Государственно-правовые идеи эпохи Реформации во Франции. (Ж. Боден).
Ж. БОДЕН (1530-1596). Юрист, политический деятель, избирался от третьего сословия в Генеральные Штаты. Он теоретик абсолютизма во Франции, творец государственного права. «6 книг о республике». Впервые установил понятие суверенитета как обязательного признака государства.
Государство — правое управление множеством семей, облеченное верховой властью.
1) Государство действует сообразно со справедливостью, естественными и божественными законами.
2) Семья — главная основа государства. Домашняя власть похожа на политическую, но управляет частным достоянием, а политическая – общим. Но эта власть не должна поглощать семейного быта и частной собственности. Семейная власть должна быть едина и принадлежать мужу. Выступал против рабства.
3) Верховная власть — постоянная и абсолютная. Облеченное властью лицо может издавать любые законы, оно подчиняется закону божьему и естественному и стоит выше человеческих законов.
Устройство верховной власти (формы правления):
1) Монархия
2) Аристократия
3) Демократия
Смешанные формы проигрывают единству власти.
Монархия - лучшая форма. Другие формы правления могут существовать только в малых государствах. Монархия должна быть непременно наследственной и передаваться по праву первородства. Не допускается наследие престола женщиной, как противоречащее естественному закону. Не допускается и разделение государственной власти между нескольким наследниками. Власть монарха ограничена только божественным и естественным законом.
Для сохранения спокойствия в государстве, правитель должен стоять выше партийных интересов, а этого можно достичь только в монархии.
Боден высоко оценивает роль Генеральных Штатов, которые представляют интересы всех трех сословий и сдерживают стремление верховной власти к произволу, предавая гласности злоупотребления. Особенно важна прерогатива Генеральных Штатов давать согласие на новые налоги, т.к. нельзя брать чужое имущество без согласия его владельца.
Политические перемены в государстве не должны совершаться разом. Из всех причин, ведущих к переворотам, первое место Боден отдает неравномерному распределению богатства.
Рассматривает религию с точки зрения государства и государственной пользы. Он считал необходимым запретить всякие прения о религии, ибо они колеблят истину в умах, плодят раздоры. Государственная власть должна стоять выше различия вероисповеданий и держать между ними равновесие. Нельзя принуждать кого-либо к вере, т.е. Боден защищает свободу совести.
«Теория климата и почвы». Плодородие влияет на различие в правах, т.к. обитатели бесплодных земель более предприимчивы, склонны к ремеслам и искусствам. Обитатели плодородных земель таких побуждений не имеют. Все это отражается на государственном устройстве: храбрые жители Севера и горцы не выносят иного правления, кроме народного или устанавливают выборные монархии. Изнеженные обитатели юга и равнин легко подчиняются власти единого правителя.
10.Социально-политические идеи раннего утопического социализма (Т.Мор, Т.Кампанелла).
Т.МОР (1478-1535) родоначальник идеи. В 1516 г. была опубликована “Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии”. Томас Мор — правовед по образованию, “Утопия” создана им во время поездки во Фландрию в составе посольства.
«Утопия» — в переводе с греческого «место, которого нет». 1 часть — критика политических и социальных пороков современных европейских государств. 2 часть — о несуществующем острове Утопия.
Указывает на большое количество знати, обирающей народ, власти, вместо наказания виновных, обрушивающейся на бедняков кровавыми законами. Государство — заговор богачей, ратующих над своим благополучием под вывеской государства. Частная собственность есть зло.
Остров Утопия недалеко от Америки, на нем 54 города живут в условиях полного коммунизма. Семья — основная общественная ячейка. Семья занимается определенным ремеслом. В деревенской семье 40 взрослых человек (в городской — от 10 до 16 человек). Вокруг города — поля, которые обрабатываются горожанами поочередно. Часть горожан переселяются туда, уступая место тем, кто по истечении 2 лет работы на полях возвращаются в город. Все произведенные продукты перевозятся в общественные дома, отсюда глава семьи получает все необходимое по потребности на семью. Обедают в общих столовых. Рабочий день 6 часов.
Рост производительности и изобилие объясняется: 1. Отсутствием праздных людей (богачей, воинов, нищенствующих); 2. Женщины работают как и мужчины; 3. От физического труда освобождаются должностные лица и те, кто призван заниматься наукой.
Каждый носит одинаковую одежду, дома определяются для проживания по жребию; золото и серебро хранятся лишь на случай внешней войны. Общности жен нет. Браки строго охраняются законом, они нерасторжимы. Развод возможен в случае прелюбодеяния супруга. Виновный в разводе не может вступить в брак вторично. Оскорбление брачного союза — пожизненное рабство.
Неприятные работы выполняют рабы. Рабы — осужденные за преступление и выкупленные за границей осужденные к смерти, а также военнопленные.
Управление 54 городами осуществляется на выборной основе. Все должностные выбираются на 1 год за исключением князя- пожизненно. Важные дела города решаются Собранием должностных лиц, а иногда — Народным собранием.
Во главе государства князь и Сенат по три депутата от каждого города.
Религии у утопийцев разные. Общественное устройство Утопии строится на равенстве людей и святости труда.
Томмазо (Джиана Доменико) Кампанелла (1568–1639 гг.). Доминиканский монах, был заключен в тюрьму за участие в подготовке восстания против испанского ига в Калабрии (южная Италия). В тюрьмах, где он провел около 27 лет, “Город Солнца” (издано в 1623 г.).
«Город солнца». Город расположен близ экватора у берегов Индии на острове. Верховная власть вручена одному лицу, которого зовут ГОГ (Солнце), он самый умный в государстве. При нем три помощника: ПОН (сила — война и мир), САН (мудрость – налоги, искусство, воспитание детей), МОР (любовь — деторождение, медицина, земледелие).
Кандидат на должность рассматривается сначала в Большом Совете (все граждане от 20 лет, заседают 2 раза в месяц), затем на Малом Совете (все старше 50 ).
Чтобы быть ГОГом (метафизиком), надо обладать знанием во всех областях. Его смещают, если найдется превосходящий по знанию.
Остальные должностные лица могут смещаться по воле нар.
Город Солнца – аристократическая республика, многое в устроении напоминает монашеский орден.
Солярии живут в условиях коммунизма, спят в общих спальнях, едят в столовых, все общее, даже жены. Существует подбор молодых людей для воспроизводства. Воспитание детей — дело общественное. В руководители детям назначают ремесленников соответствующих характеру и созвездию под которым он родился.
Производственной ячейкой является мастерская (бригада). С/х работами занимаются все в определенное время. Против рабства. Тяжелый труд — самый почетный. 4-х часовой рабочий день. Потребление носит обществ характер. Военное дело обязательно для всех, даже женщин.
Законы немногочисленны, кратки и ясны. Наказание за преступление — исправление, но для умышленных — принцип талиона (возмездие). Наказания разные: телесные повреждения, смерть, удаление от общественного стола. Тюрем нет. Судят за безнравственные поступки, малодушие, гордыню (т.е. имеет место смешение норм права и морали). За духовными лицами признается право творить правосудие.