Горбачев и Ельцин: реформаторы или разрушители?
1. Геллер М. Я. Седьмой секретарь. Лондон, 1991.
2. Млечин Л. М. Формула власти. От Ельцина к Путину. М., 2000.
3. Пумпянский А. Б. Два вождя: Горбачев и Ельцин, которых мы боготворили и проклинали. М., 2000.
4. Швецова Л. Ф. Режим Бориса Ельцина. М., 1999.
Перестройка в СССР: планы и их реализация
1. Белая книга. Экономические реформы в России. 1991-2001 / авт.-сост. С. Г. Кара-Мурза. М., 2002. С. 123–271.
2. Горбачев М. С. Октябрь и перестройка: революция продолжается. М., 1987.
3. Коротков Н. З. Моральное и правовое сознание в новом переходном состоянии России // Гуманитарные науки и современность: сб. науч. тр. Пермь, 1999. Т. 1.
4. Фурсов А. И. Мифы перестройки и мифы о перестройке // СОЦИС. 2006. № 1.
5. Черных В. Ю. Аксиология истории России: современная отечественная история в свете теории ценностей / Перм. гос. мед. академия. Пермь, 1999. С. 123–154.
Национальный вопрос вчера и сегодня
1. Барсамов В. А. Этнонациональная политика в борьбе за власть: стратегия и тактика в период общенациональной смуты (десять лет в поисках антикризисной модели). М.: ИНИОН, 1997. С. 115–219.
2. Галкин А. А. Исламский аспект иммиграционной проблемы // Россия реформирующаяся / под ред. М. К. Горшкова. М., 2007. С. 370–385.
3. Гуманитарное образование и медицина: сб. науч. тр. Т. 60, вып. 1 / гл. ред. В. И. Петров. Волгоград, 2003. Разд. 4.
4. Мукомель В. И. Миграционная политика и политика интеграции: социальное измерение // Россия реформирующаяся / под ред. М. К. Горшкова. М., 2008. С. 250–272.
5. Поварницын Б. И. «Русский вопрос» глазами американцев (американская историография 1985–2000 годов о положении русских в СССР и в постсоветских государствах). Пермь, 2002.
6. Фадеичева М. А. Национальный вопрос – ключ к решению современных этнических проблем // Философия и общество. 2013. № 3.
Пермь на рубеже тысячелетий
1. Пермь от основания до наших дней: Ист. очерки / под ред. М. Г. Нечаева. Пермь, 2000. С. 318–368.
2. Пермь: Опыт развития, потенциал, перспективы: материалы науч.-практ. конф. Пермь, 1998. 176 с.
3. Прикамье. Век XX: учеб. пособие / Г. С. Мурсалимов и др. Пермь, 1999. С. 299–362.
4. Черных В. Ю. Развитие транспортной инфраструктуры в свете аксиологии Русской идеи // Пути сообщения, коммуникации, научные достижения народов Евразии: материалы междунар. науч.-практ. конф. Березники, 1997.
Молодежное движение в России в конце XX – начале XXI вв.
1. Вести с Урала [Пермская областная газета]. 2008. № 8. Октябрь.
2. Молодежное движение в России: сб. ст. и воспоминаний, посвящ. 90-летию комсомола / отв. ред. Е. А. Орачева; Зап.-Урал. ин-т экономики и права; Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2008.
3. Молодежное движение в России: сб. ст. и воспоминаний. Вып. 2 / Зап.-Урал. ин-т экономики и права; Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2009.
4. Молодежное движение: исторический опыт и проблемы: материалы Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. (г. Пермь, 18 окт. 2013 г.). Пермь, 2013.
5. Молодежное движение: исторический опыт, проблемы, пути: Материалы к спецкурсу / Н. Г. Кулипанова, Ю. А.Черных. Пермь, 1991.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РЕФЕРАТА
На титульном листе указываются: вуз, кафедра, тема, автор, научный руководитель, город, год написания.
На второй странице дается содержание (план), включающее введение, название вопросов (разделов), заключение, список литературы и (если есть) приложения с указанием соответствующих страниц.
