Реформы Ивана IV – первого русского царя
Титулом «царь» величали уже Василия III. Его сын Иван в 1547 году по особому торжественному обряду венчался на царство, с тех пор российских монархов и официально, и в народе именовали царями. Ивану Васильевичу в 1547 году было всего 17 лет, но царю Ивану пришлось рано повзрослеть. Он лишился отца в трехлетнем возрасте и стал круглым сиротой в восемь лет – после смерти матери Елены Глинской. Может быть, эти обстоятельства и способствовали формированию необычайной натуры первого русского царя. Это был талантливый человек и, наверное,самый гениальный государственный деятель в истории России. Гениальным его можно считать потому, что он успел сделать за первые 30 лет своей жизни. А вот слово «наверное» приходится использовать в первую очередь из-за 6 лет опричнины. Можно сказать, что если бы он умер около 1560 года, то назывался б историками самым гениальным правителем Руси и России.
Какие политические действия царя Ивана позволяют говорить о нем, как о выдающемся правителе? Вот главные из них:
1. Создание основы всероссийского сословно-представительного органа власти – Земского Собора.
2. Создание механизма исполнительной власти для эффективного управления государством – приказов –прообразов коллегий и министерств.
3. Создание основ самоуправления, сочетающегося с сильной центральной властью
4. Создание регулярной профессиональной армии
5. Создание основ правовой и судебной системы.
6. Введение и распространение книгопечатания.
7. Установление контроля за волжским торговым путем для эффективного участия в мировой торговле.
8. Начало политики выхода к Балтийскому побережью для приобретения удобных морских портов.
9. Расширение территории Российского государства на Восток, присоединение и освоение Сибири.
10. Превращение Руси в Россию путем создания условий для добровольного вхождения народов в Россию.
На решение некоторых из этих задач царь Петр I положил большую часть времени своего правления, то есть он довершил то, что начал Иван IV. Важность других моментов, касающихся деятельности Ивана Васильевича, стали осознавать только в XIX веке, а некоторые из них считаются важнейшими приоритетами политики России и в начале XXI века. Одно это может свидетельствовать о выдающемся государственном уме царя Ивана IV. Можно даже утверждать, что первый русский царь разработал и начал проводить в жизнь первую программу демократического развития российского общества и государства,программу, в которой забота об укреплении государства сочеталось с заботами о благополучии граждан и общества. Недаром, некоторые историки называют середину XVI века периодом реформв России. Второй период подобных системных реформ начнется только через 300 лет, когда будет отменено крепостное право.
Конечно, в своих действиях и стремлениях молодой царь был не одинок, его окружали талантливые, умные и энергичные сподвижники и советники. Но умение выбирать людей само по себе является одним из главных талантов политического деятеля. Позднее этот круг будут называть Избранной Радой.Наименование принадлежит князю Андрею Курбскому, который какое-то время сам входил в Избранную Раду, но позднее, в начале второго периода деятельности царя, бежал в Литву, опасаясь за свою жизнь. Будучи уже за границей, Курбский написал Ивану IV письмо, в котором оправдывал свой поступок и винил царя как раз в отступничестве от политики первых лет царствования[49]. Царь ответил Курбскому своим посланием и тем самым положил начало переписке, которая впоследствии будет считаться одним из первых образцов (если не первым) русский художественной прозы Нового времени. Интересно, что начало этой переписки имело место в 1564 году – том самом, когда родился великий английский литератор У. Шекспир. Следует заметить, что проза Ивана IV по своим стилистическим и содержательным достоинствам мало в чем уступает лучшим произведениям Шекспира. Неудивительно, что даже те исследователи, которые отказывают Ивану IV во многих достоинствах великого государственного деятеля, признают царя талантливым литератором.
Само возвышение и распространение литературы в России было огромной заслугой Ивана IV. Он хотел открыть печатную мастерскую еще в 1548 году – в свои 18 лет. Но мастеров-печатников не пропустили в Москву из Западной Европы. Однако к 1564 году желание царя было исполнено, и в Москве была напечатана первая книга.
