Правление Ярослава Мудрого. Расцвет Русского государства
Князь Владимир умер в 1015 году. У него. согласно летописи, было 12 сыновей. Следуя примеру Святослава и распространенной в Европе традиции, Владимир выделил сыновьям в правление различные области Руси, то есть сделал их удельными князьями. Старшему сыну Вышеславу он выделил Новгород, который после смерти Вышеслава был передан Ярославу. Один из сыновей – Мстислав получил в правление самую отдаленную область – Тьмутаракань, расположенную на Таманском полуострове, возле Керченского пролива. Тьмутаракань была захвачена еще Святославом и долгое время являлась южным форпостом Русского государства.
Правление сыновей, вероятно, мыслилось Владимиром как правление наместников, полностью подчиняющихся киевскому князю. Но уже сам Владимир успел столкнуться со стремлением владеющих уделами сыновей к самостоятельности. Перед самой смертью Владимира ему отказался выплачивать уговоренную, традиционную дань в Киев сын Ярослав, правивший в Новгороде. Летописи не позволяют точно установить, был ли отказ выплачивать дань личной инициативой Ярослава или же он уступал давлению новгородцев и зависел от внутренней ситуации в Новгороде, всегда претендовавшим на особое место в Древнерусском государстве. В любом случае отказ Ярослава выплачивать дань Киеву, конечно, не мог понравиться князю Владимиру, который даже решил военной силой привести Ярослава и Новгород к повиновению. Смерть Владимира помешала вооруженному столкновению между отцом и сыном.
Новым князем киевским стал Святополк, старший из сыновей, наследовавших власть Владимира. Согласно летописям Святополк был не родным, а приемным сыном Владимира. Судя по летописям сам Владимир не собирался передавать киевский престол Святополку, а хотел отдать его Борису, любимому сыну. Может быть, именно из-за этого, а может быть, просто боясь конкуренции со стороны Бориса, правившего в то время в Ростове, Святополк приказал убить Бориса. Люди из окружения Бориса предлагали ему оказать вооруженный отпор Святополку и самому занять киевский престол, но Борис отказался, не желая разжигать братоубийственную войну. Борис был убит. Затем та же участь постигла его брата Глеба, правившего в Муроме. Другой брат Святополка, Святослав, правивший в Древлянской земле, решил бежать в Чехию, чтобы затем повести борьбу со Святополком, но был настигнут и убит.
Правивший в Новгороде Ярослав вначале также планировал покинуть на время Русь, чтобы, подобно своему отцу, укрепить силы в Скандинавии. Но новгородцы воспротивились этому и предложили Ярославу выступить против Святополка прямо из Новгорода. Усилив войско новгородцев отрядом варягов, Ярослав вышел в поход и осенью 1016 года одержал победу над Святополком, который бежал в Польшу за поддержкой к своему тестю, польскому королю Болеславу. В 1018 году Болеслав помог Святополку одержать победу над Ярославом и вновь захватить киевский престол. Ярослав вернулся в Новгород, где новгородцы опять убедили его выступить в поход на Святополка. Новгородцы, не ожидая для себя ничего хорошего от князя, которого уже сгоняли с киевского престола, готовы были пожертвовать своим имуществом для организации еще одного похода. В 1019 году состоялось новое сражение, и Святополк, потерпев поражение, был вынужден скрыться за пределами Руси, где вскоре и умер, получив за свои братоубийственные действия прозвище Окаянный.
В четвертый раз с 882 года Новгород навязывал своего правителя Киеву – при Олеге, Владимире и дважды при Ярославе. Согласно летописям, ставший киевским князем Ярослав щедро наградил участвовавших в походе новгородцев и узаконил особые права и привилегии Новгорода, прежде всего в сфере управления и финансов. На протяжении 400 лет автономия Новгорода продолжала усиливаться, порой достигая уровня полной самостоятельности.