При приведении цитат, наиболее важных фактов, цифр и рассуждений авторов использованных книг и статей необходимы ссылки внизу страницы. Не забывайте указывать конкретные страницы, на которые ссылаетесь. Поскольку одна ссылка может включать несколько источников, фамилию автора или первое слово названия необходимо выделять курсивом[2]. При повторной ссылке на тот же источник его можно привести в сокращенном виде[3]. Точное библиографическое описание книги обычно приводится на её 2-й странице (обороте титульного листа) или на предпоследней странице. Если оно отсутствует, выходные данные можно обнаружить на титульном листе.
В конце реферата приводится список литературы в алфавитном порядке, оформленный по библиографическим правилам. Для книг должны указываться следующие данные: автор, заглавие, город, издательство, год издания, количество страниц[4].
В коллективных монографиях, справочниках и других книгах, написанных многими авторами, указываются: заглавие, после знака / – авторы или редактор, город, издательство, год, общее количество страниц[5]. В некоторых случаях указывается не издательство, а учреждение (вуз и др.), имеющие издательские права[6].
Для статей обязательны следующие данные: автор, заглавие, после знака // название газеты, журнала или сборника статей, год, номер (для журналов) или дата (для газет)[7].
В случае использования данных из Интернетанеобходима ссылка на сайт с указанием адреса (URL: http://www...) и даты обращения[8]. При этом такие источники не могут быть основными для раскрытия темы работы, а должны играть вспомогательную роль. Исключение представляет полный текст монографии или статьи, найденных в сети.
Критерии оценки реферата
На «удовлетворительно»оцениваются учебно-исследовательские навыки и умения, освоенные на репродуктивном (исполнительском) уровне активности: объем (около 10 страниц формата А4); структура реферата (наличие плана, введения, основных разделов, заключения, списка литературы); правильность оформления ссылок.
На «хорошо» оцениваются умения и навыки, освоенные на инициативном уровне активности: во введении – умение четко и грамотно сформулировать цель и задачи работы; в основных разделах – умение анализировать материал источников, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемой проблеме; в заключение – способность обобщить изученный материал и сделать значимые выводы.
На «отлично» оценивается работа, выполненная на творческом уровне. В ней необходимо продемонстрировать не только навыки работы с научной литературой, но и умение самостоятельно определять и разрешать проблемные вопросы избранной темы, логически непротиворечиво отстаивать собственную точку зрения.
При публичной защите реферата оцениваются: умение грамотно построить выступление, уложиться в регламент (как правило, 10 мин.), обозначить рассматриваемые проблемы, различные точки зрения, в т. ч. свою; свободное владение материалом (чтение реферата не допускается); восприятие защиты аудиторией (наличие вопросов, возможная дискуссия, заинтересованное обсуждение); ответы на вопросы студентов и преподавателя. Дополнительно может быть оценено сопровождение защиты презентацией.
Главным критерием оценки является степень самостоятельности работы.
Интернет- ресурсы
При подготовке к семинару, написанию реферата, сдаче зачета или экзамена известную помощь могут оказать интернет-ресурсы. Однако в них надо уметь ориентироваться и использовать наиболее информативные, безопасные и достоверные.
Ведущее место среди интернет-ресурсов занимают электронные базы данных – универсальные «склады», содержащие информацию по всем отраслям знаний. Они включают книги, монографии, диссертации, статьи из периодических изданий; рецензии, аналитические обзоры и сводки; изо-, графо- и музыкальные приложения и др. Информация в подобных базах строго упорядочена. Для удобства поиска на титульной («стартовой») странице представлены тематические рубрики, сужающие область поиска.
Как правило, доступ к информации осуществляется в режиме онлайн в электронных залах крупных библиотек.
В Пермском крае– это Пермская краевая библиотека им. А. М. Горького, библиотеки Пермского государственного национального исследовательского университета, Пермского национального исследовательского политехнического университета. Список доступных баз можно легко уточнить, зайдя на сайт соответствующих заведений. В качестве примера можно привести крупнейшую базу данных:
¨ Российская государственная библиотека(http://www.rsl.ru), обладающая уникальным собранием отечественных и зарубежных документов (книг, брошюр, журналов, газет, нотных, картографических изданий, изоизданий) на 367 языках мира.
