Линии сравнения | Абсолютная | Дуалистическая | Парламентарная |
1. Принадлежность законодательной власти | монарху | разделена между монархом и парламентом | парламенту |
2. Осуществление исполнительной власти | монарх | формально – монарх, фактически – правительство |
3. Назначение главы правительства | монарх | формально – монарх, но с учетом парламентских выборов |
4. Ответственность правительства | перед монархом | перед парламентом |
5. Право роспуска парламента | – (парламент) | у монарха (неограниченное) | у монарха (по рекомендации правительства) |
6. Право veto монарха на решения парламента | – | абсолютное veto | предусмотрено, но не используется |
7. Чрезвычайно-указное законодательство монарха | неограниченное (указ монарха имеет силу закона) | только в период между сессиями парламента | предусмотрено, но не используется |
8. Современные страны | Саудовская Аравия, Оман | Иордания, Кувейт | Великобритания, Япония, Испания |
Линии сравнения | Президентская | Полупрезидентская (смешанная) | Парламентская |
1. Порядок избрания президента | Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь) | Избирается на заседании парламента |
2. Порядок образования правительства | Президент формирует правительство при определенном парламентском контроле | Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента | Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии |
3. Ответственность правительства | Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству | Двойная ответственность переел парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен | Перед парламентом. Парламент может внести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства |
4. Право роспуска парламента у президента | Отсутствует | Президент имеет право роспуска парламента |
5. Наличие поста премьер-министра | Отсутствует | Существует пост премьер-министра |
6. Объем полномочий президента | Полномочия президента: он не только глава государства, но и глава исполнительной власти | Президент – глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством | Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает по рекомендации правительства, которое несет за них ответственность |
7. Современные государства | США, страны Латинской Америки | Франция, Россия, Австрия | Италия, Индия, ФРГ, Швейцария |
| Формы территориально-политического устройства | |
| | | | |
Унитарное государство | | Федеративное государство | | Конфедеративное государство |
| | | | |
| | | | |
единая политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью | устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и право на двойное гражданство | постоянный союз самостоятельных государств для осуществления совместных конкретных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают союзу решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в оборонной области, в области внешней политики, транспорта и связи, денежной системы |
централизованные государства (Великобритания, Швеция, Дания) | децентрализованные государства (Франция, Италия, Испания) | США, Германия, Мексика, Бразилия, Швейцария, Россия | США (1776-1787) Швейцария (до 1848) Германия (1815-1867) |
| | | | |
| | | | |
представляется достаточно широкая самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. Но средние уровни управления не обладают значительной автономией | крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами и правительствами, административно-управленческими структурами. В области налогообложения их компетентность сильно ограничена | | | |
| | | | | |
Линии сравнения | Виды режимов |
Демократический | Тоталитарный | Авторитарный |
1. Формы | Непосредственная и представительная демократия | Итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм | От буржуазных, социалистических до военно-диктаторских, например, военный режим Пиночета в Чили, теократический режим аятоллы Хомейни в Иране, гражданских диктатур, например, в странах арабского Востока |
2. Социальная база | Опора на большинство населения, которое сознательно поддерживает демократические ценности | Опора на массовые движения люмпенизированных слоев населения | Опора на традиционные социальные институты – бюрократию, армию, церковь |
3. Государственное устройство | Правовое государство, построенное на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения | "Всеобщее государство", осуществляющее тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни | Традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путем жесткого контроля определенных секторов общественной жизни |
4. Партийная система | Многопартийность | Государство одной партии | Правящая партия огосударствлена |
5. Оппозиция | Действует легально | Отрицается | Ее деятельность ограничена жесткими рамками |
6. Правовой принцип | Разрешено все, что не запрещено законом | Запрещено все, что не разрешено законом | Все, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью |
