Тема: Социальная структура
Задание 1: В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.
Понятие | № | Содержание |
Социальная стратификация | 1. Совокупность элементов общества: статусов, ролей, групп, организаций, социальных институтов и их отношений. | |
Каста | 2. Большая группа людей, характеризующаяся своим местом в исторически определенной системе общественного производства, отношением к средствам производства, ролью в общественной организации труда, способами получения и размерами общественного богатства. | |
Маргинальность | 3. Группа, ценности которой являются значимыми для индивида, с которой он соотносит себя как с эталоном. | |
Социальная структура | 4. Перемещение индивидов и социальных групп в обществе. | |
Социальная группа | 5. Совокупность социальных групп, которые отличаются по возрасту, полу, семейному положению, наличию детей, миграционному статусу. | |
Первичная группа | 6. Группа, характеризующаяся формальностью общения, создается для достижения инструментальных целей. | |
Вторичная группа | 7. Совокупность социальных групп, отличающихся типом поселения и типом региона, в котором живут. | |
Референтная группа | 8. Группа, характеризующаяся интимностью общения, цель ее создания – общение как таковое. | |
Класс | 9. Форма стратификации, когда отсутствуют формальные запреты на переход из одной страты в другую. | |
Сословие | 10. Состояние личности, группы или всего общества, находящихся на стыке разных культур. | |
Открытая стратификация | 11. Группа, обладающая закрепленными обычаем или законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. | |
Межпоколенная мобильность | 12. Наслоение, напластование групп, имеющих различный доступ к социальным благам в силу своего положения в общественной иерархии. | |
Социально-территориальная структура | 13. Совокупность людей, которые имеют общий социальный признак и выполняют общественно необходимую функцию в общей системе разделения общественного труда и деятельности. | |
Социально-демографическая структура | 14.Закрытая группа, принадлежность к которой определяется фактом рождения индивида, члены которой связаны происхождением, принадлежность к которой является наследственной и пожизненной. | |
Социальная мобильность | 15. Изменение социального статуса детей по сравнению с социальным статусом родителей. |
Задание 2. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.
№ | Вопрос | Ответ | |
Да | Нет | ||
1. | Современная Россия – общество с закрытой стратификацией? | ||
2. | Социально-демографическая структура включает в себя общественные организации и политические партии? | ||
3. | К.Маркс считал, что класс – это группа людей, которые имеют одинаковое отношение к средствам производства? | ||
4. | Мобильность – это перемещение людей в обществе? | ||
5. | Высший класс состоит из недавно разбогатевших индивидов? | ||
6. | Продвижение по карьерной лестнице – пример горизонтальной мобильности? | ||
7. | Мелкая буржуазия характеризуется наличием одновременно и управленческих функций, и собственностью на средства производства? | ||
8. | Политические изменения, государственные перевороты, революции и войны могут изменить статусы огромных масс людей помимо их воли и желания? | ||
9. | В закрытом обществе контроль за соблюдением статусных обязанностей поставлен жестче, чем в открытом? | ||
10. | Представители конфликтного подхода считают, что вознаграждение осуществляется в соответствии с ролью и поэтому оно справедливо? | ||
11. | Чем выше статус, тем чаще его обладатели прибегают к символической атрибутике, подчеркивающей статусную принадлежность? |
Задание 3. Постройте шкалу престижа профессий в нашем обществе, воспользовавшись своими наблюдениями и жизненным опытом. Разместите в возрастающем порядке следующие профессии: преподаватель вуза, руководитель банка, фермер, продавец, министр, ученый, учитель в школе, водитель, врач, депутат парламента, адвокат, официант, строитель, медсестра, военнослужащий, инженер, слесарь,, тракторист, бухгалтер, агроном.
Задание 4. Назовите города России с населением свыше 1 млн. жителей и проранжируйте их по численности населения (от большего к меньшему). Укажите численность жителей в этих городах на текущий год.
Задание 5. Распределите данные виды социальных групп и общностей по определенным видам и заполните таблицу:
Читатели научной библиотеки университета, семья, толпа на улице, студенческая группа, женщины, средний класс, россияне, дети, пермяки, состоящие в браке, немцы, врачи, дружеская компания, рабочая бригада, студенты университета, феодалы и крестьяне, сельское население, школьный класс, трудовые мигранты, работники сферы торговли и услуг, высший класс, прохожие, зрители футбольного матча, трое друзей, читатели газеты «Российская газета», спортивная команда, сотрудники библиотеки им. Горького, митингующие, незамужние женщины, преподаватели, выехавшие на постоянное место жительства в другую страну.
Виды | Социальные группы и общности |
Малые первичные группы | |
Малые вторичные группы | |
Средние группы | |
Социально-демографические группы | |
Социально-профессиональные группы | |
Социально-поселенческие группы | |
Социально-этнические группы | |
Социально-классовые группы | |
Социальные общности, не являющиеся группами |