Князь Курбский не был ни самым влиятельным, ни первым по времени советником молодого царя. Первенство (и в том, и в другом смыслах) принадлежало священнику Сильвестру, настоятелю Благовещенского собора в Кремле. По традиции, этот собор считался церковью царской семьи, и поэтому молодой царь достаточно часто встречался с Сильвестром. Многие исследователи полагают, что огромную роль в развитии молодого Ивана сыграл случившийся в 1547 году пожар в Москве, когда выгорела большая часть столицы. Следствием пожара стал бунт простых жителей, решивших, что пожар явился следствием поджогов, выгодных некоторым знатным людям и даже приближенным царя. В ходе бунта москвичи убили дядю царя, брата Елены Глинской, князя Юрия Ржевского. Эти трагические события сами по себе потрясли Ивана Васильевича, но еще более его потрясло то объяснение этих событий, которое было дано царю священником Сильвестром[50].
Следует заметить, что в годы боярского правления (после смерти Елены Глинской) положение в Московском государстве ухудшилось. Не стало сильной верховной власти, роль которой в централизованном государстве чрезвычайно велика. Возросли злоупотребления властью в регионах, усилилось давление на людей, не принадлежащих к высшей знати, ухудшилось положение и служивых людей, и крестьян, уменьшилась и вера в законность, порядок, возросла преступность. Этим упадком порядка и нравов Сильвестр и объяснил трагические события в Москве – как Божье наказание за грехи. Наибольшая вина за эти грехи лежит на царя, поскольку именно правитель страны должен обеспечивать порядок и справедливость в государстве. Земная власть над людьми дана правителям для того, чтобы они заботились обо всех людях своего государства. Царь Иван не радел, не заботился о государственных делах и своих подданных, и Русь постигло Божье наказание как предостережение. Фактически перед молодым царем было развернуто учение об ответственности царя перед своими подданными и государством, это был религиозный вариант учения об общественном договоре.
Иван IV начиная с 1547 года стал воспринимать свое положение как положение лица, служащего обществу и государству. В начале 1549 года он выступил перед собранием представителей сословий – собором.Иван IV объявил, что государство потрясали злоупотребления высших чиновников, бояр,но теперьэти злоупотребления и преследования простых людей должны быть прекращены. Юный царь фактически обещал стать гарантом справедливости в государстве. И действительно, после 1549 года он активно участвовал в государственной деятельности, которая фактически приняла демократический характер.
То обстоятельство, что преображение царя произошло под влиянием священника, не было случайным. Сильвестр стал служителем Благовещенского собора относительно незадолго до событий 1547 года. Он не был коренным москвичом, а был жителем Новгорода, откуда его вызвали в Москву, вероятно, митрополит Макарий, который до того, как стать главой Русской православной церкви, возглавлял кафедру архиепископа в Новгороде. Можно сказать, что Сильвестр соединил в себе и христианские гуманистические ценности, и демократические традиции Новгорода. По мнению многих исследователей, Сильвестр был близок к идеям нестяжателей, так что идея служения людям, обществу, вполне соответствовала и религиозным, и политическим представлениям человека, которого судьба сделала духовником молодого Ивана IV.
Само использование терминов «демократия» и «демократические» по отношению к событиям эпохи царствования Ивана Васильевича, может вызвать упреки в неправомерном применении терминологии более позднего времени. Действительно, подобные слова не использовались в Московском государстве в XVI веке. Но они также не использовались и в Англии в 1215 году, когда английскому королю Иоанну I навязали Великую хартию вольностей, и в Исландии в X веке, когда там сложилась система управления с помощью альтинга, предтечи современных парламентов. В этих случаях предпочитали говорить о правах, вольностях, свободе, законности и даже неприкосновенности личности. Но вряд ли кто станет всерьез возражать против демократического содержания названных явлений и событий.
Становление демократии связано со становлением правового государства, а последнее невозможно без наличия системы законов, свода законов. Такой свод был составлен при Иване IV в 1550 году и получил название «Судебник». Судебник регламентировал большинство сторон общественной жизни, деятельности государства и взаимоотношений граждан между собой и с государственными органами. Следует заметить, что в этот Судебник вошли многие положения, которые были разработаны при Иване III в 1497 году. Но Судебник Ивана III, строго говоря, еще не относился ко всей Руси, поскольку ряд земель вошел в состав единого Русского государства со столицей в Москве позже 1497 года, например, Псковская земля, Рязанское княжество. Поэтому Судебник 1550 года можно считать вторым общегосударственным русским правовым сводом после «Русской Правды», восходящей к Ярославу Мудрому.
