После ордынской агрессии – агрессия орденская. Россия и рыцарские ордена Европы. Ливонский орден
Примерно в то же самое время, когда на Русь напали монгольские войска, возникли угрозы нашествия на севере и западе Руси. В 1240 году была предпринята попытка вторжения в Новгородскую землю шведского вооруженного отряда под предводительством Биргера – родственника шведского короля. Отряд Биргера был разбит новгородским ополчением и дружиной князя Александра Ярославича, сына великого князя владимирского Ярослава. К этому времени Новгород видел в приглашенном князе прежде всего военачальника, который не имел право вмешиваться во внутреннее управление республики. Юный князь Александр оказался талантливым военачальником, сумевшим в свои 20 лет добиться победы над шведами. Поскольку битва произошла вблизи устья реки Невы, то князь и получил прозвище Невский. Впрочем, даже одержанная победа не помешала новгородцам поссориться с князем Александром, который был вынужден покинуть Новгород. Однако вскоре Александр был вновь призван в Новгород, судя по всему, по решению вече.
Новгородская земля оказалась под угрозой более опасной, чем нападение щведского отряда военных искателей приключений и добычи. И Новгороду, и всей Северо-Западной Руси грозила агрессия совершенно особого характера – орденская агрессия,агрессия военно-монашеских орденов.
Подобные ордена стали создаваться с начала XII века в Палестине. Их возникновение было связано с крестовыми походами. Каждый орден представлял собой централизованную организацию с четким уставом и магистром во главе. Устав утверждался папой римским, ордена находились под его покровительством и формально должны были подчиняться Риму. В ордена принимались только рыцари, воины знатного происхождения, дававшие обеты, наподобие монашеских: рыцари обязывались не заводить собственные семьи и не иметь имущества, отличного от имущества ордена.
Основными целями орденов при их создании были защита паломников при посещении Палестины и распространение христианства даже с помощью военной силы. Находясь в особых условиях, пользуясь покровительством римских пап, некоторыми льготами, например, налоговыми, эти ордена к началу XIII века превратились в мощные военные и экономические организации, с которыми были вынуждены считаться даже сильнейшие европейские монархи – короли Англии и Франции. Самыми влиятельными орденами были три: орден тамплиеров, орден госпитальеров и тевтонский орден, который и стал на долгое время постоянной угрозой для Русского государства. Но история России странным образом оказалась связанной со всеми этими орденами.
Орден госпитальеров, или иоаннитов, возникший первым, получил свое название оттого, что члены ордена обязывались ухаживать за больными и ранеными, число которых было очень велико в ходе крестовых походов. Первоначально орден был связан с госпиталем в Иерусалиме, находившемся под покровительством Святого Иоанна Предтечи, крестившего самого Иисуса Христа. Отсюда и двойственное название членов этого ордена. После вытеснения крестоносцев из Палестины орден перенес свою резиденцию на остров Родос, захваченный госпитальерами в 1307 году. На Родосе возникло особое орденское государство. Через 200 лет Родос был завоеван турками, и рыцари были вынуждены покинуть остров. Но иоанниты получили от императора Священной Римской империи Карла V во владение другой остров – Мальту, которой владели до конца XVIII века. Отобрал Мальту у них в 1798 году Наполеон Бонапарт, тогда еще просто генерал республики, выступивший в свой египетский поход и по дороге разрушивший орденское государство на Мальте. К этому времени орден стал называться мальтийским.
Самое интересное, что этот поступок Бонапарта больше всего задел правителя России императора Павла I, который даже приказал российскому флоту в союзе с турками и англичанами отбить остров у французов. Почему ликвидация орденского государства так взволновала правителя России? Дело в том, что Павел I считался покровителем ордена и воспринял захват Мальты французами как личное оскорбление. Великий магистр ордена, сдавший остров французам практически без сопротивления, был смещен с должности и исключен из ордена. Новым великим магистром стал император Павел I. Орден, конечно, был заинтересован в таком влиятельном покровителе, а что влекло Павла I к ордену? Обычно отмечают стремление российского императора к романтическим явлениям прошлого, его желание возродить рыцарские идеалы и поступки (рыцарские в смысле благородства и чести, а не в каком-то военном смысле). Но, возможно, Павел руководствовался и более глубинными, даже стратегическими целями.
Избрание и утверждение Павла великим магистром ордена имело важнейшее значение с точки зрения преодоления вековой вражды и атмосферы недоверия между православием и католицизмом. Павел I исповедовал православие, иначе и быть не могло: и великие князья, и русские цари, и российские императоры считались защитниками православия и православных христиан. А орден бывших госпитальеров был католическим и находился под покровительством римского папы. Учитывая эти обстоятельства, сам факт принятия Павлом I обязанностей и титула великого магистра можно считать предвосхищением экуменическогодвижения, то есть движения, целью которого и является преодоление недоверия между различными течениями христианства.
