно человеческой природе и естественным правам людей.

Томас Пейн (1737-1809) относится к числу наиболее радикальных представителей демократической, политической и правовой идеологии Войны за независимость. Он предложил название государства, которое должны образовать колонисты, — США.

В 1791 г. публикует работу “Права человека”, в которой защищает демократические права и свободы, провозглашенные во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г

Пейн различал естественные и гражданские права человека. К первым он относил право на счастье, свободу совести, свободу мысли. С образованием общества и государства, люди передали часть своих естественных прав в “общий фонд”. Так возникают гражданские права, принадлежащие человеку как члену общества.

Одним из первых в Северной Америке Пейн еще в 1775 г. выступил против рабовладения и потребовал освобождения рабов.

Он проводит различие между обществом и государством. Государство возникает вслед за объединением людей в обществе, потому что объединившиеся люди не способны сами сохранять справедливость в отношениях между собой. Зарождение и существование государственной власти строится только на согласии управляемых (по общественному договору), поэтому верховная власть государства должна принадлежать самому народу. Из этой идеи народного суверенитета делает вывод о праве народа учреждать или уничтожать любую форму правления.

Формы государственного правления:

1. Правление, установленное самим народом — на основе выборов и представительства, имеют источником общественный договор и утверждены на разуме;

2. Правление, воздвигнутое над народом — на основе права наследования, имеют источником силу и обман

Республиканское правление, согласно идеям Пейна, должно быть основано на принципе народного представительства. Верховной властью должен обладать, по его мнению, законодательный орган, избираемый на основе всеобщего избирательного права.

Пейн был сторонником однопалатной структуры парламента.

Единоличному главе исполнительной власти (президенту) он предпочитал коллегиального. Возражал он и против наделения президента правом «вето», против несменяемости судей, которые должны были переизбираться и быть ответственными перед народом.

19-21.Государственно-правовые воззрения русского дворянства первой трети XYIII века. (Ф.Прокопович, В.Н. Татищев, И.Т. Посошков)

Первая половина 18 века: необходимость появления официальной доктрины с обоснованием абсолютной власти монарха; попытки приспособить теории естественного права и договорного происхождения государства для обоснования абсолютной монархии.

Феофан Прокопович (1681-1736). Труды: «Правда воли монаршей в определении наследника державы своей», «Слово о власти и чести царской», «Духовный регламент», «Поэтика», «Риторика».

Взгляды сформировались под влиянием западно-европейской правовой мысли, в первую очередь Гроция. В своем учении соединил аргументы естественно-правовой теории с богословием. Обращался к процессу исследования государства – договорная теория.

Основное свойство государственной власти – верховенство. Признаки: суверенная, надзаконная, юридически безответственная, неприкосновенная.

Формы правления: монархия (ограниченная, абсолютная, выборная, наследственная); аристократия; демократия; смешанная форма правления. Монарх – просвещенный государь, который обязан заботиться не только об общем благе, но и распространении просвещения, искоренении предрассудков, устроении правосудия.

В работе «Право воли монаршей» оправдывал принятый Петром 1 указ, закрепляющий за императором право назначать наследника престола.

Выступает за приоритет «соборного» (коллективного), а не единоличного управления всеми звеньями церковной организации.

Народ для него исключительно субъект обязанностей и подчинения (терпеть все от самодержавия, терпеть настроение и злоправие государя, не судить его.

Василий Никитич Татищев (1686-1750). Труды: «История российская с самых древних аремен», «Разговор двух приятелей о пользе наук и учений», «Лексикон российский».

Теоритическая основа взглядов – концепция естественного права и договорного происхождения государства. Создание государства – результат общественного договора; вносит в процесс образования государства исторические начала; выступал за упорядочение статуса сословий в государстве.

Формы правления: монархия (наилучшая форма), тирания (худшая), смешанная форма правления.

Большое значение придавал соблюдению законов, возлагал надежды на развитие образования и просвещения.

Допускает как договорную теорию, так и патриархальную теорию происхождения государства.

Вопрос об отмене крепостного права: отменить в России крепостное право – еще большее зло чем не отменять его.

Иван Тихонович Посошков (1652-1726). « Книга о скудности и богатстве».

Проблемы: об определении положения сословий, организации правосудия, военного дела, просвещения и тд. ( все вопросы должны решаться через принятие законов).

Под общим благом Р. государства понимал упорядоченность сословных обязанностей и благ. Сословия: 1) купечество, 2)дворянство, 3)духовенство, 4)крестьянство.

Под «правдой» понимает правый суд и соблюдение законов, а под термином «неправда» - нарушение законов, беззаконие.

Положение купеческого сословия, занимающегося торговлей: государству нужно оказывать покровительство и помощь, обеспечивать условия для внутренней и внешней торговли; выступать против многочисленных пошлин.

Вопросы крестьянского устройства: настаивал на обучении всех крестьян грамоте и счету; советовал соблюдать строгий контроль за крестьянами помещиков.

Уделял внимание организации военной службы. Организация правосудия: необходимо создать судебную книгу, сословный суд, классифицировал составы преступлений.

Наши рекомендации