Судебник 1550 года дает достаточно полное представление о социальной структуре русского государства в середине XVI века, об основных общественных слоях, группах, сословиях. Под сословиемпринято понимать слой людей, у которых общие экономические интересы, закрепленные в правах и обычаях.
Высший социальный слой составила боярская знать. В основном это были потомки старинных княжеских родов или тех бояр, которые издавно являлись приближенными московских князей. Бояре были обладателями вотчин – земель, передаваемых по наследству. По традиции только из этого слоя назначались лица на высшие государственные и военные должности – как на центральные, так и в регионах. Взаимоотношения между представителями высшей знати, боярами определялись в соответствие с давними традициями, которые нашли свое выражение в разрядных книгах,где была зафиксирована иерархия бояр, их место в иерархии, которое и давало право на определенную должность. Подобная система, получившая название местничества,породила много проблем, поскольку затрудняла государственную службу талантливым и энергичным людям, происхождение которых не позволяло занять высокое место. Борьба с системой местничества заняла довольно значительное место в деятельности Ивана IV. Насколько это было тяжелым делом, можно судить по тому, что окончательно местничество было уничтожено только в конце XVII века, когда при царе Федоре Алексеевиче были сожжены разрядные книги.
Следующим по значению социальным слоем были дети боярские – те служившие царю и боярам люди, из которых сформировалось позднее дворянское сословие. Главным их занятием была военная служба, за которую те из них, у кого не было наследственно родовых земель, вотчин, наделялись землей во временное пользование. Такая земля называлась поместьем, а ее владельцев стали называть помещиками. Помещики были по сравнению с обладателями вотчин менее родовиты и богаты и должны были больше времени уделять государственной службе. Этих людей с боярами объединяла прежде всего обязанность нести военную службу, участвовать в походах и войнах. Наделение землей было платой за риск и опасности – собственно, так обстояло дело в большинстве государств того времени.
Другим важным сословием, было духовенство. В 1551 году проведен церковный собор, получивший название Стоглавый (по числу статей, в которых были изложены его решения). Решением этого собора духовенство подчинялось только церковным иерархам и подлежало юрисдикции особых церковных судов.
Судебник 1550 года гарантировал права еще одного складывающего сословия – посадских людей. Это были селившиеся на окраинах городов, в посадах,люди, занимавшиеся торговлей и ремеслом, будущие горожане, городские жители. Судебник подчеркивал их преимущественное право на торговлю и ремесло (а не обитателей монастырей, например).
Самым многочисленным социальным слоем были крестьяне. Это были самые зависимые в государстве люди. Они занимались различными промыслами и земледелием, а земля-то им не принадлежала: она находилась в собственности владельцев вотчин, поместий, а также в собственности монастырей и самого царя. Этих людей кормила земля, а они кормили все общество, ибо были основным податным сословием. Они платили налоги, подати и в натуральной форме – продуктами, и в денежной, а последнее обязательство было связано с уровнем развития торговых отношений. Крестьяне были зависимыми от земли и от хозяев земли, но последние сами были зависимыми от крестьян. Что стоит земля, которую никто не будет обрабатывать и использовать?
Неудивительно, что владельцы земли были заинтересованы в крестьянах. И крестьяне при Иване IV имели свои права и свободы. Эти права в Судебнике 1550 года были гарантированы подтверждением их имущественных прав и права на судебную защиту. Но самое главное, что Судебник гарантировал право крестьянского сословия на свободу. Судебник подтверждал ежегодное право крестьян на уход от прежнего хозяина земли к другому – тому, кто больше понравится, кто обеспечит лучшие условия жизни и хозяйствования. Право на свободу было связано с уже упоминавшимся Юрьевым днем, приходившимся на 26 ноября. В течение недели до этого дня и недели после крестьяне могли менять хозяев земли по своему выбору. Для этого надо было заплатить определенную сумму денег за выход.Но фактически эти деньги мог внести и заинтересованный новый хозяин земли. Право Юрьева дня содержалось уже в Судебнике 1497 года, изданного при Иване III. Символично, что Иван IV подтвердил это право вольности, этот обычай, тогда как от многих других обычаев он решительно отказывался.