Ярослав стал почти единоличным правителем Русского государства. Почти – потому что вскоре возросло политическое влияние младшего брата Мстислава, правившего в Тьмутаракани. Мстислав и по молодости лет, и из-за удаленности Тьмутаракани от остальной Руси не участвовал в войне Ярослава и Святополка 1015–1019 годов. Но в последующие годы он проявил себя, подобно деду Святославу, как великий полководец и храбрый воин. Может быть, Мстислав был бы еще более великим воином, недаром в некоторых летописях его называют Мстиславом Храбрым или Мстиславом Удалым. Князь увеличивал свой Тьмутараканский удел в основном военными способами. Своих восточных соседей касогов, живших на Северном Кавказе, он подчинил, одолев в личном поединке предводителя касогов Редедю. Князья предпочли рискнуть жизнями не своих воинов, а своими собственными жизнями, и Мстислав победил и убил Редедю.
В 1024 году Мстислав начал военные действия против Ярослава и одержал победу. Ярослав снова укрылся в Новгороде. Братья в 1026 году заключили Городецкий мир, по которому Русское государство фактически распалось на два княжества. Граница между ними шла по Днепру: левобережная Русь Мстислава со столицей в Чернигове и правобережная Русь со столицей в Киеве, но с частым пребыванием Ярослава в Новгороде. Историк Карпов считает, что раздел Руси по условиям Городецкого мира предвосхитил будущее разделение единой Руси на Россию и Украину. Около 1035 года Мстислав Храбрый умер, дееспособного наследника у него не оказалось, и княжество Мстислава было присоединено к владениям Ярослава. Вскоре князь получил сведения о каких-то действиях, затеваемых против него последним из братьев – Судиславом, живущим в Пскове. Может быть, Судислав был оклеветан. Ярослав ограничился заточением брата в темнице.
Князь Ярослав стал фактически единственным правителем Русского государства и проявил себя в этом качестве как блестящий государственный деятель, причем во всех сферах: и в военной, и в дипломатической, и в экономической, и, что очень важно, в культурной. Ярослав не стремился к военным походам, но обеспечил безопасность государства и своих поданных. Русь превратилась в ведущую, передовую европейскую страну, с которой считались все значимые державы Европы. Сам Ярослав еще в 1019 году женился на дочери шведского правителя конунга Олафа Ингрид (Ирине) и впоследствии оказывал влияние на политические и военные события в Скандинавии. Другим примером династических действий Ярослава могут служить браки его дочерей.
Самый известный из них – замужество его дочери Анны, ставшей в 1051 году женой французского короля Генриха I, а затем матерью следующего короля Франции Филиппа. Если сравнить положение русского государства и французского королевства в середине XI века, то можно счесть этот брак большой удачей для французов. Генрих I был всего третьим королем в новой династии, ведущей свой род от графа Парижского Гуго Капета. Первые Капетинги реально управляли небольшой территорией вокруг своего Парижа, бывшего небольшим городком по сравнению с Киевом. Другому своему зятю, мужу дочери Анастасии, Ярослав помог стать королем Венгрии. Дочь Ярослава Елизавета вышла замуж за норвежского конунга Харальда и впоследствии чуть было не стала английской королевой, когда Харальд пытался завоевать Англию в 1066 году. Харальд был разбит и погиб в бою, но его попытка захватить престол не была авантюрой. Победитель Харальда английский король Гарольд через три недели сам погиб в бою с другим, более удачливым претендентом на престол – герцогом Нормандским, вассалом французских королей, а следовательно, вассалом королевы Анны, дочери Ярослава.
Все эти примеры показывают, как тесно переплелись интересы Ярослава и его семьи с судьбами правящих династий ведущих европейских государств. Но главным в деятельности Ярослава была внутренняя политика. Это – покровительство торговле, ремеслам, всем видам производительной деятельности, искусству и духовной культуре в целом, разумная налоговая политика.