Важное место среди интернет-ресурсов занимают электронные библиотеки. Их преимущество перед обычными печатными библиотеками заключается в том, что поиск необходимой информации осуществляется не только в заголовках и аннотациях, но и в самих текстах книг и монографий. В некоторых электронных библиотеках можно найти также редкие экземпляры документов и изданий. Электронные библиотеки, как правило, представлены на сайтах крупнейших университетов Российской Федерации. Особо следует отметить авторские проекты, которые могут включать научные электронные издания разнообразной тематики. В качестве примеров можно привести следующие электронные библиотеки:
¨ Библиотекарь.Ру (http://www.bibliotekar.ru)иУниверситетская библиотека On-line (http://www.biblioclub.ru) – электронные библиотеки нехудожественной литературы по всем важнейшим научным направлениям.
¨ Электронная библиотека «Гумер» (http://www.gumer.info) – крупнейший русскоязычный сайт с тематической подборкой литературы по политологии, социологии, истории; содержит более 5000 книг.
¨ Электронная библиотека «Рунивер»(http://runivers.ru/lib/index_lib.php)–электронная факсимильная библиотека, где выкладываются книги, изданные в России в ХIХ – начале ХХ в., прежде всего по истории, труды русских философов, энциклопедии, сборники документов, карты, фотографии, которые были выведены из культурного оборота почти на столетие и более не переиздавались.
¨ Электронная библиотека ГПНТБ СО РАН
(http://www.spsl.nsc.ru/win/nelbib/index-new1.html) – раздел «Электронная библиотека» содержит тематические подборки книг.
¨ Электронная библиотека Российского государственного интернет-университета(http://www.i-u.ru/biblio) – включает необходимые материалы (около 5000 статей и книг) для подготовки к семинарам по гуманитарным дисциплинам, в том числе по истории.
¨ Библиотека «Lib.ru» (http://lib.ru) – содержит материалы по довоенной и современной политологии, геополитике и философии истории.
¨ Библиотека Янко Слава(http://yanko.lib.ru) – электронный ресурс, содержащий тематическую подборку по гуманитарным отраслям знаний.
¨ Библиотека Якова Кротова(http://krotov.info) – содержит материалы по истории, социологии, философии, этике и др.
¨ Библиотека (интернет-издательство)(http://www.magister.msk.ru/library/library.htm) – включает электронные издания произведений, биографических и критических материалов разной тематики.
¨ Библиотека Нестора
(http://www.libelli.ru/library/new_vers.htm) – содержит качественную подборку литературы по политике, геополитике и политэкономии.
Стоит обратить внимание на сайты специализированных библиотек, ибо их фонды, как правило, содержат наиболее полные подборки изданий по конкретным дисциплинам и предметам. Например, при изучении истории Отечества можно отметить такой ресурс, как Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ
(http://www.hist.msu.ru/ER/index.html). Она содержит обширное собрание исторических источников, сгруппированных в трех тематических разделах: «Россия до начала XVIII в.» (67 документов и 64 ссылки на другие сайты и отдельные документы), «Россия XVIII – начала XX в.», «Россия XX в.». В целом электронные базы данных и электронные библиотеки, предоставляя быстрый доступ и обширный спектр материалов, для студентов являются универсальными помощниками при подготовке к семинарским занятиям и написании научно-исследовательских работ.
Специализированные сайты, как и базы данных, предоставляют доступ не только к книгам и статьям, но и другим тематическим материалам. Например, художественным изображениям, картам и т. д. Принципиальные отличия специализированных сайтов от собственно электронных библиотек и баз данных заключаются в том, что они содержат полезные ссылки на другие электронные ресурсы (связанных с ними тематически) и предусматривают обратную связь (т. е. форумы).
