Россия на рубеже XVIII и XIX веков. Победа над Наполеоном
После смерти Екатерины II в 1796 году императором России стал сын Петра III и Екатерины II Павел. Он сразу же приступил к преобразованиям, которые способствовали бы превращению России в правовое государство и ослаблению крепостного права. Например, Павел I запретил помещикам привлекать крепостных крестьян к барщинной обработке своей земли более чем на три дня в неделю, а также к работе в выходные дни и религиозные праздники (согласно Манифесту 1797 года). Собственно, эти запреты содержались еще в Соборном уложении 1649 года, но фактически повсеместно нарушались. Очень важную роль сыграл закон о престолонаследии, принятием которого Павел I создавал основы легитимного наследования законной власти в России. Этот закон четко расписывал, кто и как должен становиться российским императором. Принятие этого закона делало невозможным произвол в выборе преемника в духе Петра I или насильственный захват власти и ее узурпацию в духе Екатерины II.
Правда, самому Павлу I не удалось избежать насильственной смерти в духе дворцовых переворотов и цареубийств XVIII века. В начале 1801 года он был убит заговорщиками, недовольными политикой нового царя. Но эти заговорщики уже не смогли поставить нового императора по своему выбору. Новым императором России в соответствии с законом о престолонаследии стал сын Павла I Александр. В первые годы правления Александра I было проведено много важных преобразований, целью которых являлось преодоление и ликвидация социального отставания России от демократических стран.
По поручению царя выдающийся государственный деятель и мыслитель России М. М. Сперанский готовил проект нового государственного устройства страны, который предусматривал такие важнейшие демократические элементы, как наличие независимых ветвей власти, независимые суды и ответственность исполнительной власти перед законодательным органом.
Но этому проекту не суждено было осуществиться на практике. Многие высшие сановники, да и не только они, повели борьбу против деятельности и идей Сперанского. Эти люди искренне считали, что Россия не совместима с демократическими принципами правления, что лучшая форма правления в России – это абсолютное самодержавие.
Одним из таких людей был историк Карамзин, который именно в противостояние идеям Сперанского четко и последовательно сформулировал свою концепцию, утверждавшую абсолютное самодержавие как лучшую и необходимую форму государственного устройства России. В 1811 году Карамзин написал «Записку о древней и новой России», которую передала императору его сестра. Александру I работа Карамзина не понравилась, поскольку он сам (по крайней мере, до этого времени) разделял идеи Сперанского. Следует заметить, что для России в течение долгого времени была характерна эта парадоксальная ситуация: многие русские цари симпатизировали демократии и понимали необходимость демократических преобразований лучше, чем некоторые их образованные подданные. Неслучайно великий Пушкин, бывший прекрасным знатоком как истории, так и политики, констатировал в 1831 году: «Правительство у нас, в сущности, единственный европеец».
Противникам Сперанского удалось добиться его устранения и даже ссылки в 1812 году. Но Сперанскому все же удалось реализовать некоторые свои важные планы. В 1821 году он был назначен руководителем комиссии по составлению законов. Позднее Сперанскому удалось осуществить кодификацию и систематизацию законов, то есть сделать то, к чему стремились правители России на протяжении более чем 100 лет. Под его руководством подготовлено к изданию «Полное собрание законов Российской империи», куда вошли свыше 30 000 юридических актов, законов, издававшихся в России с 1649 года, когда было принято Соборное Уложение царя Алексея Михайловича. Сперанский способствовал изданию «Свода законов Российской империи» в 15 томах. Собственно, этот «Свод законов...» (пополняемый новыми) оставался основой государственного и общественного устройства России вплоть до Февральской революции 1917 года.
Важным шагом по пути демократического реформирования государственного правления было введение системы министерств,которые заменили коллегии, собранные Петром I (Первые министерства были учреждены еще при Павле I). Министерства не дублировали работу друг друга, а для координации их деятельности был создан Кабинет министров.
Значительные реформы были проведены в системе образования. Собственно, реформами Александра I и была создана сама система российского образования, которую венчали университеты, опиравшиеся на разветвленную сеть гимназий, уездных и приходских училищ. Эта система в своем последующем развитии превратила Россию в одну из самых образованных стран мира, передовую в интеллектуальном отношении.