7. Права человека | Большой объем прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы граждан | Права граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государство | Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности |
8. Экономика | Смешанная экономика, доминирует частный сектор; государственное регулирование частного предпринимательства носит косвенный характер | Централизованная экономика, государственное планирование с милитаристской направленностью. Жесткая производственная дисциплина | Обширный государственный сектор может уживаться с рыночной экономикой |
9. Идеология | Политический плюрализм | Существует единственная обязательная официальная идеология | Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений |
10. Карательные органы | Строго подчиняются закону | Пронизывают все сферы государства, осуществляют политический сыск, репрессии, фактически бесконтрольны | Важный элемент государственного аппарата |
| Избирательная система – особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями | |
| | | | |
| | | | |
Мажоритарная система | | Пропорциональная система |
способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов | | способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией количеству голосов |
| | | | |
| разновидности | | | |
| | | | |
| | | | |
абсолютного большинства | | относительного большинства | | |
(избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов, т.е. 50%+1 голос) | | (побеждает кандидат, набравший голосов больше, чем каждый из его соперников в отдельности) | | |
| | | | |
| | | | | | | | | |
Объединение различных интересов происходит до выборов в парламент | | Объединение различных интересов происходит после выборов |
| | |
Действует на основе создания коалиций групп интересов, стимулирует существование двухпартийной или двухкоалиционной системы | | Различные партии, в том числе и малочисленные, имеют возможность быть представленными в парламенте, не входя в какие-либо коалиции |
| | |
Применяется в США, Индии, Японии | | Применяется в Италии, Израиле и др. |
Политическая идеология – систематизированная совокупность идейных воззрений, выражающих коренные интересы различных социальных групп по поводу власти, ее завоевывания, защиты и использования, на основе которых складываются политические отношения и функционируют политические институты |
| | | | |
| | | | |
| Виды политической идеологии | |
| | | | |
Либерализм | Консерватизм | Социал- демократизм | Коммунизм | Фашизм |
– Абсолютная ценность человеческой личности – Ограничение объема и сфер деятельности государства – Свобода частной собственности – Политическое равенство всех людей – Общество изменяется при помощи реформ | – Главные ценности: государство, церковь, семья, частная собственность – Укрепление устоев государства – Против государственного капитализма – Обществу присуще неравенство – Общество изменяется эволюционно | – Свобода личности, социально-экономическое равенство, справедливость – Отказ от классовой борьбы – Эволюционное развитие общества в сторону социализма | – Превосходство рабочего класса над другими социальными группами и установление его диктатуры – Пролетарский интернационализм – Классовая борьба – Уничтожение частной собственности – Революционный переход к социализму | – Расовое превосходство – Социализация производства –Подчинение интересов личности интересам государства |
| | | | |
| | | | |
| | Социальная база | | |
| | | | |
| | | | |
Мелкая и средняя буржуазия, торговцы, интеллигенция, рабочие | Крупная промышленная и финансовая буржуазия, интеллигенция, верующие, зажиточные слои крестьянства | Мелкая и часть средней буржуазии, пролетариат, часть крестьянства | Люмпенизированные элементы, часть рабочих и крестьян | Люмпенизированные слои, часть рабочих и крестьян, интеллигенция и буржуазия |
Политическая партия – это организация единомышленников, представляющая интересы граждан, социальных групп и классов, ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении |
| | | | |
| Классификация | |
| | | | |
| | | | |
по участию в осуществлении власти | | по характеру членства | | по шкале политического спектра |
| | | | |
правящие – это те партии, которые находятся у власти | | кадровые партии – – немногочисленны; – в них свободное членство; – опираются на профессиональных политиков и финансовую элиту; – в них только те члены, которые голосуют на выборах за данную партию; – проводят деятельность только в период выборов | | левые партии – – за реформы; – за вытеснение частного сектора; – социальная защита трудящихся; – радикально-революционные методы действия |
| | |
оппозиционные – это те партии, которые не находятся у власти и имеют главную задачу – завоевать власть | | |
| | | | |
| | массовые партии – – многочисленны; – в них преобладает воспитательная функция; – отличаются тесной связью между членами партии; – в них есть жесткая дисциплина; – есть первичные парторганизации; – их деятельность проводится систематически | | центристские партии – – компромисс; – сотрудничество |