Наиболее зримый и сохранивший свое значение на все последующие столетия пример плодотворной деятельности Ярослава – это первый свод законов, получивший впоследствии название «Русская Правда». Благодаря своду законов, Русь превращалась в одно из передовых в социальном отношении государств, в правовое государство. «Русская Правда» регламентировала как гражданские споры между людьми, так и устанавливала ответственность за уголовные преступления. Подобный свод законов знаменует собой особую стадию в истории любого государства и общества. Недаром одним из самых ценных и знаменитых экспонатов Луврского музея является каменная стелла, на которой высечен свод законов царя Вавилона Хаммурапи, правившего в XVIII веке до н. э. Свод законов создает юридический, правовой фундамент общества и государства, устанавливает цивилизованные правила взаимоотношений между людьми, а также между человеком и государством.
О ценности кодекса законов, восходящего к Ярославу, можно судить даже по тому обстоятельству, что в течение пяти веков законодательство в России создавалось как дополнения и изменения к «Русской Правде». Следующим общерусским сводом законов стал Судебник Ивана IV, принятый в 1550 году, затем последовало Соборное Уложение 1649 года и последним – Свод законов Российской империи 1832 года. Эта преемственность в развитии законотворчества обеспечивала и преемственность развития государственных и общественных процессов, и определенную стабильность и прочность, и легитимность российского общественного устройства. Эта преемственность была нарушена лишь в начале 1918 года – тогда же, когда была нарушена легитимность в передаче властных полномочий, вручаемых обществом правителям государства.
В деятельности Ярослава, прозванного Мудрым, заслуживает упоминания еще один интересный факт, имеющий значительные последствия для будущих социальных и законотворческих процессов в России. В упомянутом исследовании Карпова о Ярославе Мудром говорится, что князь способствовал установлению на Руси дня празднования в честь святого Георгия не только весной, но и осенью – 26 ноября. Святой Георгий был покровителем Ярослава, получившим в крещении именно это имя – Георгий. На Руси вместо слова «Георгий» иногда говорили «Юрий».И день 26 ноября стал называться Юрьев день –тот самый день, за неделю до которого и неделю после которого долгие годы разрешался переход крестьян от одного владельца земли к другому. Отмена права Юрьева дня началась в конце XVI века и положила начало крепостному праву.Таким образом, право выбора, право свободы для простых людей на Руси было связано с именем и деятельностью Ярослава Мудрого.
С этим двойным (или тройным) именем Ярослава связаны и наименования городов, основанных Ярославом. Два из них были названы Юрьевыми. Самый известный Юрьев – нынешний эстонский Тарту, когда-то северо-западный форпост Руси. Другой известный город, основанный Ярославом, назван в его честь Ярославлем. Город находился на берегах Волги и, следовательно, оказался в выгодном месте, через который проходил Волжский торговый путь.
То обстоятельство, что символ личной свободы на Руси ассоциировался с именем Ярослава, можно посчитать случайностью. Но в деятельности Ярослава можно найти много примеров, свидетельствующих о внутреннем стремлении князя к гуманистическим и демократическим тенденциям. В книге его биографа Карпова приводится многозначительное сравнение по поводу различных наказаний за схожие преступления по нормам «Устава князя Ярослава о церковных судах» и нормам византийского права. За похищение, умыкание девицы Устав Ярослава предусматривал крупный штраф с похитителей и наказание по выбору князя. По византийскому праву похититель подлежал казни, пособники приговаривались к наказанию и отрезанию носов. Очевидно, какое из этих наказаний ближе к дикости, а какое к цивилизованности.
Это сравнение позволяет говорить не только о личных качествах Ярослава Мудрого, но и общих тенденциях, характерных для русского общества и государства того времени. О цивилизованных и гуманистических тенденциях можно судить и по высокому для средневековья уровню веротерпимости, существовавшему в Древнерусском государстве. В Киеве и других городах Руси были целые кварталы, где жили мусульмане и евреи; и те и другие имели возможность удовлетворить свои религиозные потребности без притеснения.