Естественно, что для большинства крепостных крестьян и их детей получение образования было недоступно. Последнее было, разумеется, не единственным недостатком сохраняющегося крепостного права. Александр I прекрасно понимал это, и вслед за своим отцом предпринимал усилия для ограничения и смягчения крепостного права с тем, чтобы постепенно подойти к его ликвидации.
В 1803 году был издан «Указ о вольных хлебопашцах». По этому указу крепостные крестьяне за выкуп по соглашению с помещиком могли становиться лично свободными людьми, которые продолжали бы обрабатывать землю на правах собственности или аренды. В правление Александра в некоторых регионах России, в Прибалтике, например, крепостное право было ликвидировано.
Демократические преобразования проводились в основном в первый период правления Александра I, до войны с Наполеоном в 1812–1815 годах. После нее каких-то значительных реальных мер по преобразованию России уже не предпринималось.
Россия впервые столкнулась с Наполеоном в 1799 году, сразу же после того, как Наполеон в результате военного переворота стал диктатором Франции. Пятнадцатилетняя диктатура, вначале в форме консулата, затем в форме империи, принесла множество несчастий и страданий как французам, так и другим народам Европы. Будучи великим полководцем, который стал популярным и захватил власть благодаря военным победам, Наполеон не мыслил себя без войны. Стремясь к военным победам, он принес в жертву войне миллионы людских жизней. К концу его правления во французскую армию стали призывать даже 15-летних мальчиков. Наполеон погубил примерно четверть мужского населения Франции военнопризывного возраста. Он ни во что не ставил человеческую жизнь, будь то жизнь врага или француза. Впрочем, самого Наполеона трудно назвать французом. Он был родом с Корсики, острова в Средиземном море, который стал принадлежать Франции лишь незадолго до рождения Наполеона. На острове были сильны антифранцузские настроения, долгое время корсиканцы боролись за независимость острова, и сам Наполеон в молодости поучаствовал в этом движении. Во враждебных Наполеону газетах его называли «корсиканским чудовищем».
Этот эпитет, несмотря на свою эмоциональность, вполне обоснован и точен. Наполеон погубил такое количество людей, что его впору сравнивать с такими беспощадными диктаторами, как Гитлер, Сталин и Чингисхан. Наиболее точным выглядит сопоставление и сравнение Наполеона именно с Чингисханом. Сталин и Гитлер, убивая людей, порабощая народы, хотя бы не стремились сажать на престол в захваченных странах членов своих семей (сестер, братьев, сыновей), как это делали Чингисхан и его потомки в XIII веке. Чингисхановскую систему насаждения на трон захваченных государств членов своей семьи возродил в XIX веке именно Наполеон.
Один из маршалов Наполеона – Бернадотт – стал по желанию императора наследным принцем Швеции, а затем ее королем. И в XXI веке в Швеции правит династия, восходящая к Бернадотту. При этом Швеция была одним из немногих государств Европы, не завоеванной Наполеоном.
Интересно, что Бернадотт в скором времени способствовал вступлению Швеции в войну с Францией. Почему? Маршалл посчитал, что политика Наполеона наносит вред не только Швеции, но и самой Франции и французам, и сделал все, чтобы избавить Европу и мир от диктатора. О характере диктатуры Наполеона внутри Франции говорят такие факты, как ликвидация оппозиции с помощью прямых репрессий, ликвидация свободной печати путем закрытия всех газет, кроме проправительственных, и многие другие примеры.
Наполеон стал не только диктатором Франции, но и диктатором Европы. В 1812 году им были захвачены или поставлены под контроль почти все европейские страны. Сопротивление оказывали только восставшие испанцы, ведшие против диктатора партизанскую войну, а также Англия, помогавшая испанцам. Наполеон, желая сокрушить своих непримиримых врагов англичан, ввел систему континентальной блокады Англии, которая сводилась к запрету всем европейским странам торговать с англичанами. Эта блокада приносила ущерб миллионам людей и в Англии, и в других государствах. Наполеон хотел такими экономическими мерами победить Англию, до которой он не мог добраться со своей армией из-за сильного английского военно-морского флота.