Сайты по истории Отечества
¨ Хронос (http://hrono.info) –один из старейших сайтов (действует с 20 января 2000 г.), посвященный всемирной истории. Кроме объемной библиотеки исторической литературы и источников здесь можно найти карты, генеалогические и тематические таблицы, указатель этнонимов и др. Сайт снабжен удобной системой поиска: по датам, именам, странам, разделам истории.
¨ История.РФ (http://histrf.ru) – федеральный портал, делающий ставку на достоверную информацию по истории нашей страны. Раздел «Лекторий» содержит хорошую подборку видеолекций по всем основным темам. Есть биографии исторических деятелей и тестовые задания по блокам.
¨ История.ру (http://www.istoriia.ru) – сайт по всемирной истории, но есть разделы и по истории России. Можно рассматривать её в контексте развития других стран.
¨ Фонд «История Отечества»(http://история-отечества.рф) – сайт по истории России. Представлены статьи, карты, новости археологии, форум.
¨ Отечество.ру (http://www.ote4estvo.ru) – сайт содержит статьи по истории и культуре России, есть раздел с исторической литературой.
¨ Русь Древняя и Удельная(http://avorhist.narod.ru) – сайт Александра Воробьева – содержит исторические работы по истории древней и средневековой Руси, в том числе труды С. М. Соловьева, Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова, Л. Н. Гумилева, Н. И. Костомарова, Д. С. Лихачева, Р. Г. Скрынникова. Представлены также источники по периоду IX–XVI вв. и др.
Весьма выигрышными в плане актуальности и интереса аудитории являются темы рефератов и иных творческих заданий, связанных с местным материалом – историей Урала и Прикамья. В их подготовке поможет обращение к пермским региональным сайтам:
¨ Сайт Государственного архива Пермского края (http://www.archive.perm.ru). Архив является центральным и включает более 1 млн. документов, отражающих историю развития нашего региона. Раздел сайта «НСА и ИПС» содержит каталог фондов архива, с указанием описей и названий всех дел. Представлена также история улиц города Перми, фотодокументы и аудиозаписи и виртуальные выставки.
¨ Сайт Пермского государственного архива новейшей истории (http://politarchive.perm.ru). В архиве в основном хранятся документы по политической истории Пермского края в XX в., формирующиеся в процессе деятельности партийных органов, организаций и учреждений Коммунистической партии и комсомола. Сайт содержит обзоры основных фондов, описей и именных указателей архива, а также базы данных по следующим категориям: архивный фонд; картотека репрессированных; лидеры Прикамья; картотека военнопленных; фонд печатных изданий (СИФ); Календарь памятных дат. На сайте выложены отдельные аудиовизуальные документы и фотографии по региональной истории, ряд местных, в т. ч. периодических изданий.
При подготовке к семинарскому занятию могут быть полезны сайты периодических изданий. Как правило, каждое крупное периодическое издание имеет собственный сайт, где размещает архивы электронных версий своих выпусков, материалы научных конференций и «круглых столов», ссылки на интернет-ресурсы, дополнительную информацию.
Сайты периодических изданий по истории
¨ Электронный научно-образовательный журнал «История»(http://www.mes.igh.ru) – издается ежеквартально. Публикуются научные статьи по истории и медиаматериалы о мероприятиях в мире исторического профессионального сообщества.
¨ История (http://his.1september.ru/index.php) – электронный вариант газеты издательского дома «Первое сентября». Содержит материалы по различным вопросам истории: научные и научно-популярные статьи, интервью, обзор новостей, архив материалов и др.
¨ Мир истории (http://www.historia.ru) – электронный исторический журнал. Публикуются статьи по широкой исторической тематике. На сайте размещен архив предыдущих выпусков журнала. Есть ссылки на другие российские и зарубежные исторические интернет-ресурсы.
¨ РОДИНА: Российский исторический иллюстрированный журнал(http://www.istrodina.com) – исторический журнал. На сайте представлен архив журнала с 1989 по 2011 г.
¨ Дилетант. Исторический журнал для всех(http://diletant.media)– научно-популярный журнал по истории, ориентированный на широкий круг читателей.