Одним из принципиальных нововведений Ивана IV стала отмена кормлений. Это понятие подразумевает систему управления каким-то регионом через назначаемого царем наместника, который собирает с региона налоги в казну государства, а заодно и средства на содержание самого себя, на свой корм. При такой системе неизбежны злоупотребления, полное отсутствие контроля за кормящимся наместником. Не высылать же за каждым комиссию контролеров? Да и эта комиссия будет кормиться или за счет жителей региона, или за счет щедрости наместника. Вместо кормлений Иван IV стал вводить систему местного самоуправления. Сельское население и население городских посадов должны было выбирать из своих рядов земские избы и земских старост. К этим выборным людям и органам переходили функции сбора налогов, управление и забота о судопроизводстве. Разумеется, избрание управленцев не служило гарантией от злоупотреблений, но все же местный человек больше на виду, более связан с регионом, избиратели знают его качества, да и система периодических выборов лучше, чем несменяемое правление высокородного пришельца.
Интересно заметить, что борьба с должностными злоупотреблениями, с коррупциейзанимала огромное место на протяжении всей деятельности правления Ивана IV. Применение термина «коррупция» в данном случае достаточно уместно. Сам термин, как и явление, им обозначаемое, были широко распространены в Древнем Риме. Коррупция – это буквально порча. Но не просто порча, а порча государственного аппарата, когда государственные чиновники используют свое положение во вред интересам общества и правам отдельных людей и делают это из личных, корыстных побуждений. Два основных проявления коррупции – прямые взятки и круговая порука должностных лиц, то есть система, когда управленцы оказывают друг другу взаимные услуги и прикрывают друг друга. Круговой порукой чаще всего связаны высшие должностные чины как в центре, так и в регионах.
Иван IV хорошо представлял себе механизм коррупции: Судебник 1550 года содержит статьи, предусматривающие наказания несправедливым судьям и лихоимцам-чиновникам. Коррупция присутствует практически во всех государствах, и с ней тяжело бороться. Но в деспотических государствах бороться с коррупцией просто невозможно, поскольку невозможна в принципе система контроля за самими органами власти. А государства с демократическими элементами, такими как выборное самоуправление и соответствующее законодательство, дают реальную возможность противодействия коррупции.
В демократических общественных устройствах и государствах выборное самоуправление должно быть соединено с эффективной центральной властью. В первые годы правления Ивана IV были созданы постоянные органы управления каким-то конкретным видом государственной деятельности – приказы, которые в начале XVIII века, при Петре I, будут реорганизованы в коллегии,ав начале XIX века, при Александре I, – в министерства. Но сам принцип государственных ведомстввосходит к Ивану IV. В 1549 году создается Посольский приказ – предтеча Министерства иностранных дел, а в 1555 – Разбойный приказ – предтеча Министерства внутренних дел. Разбойным приказ назывался, конечно, не потому, что в нем работали лихоимцы, а потому, что он предназначался для борьбы с преступниками.
Функции высшего государственного органа, своего рода Госсовета или Сената, выполняла Боярская Дума, в которую входили представители знатных родов. Следует заметить, что этот орган существовал и до Ивана IV, и в первые годы правления Ивана Васильевича роль Думы была достаточно значительной. В определенном смысле Боярскую Думу можно сравнить с верхней палатой английского парламента – палатой лордов, представителей высшей родовой аристократии Англии. Но в английском парламенте ко времени правления Ивана IV все большую роль начинала играть нижняя палата парламента – палата общин, в которую входили избранные представители сословий – дворянства, купечества, духовенства, то есть основных незнатных сословий. На Руси этой традиции не было. Можно вспомнить Новгородское вече, и вече других городов, но не было представительного органа, собираемого со всей Русской Земли. А при Иване IV начало такому органу было положено. Речь идет о Земских Соборах, первый из которых созван Иваном Васильевичем в 1549 году. Земские соборы достаточно регулярно будут проводиться в XVII веке, и в этом же веке многие участники этих соборов действительно будут избираться от разных городов и регионов России. На Земском соборе 1549 года представители были не избраны своими сословиями, а отобраны, приглашены от имени царя. Но все же в соборе участвовали представители помещиков, духовенства и купечества. Сам факт приглашения царем представителей незнатных сословий для совета по важнейшим государственным делам можно считать важнейшей социальной реформой в сфере внутренних социальных преобразований, проведенных царем Иваном IV в первые годы его правления.