Чтобы сломить Англию, блокада должна была быть абсолютной, а ее соблюдали не везде – и менее всего в России. Наполеон решил принудить Россию силой, и летом 1812 года начал войну, ставшую его стратегической ошибкой. Армия Наполеона была разгромлена, а сам он едва спасся бегством. Необходимо заметить, что русские военачальники, прежде всего М. И. Кутузов и М. Н. Барклай-де-Толли, переиграли Наполеона в военном отношении и стратегически, и тактически. А в битве при Бородино в генеральном сражении русская армия продемонстрировала и храбрость, и хорошую военную выучку. Однако после сражения Кутузов приказал отступить и оставить Москву.
Это решение говорило и о тактическом мастерстве русского полководца, и о его гуманном отношении к солдатам. Кутузов не считал, в отличие от Наполеона, солдат пушечным мясом. Оставив на время Москву и не дав нового сражения, как того желал Наполеон, Кутузов уберег от смерти десятки тысяч русских солдат. Наполеон же погубил в России почти полумиллионную армию.
В 1813–1814 годах русская армия в союзе с армиями других европейских стран вела освободительную войну против наполеоновской диктатуры в Европе. В июле 1814 года русская армия заняла Париж. Перед вступлением в Париж Александр I заявил, что он ведет войну не против Франции, а против Наполеона и его диктатуры. И действительно, большинство парижан встречало Александра I как освободителя.
Можно констатировать, что Россия внесла наибольший и решающий вклад в свержение 15-летней диктатуры Наполеона, грозившей уничтожить все демократические ценности Европы, свободу народов и свободу личности. И этот вклад России в дело европейской свободы является важнейшим моментом в движении человечества к свободе. В честь заслуг России Александру I летом 1814 года Оксфордским университетом была присуждена степень почетного доктора права с вручением соответствующего диплома. Царь заявил, что не заслуживает диплома, поскольку не участвовал в диспуте, на котором полагалось защищать диплом доктора права. На эти скромные возражения императора ректор Оксфордского университета ответил: «Государь, Вы выдержали такой диспут против угнетателя народов, который не выдерживал ни один доктор права во всем мире»[73].
Библиография[74]
Глава 1. История и наука
1. Августин Блаженный. О граде Божием / Августин Блаженный. – Минск : Харвест ; М. : АСТ, 2000. – 1296 с.
2. Антология мировой философии. В 4 т. Т 1. – М., 1996.
3. Блок, М. Апология истории / М. Блок. – М. : Наука, 1986. – 256 с.
4. Боннар, А. Греческая цивилизация. В 3 т. Т. 2 / А. Боннар. – М., 1992.
5. Брей, У. Археологический словарь / У. Брей, Д. Трамп. – М. : Прогресс, 1990. – 368 с.
6. Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель. – М. : Мысль, 1990. – 524 с.
7. Геродот. История / Геродот. – М. : Ладомир : АСТ, 1999. – 752 с.
8. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. – М. : Книга, 1991. – 574 с.
9. Дрюон, М. Максимы от Дрюона / М. Дрюон // Литературная газ. – 1993. – № 29.
10. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники Российской истории. – М. : РГГУ, 1998.
11. Казаков. Р. Б. Методология и теория истории / Р. Б. Казаков, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. – М. : РГГУ, 2002. – 198 с.
12. Кант, И. К вечному миру / И. Кант. – М. : Моск. рабочий, 1989. – 77 с.
13. Керрам, К. Боги, гробницы, ученые / К. Керам. – М. : Республика, 1994. – 351 с.*
14. Коломийцев, В. Ф. Методология истории / В. Ф. Коломийцев. – М. : РОССПЭН, 2001. – 191 с.
15. Конференции, дискуссии, материалы : сб. науч. тр. – М. : Изд-во РУДН, 2003. – 163 с.
16. Леонтьева, Г. А. Вспомогательные исторические дисциплины / Г. А. Леонтьева, П. А. Шорин, В. Б. Кобрин. – М. : Владос, 2000. – 365 с.*
17. Молони, Н. Археология / Н. Молони. – М. : Росмэн, 1996. – 160 с.
18. Оруэлл, Д. 1984. Скотный двор / Д. Оруэлл. – Пермь : КАПИК, 1992. – 304 с.
19. Поляков, Ю. А. Кино великий историк / Ю. А. Поляков // Отеч. история. – 2003. – № 6.
20. Поппер, К. Открытое общество и его враги. Т. 1 / К. Поппер. – М. : Феникс, 1992. – 448 с.
21. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. – М. : Республика, 1998. – 413 с.
22. Словарь исторических терминов, имен, историко-географических названий. – М. : РОСМЭН, 2002. – 348 с.*
23. Соловьев, В. С. Оправдание добра / В. С. Соловьев // Соч. В 2 т. Т. 1. – М. : Мысль, 1990. – 503 с.
24. Страхов, А. Глубокие корни : выборное начало в российской государственности / А. Страхов // Свободная мысль. – 1999. – № 5. – С.106–127.
25.Теория истории
26. Ферро, М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира / М. Ферро. – М. : Высш. шк., 1992. – 361 с.
27. Черчилль, У. Вторая мировая война. В 3 кн. Кн. 2 / У. Черчилль. – М. : Воениздат, 1999. – 671 с.
28. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. – М. : Мысль, 1993. – 668 с.
29. Ясперс, К. Истоки истории и ее цель / К. Ясперс // Смысл и назначение истории. – М. : Политиздат, 1991. – 260 с.
Глава 2. История и Россия
1. Ахиезер, А. С. Самобытность России как научная проблема : доклад и обсуждение / Ахиезер А. С. // Отеч. история. – 1994. – № 4–5.
2. Вернадский, Г. В. Начертание русской истории / Г. В. Вернадский. – СПб. : Лань, 2000. – 320 с.
3. Вернадский, Г. В. Русская историография / Г. В. Вернадский. – М. : Аграф. 1998 – 448 с.*
4. Гумилев, Л. Н. Древняя Русь и Великая степь / Л. Н. Гумилев. – М. : Мысль, 1992. – 781 с.
5. Гумилев, Л. Н. От Руси к России: очерки этнической истории / Л. Н. Гумилев. – М. : Экопрос, 1992. – 336 с.
6. Давлетшин, Г. М. Волжская Булгария : духовная культура / Г. М. Давлетшин. – Казань : Татарское кн. изд-во, 1990. – 192 с.
7. Дойков, Ю. В. Самые знаменитые историки России / Ю. В. Дойков. – М., 2004.
8. Зину Мухаммед Ибн Джамиль. Столпы ислама и веры / Зину Мухаммед Ибн Джамиль. – Алма-Ата, 1996.
9. Карамзин, Н. М. Записка о новой и древней России в ее политическом и гражданском отношениях / Н. М. Карамзин. – М. : Наука, 1991. – 127 с.
10. Карамзин, Н. М. Письма русского путешественника / Н. М. Карамзин // Соч. В 2 т. Т. 1. – Л. : Худож. лит., 1983. – 672 с.
11. Карпов, А. Ярослав Мудрый / А. Карпов. – М., 2001.
12. Ключевский, В. О. О русской истории / В. О. Ключевский. – М. : Просвещение, 1993. – 576 с.
13. Назаренко, А. В. Древняя Русь на международных путях / А. В. Назаренко. – М., 2001. – 781 с.
14. Платонов, С. Ф. Полный курс лекций по русской истории / С. Ф. Платонов. – Ростов н/Д : Феникс, 2002. – 576 с.
15. Русская философия : словарь. – М. : Республика, 1995. – 655 с.
16. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона // Хрестоматия по древнерусской литературе. – М. : Высш. шк., 1986. – 216 с.
17. Страхов, А. Глубокие корни : выборное начало в российской государственности / А. Страхов // Свободная мысль. – 1999. – № 5. – С.106–127.
18. Тагиров, И. Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана / И. Р. Тагиров. – Казань : Татарское кн. изд-во, 2000. –310 с.
19. Татищев, В. Н. История Российская. В 3 т. Т. 1 / В. Н. Татищев. – М. : АСТ, 2003. – 568 с.
20. Федотов, Г. П. Судьба и грехи России / Г. П. Федотов. – СПб., 1991.
21. Чаадаев, П. Я. Статьи и письма / П. Я. Чаадаев. – М. : Современник, 1989. – 623 с.
22. Чичерин, Б. Н. Россия накануне двадцатого столетия / Б. Н. Чичерин // О свободе. Антология мировой либеральной мысли (1-я половина XX века). – М. : Прогресс-Традиция, 2000. – 696 с.
23. Шмурло, Е. Ф. История России. 862 – 1917 / Е. Ф. Шмурло. – М. : Аграф, 1997. – 736 с.