Разумеется, Ярослав Мудрый особое внимание уделял христианской религии, распространившейся благодаря его отцу, князю Владимиру. Ярослав покровительствовал строительству храмов Святой Софии в Киеве и Новгороде, а также строительству многих других христианских церквей. Много внимания уделялось переводу и распространению христианских книг, Святого Писания. Распространение христианской литературы сочеталось с поощрением книжной грамотности в широком смысле слова, связанной не только с религиозными соображениями. При Ярославе государство стало поддерживать создание школ, где представители самых разных слоев общества могли получить основы образования, грамотности.
Особенностью древнерусского общества и государства, начиная с XI века (если не раньше) можно считать устойчивые тенденции к демократическому развитию. Уже упоминалось, что Ярослав в 1019 году пожаловал грамотой особые права Новгороду. Эту Ярославову грамоту ногородцы воспринимали как начало своей законной вольности. Историк Покровский расценивал ее как начало новгордской конституции – не больше и не меньше. Ярославову грамоту даже сравнивали с английской Великой хартией вольностей.
Таким образом, уже при Ярославе было узаконено демократическое развитие Новгородской земли, затем превратившейся фактически в регион с республиканским устройством, где очень сильна была роль народного собрания – вече.В Новгороде сложились система избрания высших должностных лиц, система регулярной смены исполнительной власти, механизм действенного общественного, гражданского контроля за работой государственных органов власти. Все это способствовало динамическому развитию Новгорода, высокому уровню культуры.
Новгородская земля не была единственным демократическим республиканским образованием на Руси. Схожее с Новгородским общественное устройство складывается в Псковской земле. Затем выходцы из Новгорода основывают город Вятку, вокруг которого образуется Вятская республика. Демократические начала общественного устройства существовали и в других регионах русского государства. Вечевые собрания были распространены во многих городах Руси, в том числе и в Киеве. Вече могло выразить порицание некоторым действиям князя, могло даже способствовать выдворению князя из города. На протяжении XI и XII веков нередко были случаи, когда князья со своим окружением изгонялись. Естественно, что это обстоятельство ограничивало самоуправство и деспотические тенденции в управлении.
Степень демократичности правления в разных регионах была различной, что является свидетельством многообразия и гибкости форм самоуправленияобщества. В Русском государстве периода правления Ярослава Мудрого существовало разумное сочетание федерализма и сильной центральной власти.
Можно сделать вывод, что по уровню своего культурного, экономического и социального развития Русское государство эпохи Ярослава Мудрого было передовым государством своего времени. До возникновения английской и французской демократии было еще довольно далеко. С уровнем демократических тенденций Руси можно сравнить только Исландию, где в X веке стало складываться схожее с новгородским республиканское устройство и возникло народное представительное учреждение альтинг –прообраз будущих парламентов. Но с уровнем веротерпимости в Русском государстве вряд ли могло быть сравнимо какое-либо другое европейское государство того времени.
Все вышеизложенное позволяет считать необоснованными, надуманными и просто неверными те представления и теории, согласно которым в истории России всегда и изначально государственная власть довлела над обществом, не считаясь с интересами граждан. С этими теориями и представлениями связаны столь же мало обоснованные и столь же неверные представления об отсутствии или слабой роли в истории Российского государства и общества демократических тенденций и уважительного отношения к правам отдельных людей.
Удельно-княжеская система
Перед своей смертью Ярослав Мудрый поступил по традиции, восходящей к Святославу, и выделил в качестве уделов для правления своим сыновьям различные области государства. Киевский престол он завещал старшему сыну Изяславу. Другим сыновьям были выделены важнейшие города того времени – Чернигов, Переяславль, Владимир Волынский, Смоленск с окружающей их территорией. Ярослав наказывал сыновьям Святославу, Всеволоду, Игорю и Вячеславу слушаться старшего брата. Но так же, как и в случае с уделом младшего брата Ярослава князя Тьмутараканского княжества Мстислава Храброго, удельные владения сыновей Ярослава стали фактически самостоятельными княжествами. Вскоре между князьями начались ссоры, иногда перераставшие в военные столкновения. Поводов для конфликта было много: пошлины, размеры дани, границы.
