Основные направления взаимодействия государств в противодействии международной преступности
К ним относятся:
1) Пиратство. Правовая основа борьбы с ним заложена в Конвенции об открытом море, 1958 г., и Конвенции ООН по морскому праву, 1982 г. (ст. 100-107).
Суды государства, корабль которого осуществил захват пиратского судна, могут определять наказание пиратам.
2) Рабство и работорговля. В отношении противоборства с ними действуют Конвенция относительно рабства, 1926 г., Протокол 1953 о внесении изменений в Конвенцию 1926 г. и Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г.
В них дано определение рабства, работорговли, названы институты, сходные с рабством.
Государства обязуются сотрудничать друг с другом в этом вопросе и ввести в национальное законодательство нормы, запрещающие подобные деяния.
3) Торговля людьми. В этой области действует Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами, 1950 г., которая создала международно-правовую базу для наказания организаторов, содержателей и финансистов домов терпимости.
Государства обязаны отметить все акты, предусматривающие регистрацию лиц, занимающихся проституцией или требующих выдачу специального документа, и установить контроль за разного рода конторами по найму на работу, дабы избежать их использования в целях проституции.
Предусмотрено создание специального международного механизма для координации и обобщения результатов деятельности государств в этой области.
4) Терроризм. Борьба с ним ведется на основе:
- Межамериканская конвенция о предупреждении и наказании за совершение актов терроризма, 1971 г.;
- Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе, дипломатических агентов, 1973 г.;
- Европейская конвенция о борьбе с терроризмом, 1976 г. выделила две категории правонарушений:
а) преступные деяния в силу участия государств в Конвенции;
б) деяния признание преступными которых отдано на усмотрение государств.
В системе ООН создан специальный комитет по международному терроризму, занимающийся подготовкой международный договор о борьбе с терроризмом, предоставляющий рекомендации ГА ООН по данной проблеме.
На региональном уровне проблема терроризма находится в зоне внимания ОБСЕ, ОАГ, СНГ и др.
Нормы международного права обязывают государства выдавать террористов тем государствам, на территории которого совершены террористические акты или судить их по своим законам.
5) Захват заложников. В 1979 г. принята Конвенция по борьбе с захватом заложников, которая создала правовую основу для сотрудничества государств по пресечению действий, направленных на захват заложников.
6) Безопасность гражданской авиации и морского судоходства.
Борьба с преступлениями в этой области ведется на основе:
- Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 1963 г.);
- Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970 г.);
- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 г.) и Протокол, касающийся незаконных актов в международных аэропортах, 1988 г.
- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 1988 г.) и Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 г.
Эти Конвенции предусматривают:
а) универсальную юрисдикцию – если предполагаемый преступник находится на территории одного из государств-участников,
б) юрисдикцию государства регистрации воздушного судна или государства флага морского судна,
в) территориальную юрисдикцию,
г) юрисдикцию государства гражданства,
д) юрисдикцию государства, на территории которого совершило посадку воздушное судно и предполагаемый преступник находится на его борту.
Выдача регулируется на основе принципа – выдавай или наказывай.
В двусторонних договорах о воздушном сообщении также содержатся нормы по вопросам борьбы с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
7) Незаконный оборот наркотиков. В настоящее время действуют:
- Единая конвенция о наркотических средствах, 1961 г. Ст. 36 Конвенции называет 18 уголовно наказуемых деяний, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Государствами-участниками был утвержден Международный комитет по контролю над наркотиками;
- Конвенция о психотропных веществах, 1971 г.;
- Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, 1988 г., которая установила меры контроля и санкции за все формы их незаконного оборота, а также конфискацию доходов и имущества виновных.
В системе ООН функционируют:
· Комиссия ООН по наркотическим средствам;
· Международный совет по контролю за наркотическими средствами;
· Программа ООН по контролю за наркотическими средствами;
· Фонд ООН по борьбе со злоупотреблениями наркотиками.
Борьба с незаконным оборотом наркотиков ведется также на двустороннем и региональном уровне.
8) Фальшивомонетничество. Действующая в этой области Конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков была принята в Женеве в 1929 г. Ее участники взяли на себя обязательства в борьбе с фальшивомонетничеством не делать различия между подделкой собственных и иностранных денег и ценных бумаг и с одинаковой строгостью наказывать преступников.
В настоящее время ряд статей конвенции устарел и требует дополнений. Эти пробелы восполняются двусторонними договорами и национальным законодательством.
9) Вербовка наемников. Борьба с наемничеством получила свое правовое закрепление в Конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, 1989 г., где содержится формула определения юрисдикции: территориальный принцип, принцип гражданства, универсальный принцип.
Международная борьба с преступностью координируется Генеральной Ассамблеей, Советом Безопасности, Экономическим и Социальным Советом, Секретариатом ООН, специализированными учреждениями ООН.
Непосредственно противостоят преступным проявлениям:
- Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Они собираются один раз в пять лет, и координируют усилия мирового сообщества в борьбе с преступностью и унификацией международного уголовного права.
- Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию в составе 40 человек, избираемых ЭКОСОС на 3 года.
- Интерпол (Международная организация уголовной полиции), задачей которой является предупреждение уголовных преступлений международного характера и борьба с преступностью путем широкого сотрудничества уголовной полиции разных стран. Она была создана в 1923 г., действующий Устав Интерпола вступил в силу в 1956 г.
Основными направлениями деятельности Интерпола являются:
· уголовная регистрация;
· международный розыск преступников и лиц, пропавших без вести;
· поиск похищенных ценностей;
· оказание технической помощи странам-участникам;
· статистика и научно-исследовательская деятельность.
На региональном уровне борьба с преступностью осуществляется ОАГ, ЛАГ, Советом Европы, Европейским Союзом и др.
С 1993 г. в СНГ действует на постоянной основе Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите существующие основания экстрадиции.
2. Перечислите международные организации, действующие в сфере международного уголовного права.
3. Раскройте роль ООН в борьбе с международной преступностью.
Литература:
См. № 1, 3, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 25, 26, 30, 31, 55, 60 из списка литературы.