Духовная культура XII–XV веков
Многочисленные потрясения и несчастия, обрушившиеся на Русь в XII–XV веках, не смогли помешать культурному развитию и созданию высоких образцов духовной культуры. Внутренние междоусобицы и внешнее нашествие, казалось, побуждали мысль и творческую энергию тех людей, которые задумывались о причинах несчастий и пытались найти пути и способы избавления от бед и горя, затрагивающих многих людей. Время внутренних междоусобиц делает практически каждого человека уязвимым и беззащитным перед ударами судьбы. Страдает, прежде всего, бедный люд, разоряемый набегами и поборами. Но страдают и все другие: и купцы, и воины, и даже князья, которые и гибнут в междоусобной борьбе, и оказываются в темницах или ослепленными – в прямом смысле слова – в ходе жестокой борьбы за власть.
И первый действенный протест против распространившейся жестокости, первое указание на выход из тяжелой ситуации было связано с жизнью и деяниями первых русских святых. Эти люди строили свою жизнь в соответствии с христианскими добродетелями: с любовью к ближнему, то есть добрым, гуманным отношением к людям, скромностью в поведении и быту, равнодушием к богатству и почестям, бескорыстием и оказанием помощи всем нуждающемся. Неслучайно русской церковью после канонизацииБориса и Глеба был признан святым Феодосий Печерский. Канонизация – это процедура официального признания святости какого-то выдающегося человека. Феодосий жил в ХI веке, канонизирован был в ХII веке. По словам Г. П. Федотова, в лице Феодосия «Древняя Русь нашла свой идеал святого»[43], которому оставалась верна много веков. Печерским Феодосий был прозван из-за того, что он, стремясь уйти от мирских забот и страстей, поселился в пещере,подобно своему учителю Антонию. Жилище Антония находилось в особом районе Киева, где в пещерах селились отшельники и где позже возник Печерский монастырь. Отшельничество, монашествоимело давнюю традицию в христианстве. Само слово «монах»(от греческого «моно» – один) указывало на стремление к уединению. Но ведь в Евангелии Иисус Христос учит любви к ближнему, причем любви деятельной, поэтому отшельник, если он исходит из сути христианского учения, должен возвращаться к людям, чтобы служить им.
Феодосий с юных лет показывал пример добродетельного и деятельного поведения. Будучи сам предельно скромным, он честно и много трудился, работал физически, помогая простым людям добывать хлеб насущный. Он был неприхотлив в одежде и пище, почти аскетичен, но его поведение не было похожим на суровое и мрачное поведение аскета. Феодосий был приветлив с людьми и даже весел лицом. Эти особенности поведения Феодосия напоминают жизнь самого почитаемого в Западной Европе христианского святого Франциска Ассизского. Но Франциск родился на полтораста лет позже Феодосия.
Всей своей жизнью Феодосий способствовал распространению христианских добродетелей: милосердия, благочестия, стремления провести жизнь в соответствие с принципами христианства. Служение христианским добродетелям каждый день и на протяжении десятилетийбыло важнейшим смыслом распространения христианства. Религиозные учения, принимаемые вначале по решению властей, сверху, породили вскоре подвижников, людей, посвятивших себя распространению духа и сути учения в стране, обществе. Без таких людей у большинства верующих религия связывается только с ее обрядовой стороной.
Примеру Феодосия стали следовать многие люди. Не всякий монах становится подвижником, не всякий подвижник после смерти признается святым, но идеал святости стал распространяться на Руси, а вместе с ним и уважение к милосердию, бескорыстию, человеколюбию и добру. Подобные подвижники появились в разных областях Руси, например, Авраам Смоленский в ХIII веке в Смоленской земле, Сергий Радонежский в ХIV веке Московском княжестве. Святые подвижники, стремясь к уединению, старались уходить из городов в леса, где ставили свои скиты, индивидуальные жилища. К ним обращались за советом, вокруг них собирались другие монахи – так основывались монастыри. Иногда эти святые становились настоятелями обителей по просьбе своих собратьев. Отшельники удалялись все далее от городов, и в ХV веке появляется выражение «заволжские старцы» – так называли отшельников, поселявшихся к северу от Волги.
Своим стремлением к уединению праведники способствовали распространению христианского идеала, подвижнического, благородного образа жизни. Всем людям трудно было жить так, как этиправедники,но их деяния постепенно делали все общество лучше – в самом выборе гуманистических идеалов поведения. Именно благодаря этим святым подвижникам возникло понятие «Святая Русь».
С распространением христианства связано и развитие древнерусской литературы. Одним из первых жанров и стали жития святых, то есть, краткие биографии выдающихся подвижников, составленные монахами, богословами в определенной традиции, утвержденной и признаваемой официальной церковью. Например, Нестор, считающийся автором «Повести временных лет», был автором жития Феодосия Печерского и «Сказания о Борисе и Глебе». В дальнейшем о каждом канонизированном святом составлялась литературная биография. Например, в ХIV веке было написано «Житие святого благоверного князя Александра Невского».