Можно напомнить, что экуменизм как оформленное движение существует с начала XX века, но и до этого времени многие люди предпринимали действия в этом духе. В книге Б. Печникова, посвященной истории рыцарских орденов, говорится, что папа римский Пий VI, давая свое согласие на утверждение Павла I великим магистром католического ордена, сделал это в устной форме – чтобы избежать упреков фанатично настроенных католиков[41]. Пий VI назвал Павла I «другом человечества» и защитником угнетенных. Таким образом, экуменистический и гуманистический смысл действий Павла I был замечен современниками. Павел даже приказал ввести изображение мальтийского орденского креста в российский государственный герб. Далеко не все современники положительно относились к действиям российского императора, который был совсем не рыцарским образом убит своими приближенными через два года после того, как стал великим магистром. Сын и наследник Павла император Александр I отказался от принятия титула магистра, но обязывался оказывать покровительство ордену. На этих обещаниях отношения между Россией и орденом фактически закончились.
Орден тамплиеров был еще более могуществен, чем орден госпитальеров. Название ордена связано с французским словом «тампль», означающим «храм». Дело в том, что первоначальная ставка ордена в Иерусалиме находилась в том месте, где ранее стоял знаменитый храм царя Соломона, поэтому орден назывался «орденом рыцарей Храма», а члены ордена – храмовниками, тамплиерами. Орден со временем стал владеть таким большим имуществом, что после переселения тамплиеров из Палестины в Европу даже субсидировал королей. Закончилось это тем, что король Франции Филипп IV потратил несколько лет на борьбу с орденом и в союзе с папой Климентом V добился запрещения ордена и конфискации его имущества. В начале XIV века многие тамплиеры были казнены вместе с магистром ордена. Уцелевшие храмовники в странах Европы вступили в другие ордена.
На протяжении многих столетий существует легенда, или, точнее, устная традиция, согласно которой некоторые тамплиеры создали тайные сообщества, из которых впоследствии возникли масонские организации. Молву эту подкрепило само название масонов, точнее франкмасонов – вольные каменщики, покровителем которых считался архитектор храма Соломона. Подобная легенда приписывала масонам и устроение свержения царского правления в России в 1917 году. Эта молва опиралась на то, что масонами в России были многие противники царской власти, например, А. Ф. Керенский, первый правитель первой республики в России. Но масонами были и такие люди, которых трудно заподозрить в антиправительственных устремлениях, например, великий полководец А. В. Суворов, некоторые члены императорской фамилии. Более достоверных свидетельств о влиянии ордена тамплиеров на историю России нет. Зато с уверенностью можно говорить о том, что тевтонский орден, называемый так потому, что в нем состояли преимущественно германские рыцари, имеет в истории России свою очень примечательную страницу.
В начале XIII века тевтонский орден был приглашен из Палестины правителем польского княжества Мазовии в Прибалтику для оказания князю помощи в борьбе против языческих народов, живших на южном и восточном побережье Балтийского моря (пруссов, ливов, эстов). Незадолго до появления тевтонского ордена в этом регионе уже появился другой орден – орден меченосцев. Эти ордена и стали насильно обращать в христианство прибалтийские народы и захватывать их земли. Орденом меченосцев еще в 1203 году был основан город Рига в месте впадения Западной Двины в Балтийское море. Главная резиденция ордена оставалась в Сирии, но именно в Прибалтике было создано крупнейшее орденское государство в Европе – после слияния ордена меченосцев с балтийской частью тевтонского ордена. Постепенно тевтонский орден превратился в одно из сильнейших государств Европы, со столицей в городе Мариенбурге – около современного Гданьска. В XV веке тевтонский орден переименован в ливонский – по названию того региона, который занимал орден – Ливония, где жил прибалтийский народ ливы. Орденское государство изначально было нацелено на расширение своей территории, захват земель язычников. Но вскоре орден стал угрожать всем своим соседям, включая Польшу, один из князей которой когда-то пригласил тевтонцев в Прибалтику. В своей экспансии орден вскоре столкнулся с Русью, точнее с Новгородской и Псковской республиками. Столкновения продолжались до XVI века – времени крушения ордена. Некоторые историки называли экспансию ордена немецкой агрессией, поскольку большинство рыцарей было немцами. Но немецкой нации в XIII и XIV веках было не до Балтии. Император Германии враждовал с папами и с некоторыми орденами. Орденская экспансия не носила национального характера.
Первое серьезное столкновение произошло в 1241 году, когда орденские войска вторглись в русские земли, захватили значительные территории Псковской земли. Были захвачены несколько городов, а затем и сам Псков. Под угрозой оказалась и Новгородская земля, и сам Новгород. В этой ситуации Новгородское вече призвало Александра Невского в Новгород и доверило ему отражение агрессии ордена. Александр освободил захваченные войсками ордена города, в том числе Псков. В апреле 1242 году произошло решающее сражение на Чудском озере, где русское войско под руководством князя Александра одержало безоговорочную победу. После этого орден больше угрожал другим соседям – Польше и великому княжеству Литовскому, но в XIV, XV и XVI веках история Руси самым тесным образом переплелась с историей Литвы и Польши. Отношения Руси с орденом долгое время были важнейшей частью внешней политики.