|
правые партии – – за сильное государство; – охрана частной собственности; – за стабильность; – отрицательное отношение к революции |
| | | | |
Партийная система – это совокупность легально действующих партий и отношений между ними |
| | |
| | |
Альтернативная | | Неальтернативная |
| | |
1. Существует, по крайней мере, одна оппозиционная легальная партия, которая может прийти к власти законным путем (Япония) | | 1. Не существует реальной возможности для прихода к власти оппозиции (Саудовская Аравия, Катар, Бруней) |
2. Двухпартийная система (США, Великобритания) | | 2. Однопартийная система (КНДР, Куба) |
3. Многопартийная система (ФРГ, Италия, Франция и др.) | | 3. Существует много партий, ведущих борьбу за власть, но власть реально принадлежит надпартийной силе (армия, церковь) (Чили 80-х гг. ХХ в.) |
| | |
Мыслитель | Основные идеи |
Т. Гоббс, английский философ | Гражданское общество – это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Государство превалирует над гражданским обществом |
Дж. Локк, английский философ | Гражданское общество – это общество политическое, т.е. общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы |
Ш.Л. Монтескье, французский философ | Гражданское общество – это общество вражды людей друг с другом, которые для прекращения этой вражды преобразуются в государство |
Т. Пейн, американский просветитель | Чем совершеннее гражданское общество, тем более оно саморегулируется и тем менее нуждается в регулировании со стороны государства. Гражданское общество – благо, а государство – неизбежное зло |
Г. Гегель, немецкий философ | Гражданское общество – сфера реализации особенных частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет, так как в нем постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью, носящее всеобщий характер. Само гражданское общество не в состоянии справиться со своими проблемами. Приоритет принадлежит государству, которое способно интегрировать разрозненные интересы в цельное общество граждан |
К. Маркс, Ф. Энгельс, немецкий социологи, политические деятели | Гражданское общество – сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей. Именно оно является первичным по отношению к государству, гражданская жизнь как сумма разнообразных интересов скрепляет государство |
| Предпосылки гражданского общества | |
| | | | | | |
Экономические | | Социальные | | Политико- правовые | | Культурные |
Частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция | | Большой удельный вес в обществе среднего класса | | Юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм | | Обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода совести |
| | | | | | |
| Гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти | |
| | | | | | | | |
| | | Структура | | | |
| | | | | | | | |
| Политические партии и лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при законодательных и правительственных органах | |
| | | | | | | | |
| Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные) | |
| | | | | | | | |
| Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества | |
| | | | | | | | |
| Научные и культурные организации, спортивные общества | |
| | | | | | | | |
| Муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы, ассоциации избирателей, политические клубы | |
| | | | | | | | |
| Независимые средства массовой информации | |
| | | | | | | | |
| Церковь | | | | | |
| | | | | | | | |
| Семья | | | | | |
| В мировой науке выделяют четыре подхода к гражданскому обществу | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
как противопоставление дикости (анархии) | | как противоположность церкви (религиозным обществам) | | как комплекс общественных отношений, противоположных государству | | как конкретный феномен западной цивилизации | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| Гражданское общество | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Этапы формирования | | Функции | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
I. (XVI-XVII вв.) – складывание экономических и политических предпосылок его существования, переворот в общественной идеологии (появление буржуазной этики) II. (XVIII- конец XIX вв.) – формирование гражданского общества в наиболее развитых странах Европы и США в виде капитализма свободной конкуренции III. (XX в.) – превращение среднего класса в основную социальную группу, процесс становления правового государства | | | Независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых можно заставить человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивающие социализацию и воспитание граждан | |
| |
Защищает граждан и их объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов, защищает права и свободы личности, определяет границы политики | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | Способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы | |
| | | | | | | | |