Отмена крепостного права в России

Причины и предпосылки реформы (причина – явление, обусловливающее возникновение другого явления; предпосылка – предварительное условие чего-либо):

1. Структурный кризис феодально-крепостнической системы как результат углубления социально-экономических процессов разложения крепостничества. Проявлялся не в прямом падении производства, а в растущем отставании темпов экономического роста России от наиболее развитых стран, противоречиях в сфере экономики, где старые отношения сталкивались с ростками новых.

2. Крымская война, выявившая экономическое и военно-техническое отставание России от передовых европейских стран, повлекшая расстройство ее государственных финансов и системы международных связей. Сыграла решающую роль в осознании правящими верхами необходимости модернизации страны.

3. Социально-политический фактор:

- неуклонное нарастание крестьянского движения с начала XIX в.:

- стремление верхов к социальной и политической стабильности, страх перед «освобождением снизу», «пугачевщиной» (особенно напугало восстание в Эстляндии весной 1858 г.).

4. Социально-культурные факторы:

- смягчение нравов, повышение образовательного и культурного уровня населения (Б.Н. Миронов);

- пробуждение самосознания у крестьянства (Б.Н. Миронов);

- «комплекс стыда» в связи с сохранением крепостного права, развившийся постепенно в просвещенных слоях русского общества под влиянием западных идей (Т. Эммонс и другие западные историки).

5. Субъективный фактор – личность императора Александра II, получившего воспитание под руководством В.А. Жуковского

Подготовка отмены крепостного права.Ближайшим окружением царя, обусловившим подготовку и проведение реформ, являлся тонкий, но до определенного срока влиятельный слой «либеральной бюрократии». Ее лидером, по оценке Л.Г. Захаровой, был Н. Милютин.

Проведению реформ способствовало и изменение психологической атмосферы в обществе во второй половине 1850-х гг., обусловленное реакцией на поражение в Крымской войне («Севастополь ударил по застоявшимся умам» – В.О. Ключевский) и новизной внутренней политики, «оттепелью» (по определению Ф.И. Тютчева), «гласностью», создавшими общественное настроение в поддержку реформ:

Создание механизма реформы:

Январь 1857 г. – создание Секретного Комитета по крестьянскому делу.

20 ноября 1857 г. – Рескрипт Виленскому генерал-губернатору В.И. Назимову, содержавший «основания» для улучшения быта крепостных крестьян края и «разрешение» местным дворянам создать комитет для выработки конкретных положений, направленных на реализацию этой цели. Был разослан всем губернаторам и предводителям дворянства во всех европейских губерниях России, стал для них «руководством к действию». Следствия:

- включение дворянства в процесс подготовки реформы стало неизбежным (создание 46 дворянских губернских комитетов для выработки ее условий);

- дело освобождения крестьян было представлено как инициатива самого дворянства;

- процесс подготовки крестьянской реформы был рассекречен: в январе 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный Комитет.

4 декабря 1858 г. – утверждение Александром II правительственной программы освобождения крестьян с землей за выкуп (вопреки мнению большинства членов Главного Комитета).

17 февраля 1859 г. – создание Редакционных Комиссий для подготовки документов реформы; Председатель – Я.И. Ростовцев, с февраля 1860 г. – В.Н. Панин; фактический лидер – товарищ министра внутренних дел Н.А. Милютин. Отличительные черты работы Комиссий – неформальный, творческий, самостоятельный характер деятельности и научная обоснованность трудов. К работе были привлечены не только представители министерств и ведомств, но и ученые, публицисты. Большинство членов – либеральные деятели. Наиболее выдающиеся – Ю.Ф. Самарин, В.А. Черкасский, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.Х. Бунге, М.Х. Рейтерн, А.П. Заблоцкий-Десятовский.

Август 1859 г. – завершение работы Редакционных Комиссий над проектом документов реформы.