Достаточно рано на Руси появляется литература, не связанная с религиозными мотивами, то есть светская литература – и по тематике, и по направленности. В основном это были произведения, написанные на реальные исторические сюжеты. Самое выдающееся из них – «Слово о полку Игореве», созданное в конце ХII века и формально посвященное военному походу князя новгород-северского Игоря против половцев. Глубинный смысл этого произведения – призыв к князьям прекратить междоусобные раздоры. Но «Слово о полку Игореве» – это не просто публицистическо-исторический труд, это произведение, обладающее несомненными художественными достоинствами, свидетельствующими о распространении на Руси художественной литературы. В ХIII веке были написаны произведения, посвященные трагическим событиям, связанным с нашествием монголов: «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» и другие. На рубеже ХIV – ХV веков создается «Задонщина» – произведение, посвященное Куликовской битве, в которой была одержана первая крупная победа над войском Золотой Орды. Автором «Задонщины» считается ставший священником боярин Софоний. Специалисты полагают, что в художественно-стилевом отношении автор «Задонщины» испытывал влияние «Слова о полку Игореве».
Совершенно особое место в древнерусской литературе занимает повесть «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Это был тверской купец, который примерно с 1466 по 1472 год совершил путешествие по Волге, затем через Каспийское море, Кавказ и Иран в Индию и вернулся через Черное море и Днепр на Русь. Афанасий Никитин записал свои впечатления о природе, обычаях, людях тех стран, где ему довелось побывать. Записки Никитина – это не просто очерк, это и размышления о разных верованиях, социальных проблемах. Эти размышления окрашены сильнейшим эмоциональным отношением автора к увиденному, что и позволяет считать «Хождение за три моря» подлинно художественным произведением. Показателен один из выводов, сделанный Никитиным в своих записях об Индии: «Земля весьма многолюдна; сельские люди очень бедны, а бояре богаты и роскошны»[44]. Произведение Никитина можно считать образцом светской литературы.
Другая сфера художественной культуры была более тесно связана с религиозными факторами – это архитектура, в которой ведущее место в эпоху Новгородско-Владимирской Руси занимало храмовое строительство. Собственно, так было во многих предшествующих эпохах практически во всех регионах Земли. Храмы должны были воодушевлять людей, а художественные, эстетические достоинства – один из лучших способов воодушевить человека, приподнять его над обыденными заботами. Подобных храмов – произведений искусства было выстроено в Новгородско-Владимирской Руси очень много. Это строительство было продолжением процесса, начатого еще в Новгородско-Киевской Руси.
Одни из лучших храмов – это Успенский собор во Владимире и церковь Покрова на Нерли (рядом с Владимиром), которое были возведены еще при жизни Андрея Боголюбского около 1160 года. Интересно, что завершает архитектурную историю Новгородско-Владимирской Руси возведение Успенского собора в Московском Кремле (1475–1497). Собор строился под руководством итальянского архитектора Фиорованти, но за образец был взят Успенский собор во Владимире, построенный за 300 лет до московского. Архитектурная взаимосвязь подчеркивала преемственность правителей Москвы от великих князей владимирских, подчеркивала преемственность русской истории. Сразу же после возведения Успенского собора были построены Благовещенский и Архангельский соборы, и возник архитектурный ансамбль Соборной площади Кремля, в XX веке включенный ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия.
Самой большой гордостью духовно-художественной культуры Новгородско-Владимирской Руси была иконопись.Иконописание на Руси вышло далеко за рамки только религиозно-обрядовых ценностей. Икону называли книгой для неграмотных, но лучшее определение сущности и значения русской иконописи было дано в русской религиозной философии начала XX века: икона – это умозрение в красках.
Иконы создавались на религиозные христианские сюжеты. Иконописцы должны были следовать официальному канону, но несмотря на это в разных регионах Руси возникли разные иконописные традиции и стили. Иконы приобщали простых, неграмотных людей к христианским ценностям, помогали человеку хоть ненадолго забыть о насущных бедах и заботах, подумать о прекрасном и великом. Вершиной древнерусской иконописи уже почти 600 лет считается творчество Андрея Рублева, сумевшего превратить искусство иконописи в лучший способ учить людей ценить доброту, гармонию, благочестие и гуманизм.
Примерсказанному – знаменитая «Троица» Андрея Рублева. Примечательно, что сюжетной основой Троицы стал эпизод не из Нового Завета, а из Ветхого Завета, из первой книги Библии «Бытие» – книги, почитаемой не только христианами, но и мусульманами, а также сторонниками древнееврейской религии, иудаизма. Сюжет иконы посвящен посещению тремя ангелами пророка Авраама и его жены Сары. Великое творение Рублева даже в XXI веке производит необычайное одухотворяющее впечатление, которое создается соединенным воздействием выражений лиц ангелов, их обликом и необычайно гармоничным сочетанием цветовых оттенков. Но «умозрение в красках» трудно передавать словами, а передавать словами творение художественного гения – невозможно в принципе. Скажем только, что по своим эстетическим достоинствам творение Рублева ни в чем не уступает лучшим художественным образцам эпохи высокого Возрождения, а по своему духовно-ценностному значению превосходит большинство из них. Любой человек может убедиться в том лично, увидев «Троицу» Рублева, находящуюся ныне в Третьяковской галерее в Москве.