Вскоре наиболее острым предметом споров стал вопрос о том, кто и по какому праву должен княжить в Киеве, кто должен быть очередным великим князем –так стали называть князя киевского. На Руси долгое время не мог утвердиться принцип передачи наследования старшему сыну. Киевский престол вскоре стали передавать по так называемому ряду,когда после смерти киевского князя его место занимал следующий по старшинству брат. Место же этого брата, то есть его главный город, занимал следующий по старшинству брат, что на деле означало переезд в другой город князя, его семьи и приближенных. Этот довольно громоздкий порядок достаточно скоро столкнулся с интересами взрослых сыновей умершего князя. Начались конфликты и столкновения не только между братьями, но и между дядьями и племянниками. После того, как выросло третье поколение потомков Ярослава Мудрого, положение стало еще более сложным и запутанным. Великокняжеский престол Киевский иногда добывали с боями и даже военным захватом.
Положение осложнялось и тем, что удельные князья стали выделять своим сыновьям новые уделы. Иногда эти уделы возникали в результате завоевания внешних земель или земель другого удельного князя. Иногда для этой цели дробился отцовский удел. Неудивительно, что число удельных княжеств стало быстро увеличиваться. В конце XI века существовало десять княжеств помимо верховного княжества Киевского. По соседству с Киевом находились княжества Переяславское, Черниговское, Турово-Пинское. К северу от Киева – княжество Смоленское, на северо-востоке – Ростово-Суздальское, на востоке – Муромское. На далеком юге находилось Тьмутараканское княжество, на западе – Галицкое и Владимиро-Волынское княжество (на территории нынешней Западной Украины). На северо-западе было Полоцкое княжество, занимавшее территорию современной Белоруссии. Особое положение было у Новгородской земли. Формально в ней тоже правили князья, но Новгород фактически приглашал их на определенных условиях да еще по своему выбору. В процессе дробления княжеств, в результате выделения новых уделов в XIV веке на Руси существовало уже более 200 удельных княжеств, а также Новгородская и Псковская республики.
В какой-то период времени князья могли объединиться и действовать сообща, например, в случае военной опасности или в случае княжения человека, обладающего несомненными государственными и военными способностями. Так было, например, при внуке Ярослава Мудрого Владимире Мономахе, ставшим великим князем киевским в 1113 году, в нарушение традиционного ряда,по желанию жителей Киева. Но Владимир Мономах правил всего 12 лет, а после его смерти уже не было на киевском престоле столь авторитетного князя.
Военные столкновения, конечно, приносили разорение княжествам, городам и их жителям, которые часто призывали князей не воевать между собой, а мирно управлять и защищать Русь от нападений извне. Военные угрозы стали со второй половины XI века постоянным бедствием для Руси, особенно для самого Киева. Дело в том, что приобрели постоянный характер нападения южных соседей Руси – кочевников. Поскольку уже не было Хазарии, долгое время нейтрализовывавшей кочевников, то возобновили свои нападения печенеги, а затем вытеснившие последних половцы – народ, пришедший из Южного Зауралья и монгольских степей. Князь Владимир Мономах уделял половецкой проблеме много времени, иногда организуя военные походы против половцев, иногда действуя дипломатическим путем. С течением времени некоторые русские князья стали даже заключать брачные союзы с половецкими князьями, иногда с ними заключались и военные союзы, направленные против других князей.
Русские князья сами прекрасно понимали нежелательность постоянных раздоров. В 1097 году в Любече состоялся съезд русских князей, на котором было решено, что каждый князь должен править своим уделом, не стараясь отнимать земли других князей. Князья обязывались вести военные действия только против внешних врагов. Но эти решения не соблюдались. Военные столкновения продолжались. Русь фактически перестала быть единым государством, поскольку князья вели себя как независимые друг от друга правители.