Август 1859 – февраль 1860 гг. – обсуждение проекта с представителями дворянства, уступки дворянству.

Октябрь 1860 г. – роспуск Редакционных Комиссий, направление проекта на рассмотрение в Главный Комитет.

Октябрь 1860 г. – январь 1861 г. – рассмотрение проекта в Главном комитете.

Январь – февраль 1861 г. – рассмотрение проекта в Государственном Совете; Александр II поддержкой позиции либерального меньшинства в Государственном Совете обеспечил утверждение проекта.

19 февраля 1861 г. – подписание Александром II «Положений» и «Манифеста» - основных документов реформы.

Условия освобождения:

1. Крестьяне переставали рассматриваться как собственность помещиков: их нельзя было продавать, переселять и т.п., они получали ряд личных прав –свободу вступления в брак, самостоятельное заключение гражданских сделок и ведение судебных дел, беспрепятственное занятие промышленностью и торговлей, право отлучаться с места своего жительства, поступать в любые учебные заведения, переходить в другие состояния.

2. Крестьяне официально получали право самоуправления, которым фактически обладали до реформы. Сельские и волостные общества возглавлялись сельскими старостами и волостными старшинами.

3. Земля, которой пользовались крестьяне до 1861 г., признавалась полной собственностью помещиков. Земельный надел крестьяне должны были выкупить по утвержденным государством правилам и расценкам.

4. Размер выкупа определялся посредством 6 % капитализации оброка (т.е. путем умножения годового оброка на 16,67). 20 % выкупной суммы выплачивали крестьяне единовременно, 80 % – государство (или 75 %, если надел был неполным), которое предоставляло крестьянину выкупную ссуду со сроком погашения в течение 49 лет, до 1910 г. В соответствии со статьей 113 Положения о выкупе крестьяне должны были ежегодно вносить по 6 копеек на 1 рубль выкупной ссуды (0,06 %). За 49 лет это должно было составить 294 копейки на 1 рубль ссуды, т.е. государство покрывало свои расходы в троекратном размере.

5. До заключения договора о выкупе (а это происходило по соглашению сторон или по инициативе помещика) крестьяне становились «временнообязанными» и в этот период за пользование землей должны были платить оброк или нести фиксированную барщину. От последней крестьяне могли отказаться через два года с заменой ее оброком. На период временнообязанных отношений помещики сохраняли за собой некоторые права вотчинной полиции.

6. Повинности, а также поземельные отношения крестьян и помещиков в период временнообязанного состояния регламентировались Уставными грамотами. Их соответствие основным документам реформы, «букве закона» должны были обеспечить мировые посредники, выполнявшие многочисленные административные и посреднические функции. Назначались из местных потомственных дворян-землевладельцев. Состав мировых посредников «первого призыва» (первого трехлетия) был довольно либеральным, среди них были декабристы А.Е. Розен и М.А. Назимов, петрашевцы Н.С. Кашкин и Н.А. Спешнев, Л.Н. Толстой и известный хирург Н.И. Пирогов.

7. Размеры крестьянского надела, определяемые Местными Положениями, были в среднем на 20 % меньше дореформенных. В связи с этим были проведены отрезки земель в пользу помещиков, доходившие в Черноземных и Степных районах до 40 – 50 %. Крестьяне имели возможность получить так называемые дарственные наделы, равнявшиеся 25 % дореформенных.

8. Сохранялись и усиливались прерогативы сельской общины. По закону реализация многих из провозглашенных личных прав ставилась в зависимость от решения общины, а для отдельного крестьянина, который не являлся главой домохозяйства, – и от решения главы семьи. До 1870 г. крестьянин по закону не имел права отказаться от надела, т.е. был фактически прикреплен к земле. Зависимость крестьянина от общины в сфере распоряжения надельной землей и других вопросах («корпоративное крепостничество», по выражению историка Б.Н. Миронова) сохранилась вплоть до 1906 г.

Наши рекомендации