И все же Русь не утратила единства. Некоторые историки склонны называть политическое устройство Руси со второй половины XI века до конца XV федерациейкняжеств и земель русских. Что же обеспечивало единство в условиях политической и государственной раздробленности? Сказывались прежде всего культурные и экономические связи и интересы русского общества. Можно сказать, что именно гражданское общество оказалось в то время достаточно сильным, чтобы компенсировать ослабление государственных органов власти. Большую роль играло языковое единство, а также наличие общего управления русской православной церкви, руководимой митрополитом. Значительную роль сыграл и фактор исторической памяти. Князья могли меняться, но один принцип соблюдался обязательно: любое княжество, любой город признавали только князей из рода Рюриковичей, и даже Новгородская земля призывала к себе князей только этого рода.
Династические проблемы и вопросы вообще сыграли в истории Руси огромную роль и не всегда позитивную. Некоторые историки, говоря о периоде распада Русского государства, характеризуют его как период феодальной раздробленности.Эта характеристика представляется не совсем уместной, если вообще для объяснения социальных процессов на Руси допустимо применять понятие «феодализм». Для феодализма в его классической форме, кроме всего прочего, характерны такие признаки, как сеньориально-вассальная система и четко очерченные юридические правовые нормы взаимоотношений между участниками феодального устройства. Прежде всего это касается владения землей, областью отношений сеньора и вассала, порядка наследования земель и порядка наследования верховной государственной власти. Этих четко очерченных норм на Руси в XII веке не было. Принцип «вассал моего вассала – не мой вассал» вряд ли был возможен. В странах феодальных утверждается принцип майората – передачи власти, земель и наследства старшему сыну и далее его потомкам. Верховная власть неотчуждаема и недробима. Династия может пресечься, и тогда возможны военные столкновения за власть, но это будет редким случаем, переходным периодом, а не тем постоянным спором за великое княжение, который имел место на Руси на протяжении 400 лет.
В Западной Европе принцип юридически очерченного наследства господствовал после Верденского договора 843 года, заключенного между внуками Карла Великого, короля франков. Короли могли быть после этого слабыми и непопулярными, но только военной силой их сместить было невозможно – нужны были юридические аргументы, то есть возобладал принцип легитимности, законной передачи власти.
Традиция замещения княжеского престола «по ряду» и сложившиеся на Руси традиции военного, силового решения вопроса о верховной власти, имели мало общего с феодальной раздробленностью, скорее это была семейная раздробленность. Сложившиеся обычаи взаимоотношений внутри династии Рюриковичей оказались крайне нерациональными и сыграли негативную роль в истории. Преодолеть сложившуюся ситуацию в условиях отсутствия юридического права могло или возвышение какого-то из князей, или влияние каких-то внешних факторов, что и произошло в XV веке.
От княжеских междоусобиц более всего страдал Киев, так как военные действия за владение великокняжеским престолом вели на его землях. Киевская земля более всего страдала и из-за набегов кочевников с юга. Неудивительно, что Киев постепенно начал терять свое экономическое и культурное первенство. Простые люди стали переселяться в более северные области Руси. Некоторые князья тоже перестали стремиться на престол в Киеве. В 1169 году Киев был захвачен войсками князя Ростово-Суздальской земли Андрея Боголюбского, внука Владимира Мономаха и подвергся разграблению, после чего князь Андрей не стал переезжать в Киев, а княжил у себя в Северо-Восточной Руси. Оценивая это событие, Карамзин писал в своей «Истории государства Российского»: «Сей город навсегда утратил право называться столицей Отечества»[38]. Так закончился Новгородско-Киевский период истории России.
Глава 4. НОВГОРОДСКО-ВЛАДИМИРСКАЯ РУСЬ