Важным видом интернет-ресурсов являются электронные словари и энциклопедии. Они незаменимы в случае, если встретился незнакомый термин или фамилия, а также наиболее просты в работе. Всё, что может потребоваться, – это ввести интересующее слово в поисковое окно. Обычно электронные словари и энциклопедии содержат краткую информацию, в основном, справочного характера. Наиболее известными и популярными из них являются:
¨ Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия
(http:www.megabook.ru/index.asp)–содержит 150000 энциклопедических, справочных и словарных статей, 60000 медиаиллюстраций, 16 словарей, 15 справочников. Одно из основных достоинств Мегаэнциклопедии – ее мультимедийность, обеспечивающая совершенно новый уровень подачи информации: текст, фото, интерактивные таблицы, схемы, анимации, аудио-, видеоиллюстрации. Современная эффективная поисковая система.
¨ Академик(http://dic.academic.ru)–электронный ресурс, содержащий статьи из почти сотни словарей и энциклопедий. Здесь можно найти энциклопедии, как общего, так и специализированного профиля.
¨ Википедия(http://ru.wikipedia.org) –свободная электронная энциклопедия, работающая с 2001 г. Насчитывает более 800000 статей на русском языке по разным направлениям. Для удобства читателей на сайте энциклопедии имеются алфавитный и тематический каталоги статей. Однако представленный материал следует проверять на достоверность и точность, поскольку статьи может редактировать каждый пользователь.
¨ Яндекс.Словари (http://www.slovary.yandex.ru) – электронный ресурс, содержащий словарные статьи из 73 энциклопедий, включая такие бестселлеры, как Большая советская энциклопедия и словарь Брокгауза и Ефрона.
¨ Рубрикон(www.rubricon.com) – база данных, содержащая статьи из 62 энциклопедий и словарей, книги, иллюстрации и карты по всем отраслям знаний.
¨ Русский биографический словарь(http://www.rulex.ru)–сайт содержит статьи из русских дореволюционных биографических источников: Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, Русского биографического словаря Половцева, Энциклопедии братьев Гранат.
Учебное издание
ИСТОРИЯ РОССИИ
Учебное пособие
Редактор И. М. Минсадыров
Подписано в печать 06.09.2017. Формат 60´90/16.
Усл. печ. л. 15,5. Тираж 100 экз. Заказ № ??/2015.
Редакционно-издательский отдел
Западно-Уральского института экономики и права
614000, г. Пермь, ул. Сибирская, 35 д, офис. 402
Тел.: 8(342) 210-50-14
E-mail: [email protected]
Издательский дом «Книжный формат».
614000, г. Пермь, ул. Пушкина, 80.
[1] Мелким шрифтом дается разъясняющий или факультативный, дополнительный материал.
[2] Например: Философская энциклопедия / гл. ред. Ф. В. Константинов. М.: Сов. энциклопедия, 1960. Т. 1. С. 20; Гринин Л. Е. Формации и цивилизации // Философия и общество. 2001. № 3. С. 30–34, 37.
[3] Философская энциклопедия... С. 22; Гринин Л. Е. Указ соч. С. 38–39.
[4] Грибанов Э. Д. Медицина в символах и эмблемах. М.: Медицина, 1990. 206 с.
[5] Русская философия: словарь / под ред. М. А. Маслина. М.: Республика, 1995. 655 с.
[6] Социология: учеб. пособие / под ред. Н. А. Невоструева, В. Ю. Черных; Перм. гос. мед. академия; Зап.-Урал. ин-т экономики и права. Пермь, 2010. 204 с.
[7] Орачева Е. А. Управление качеством образования: опыт, проблемы // Гуманитарные науки и современность: сб. науч. тр. / науч. ред. Т. Г. Шешукова; Зап.-Урал ин-т экономики и права. Пермь, 2007. С. 15–25; Покровский В. И. Состояние медицинской науки: тенденция и прогноз // Российский медицинский вестник. 1997. № 3. С.27–33; Баньковский Л. В. На пределе человеческих возможностей // Медик Урала. 1992. 29 окт.
[8] Например: Российская государственная библиотека / Центр информ. технологий РГБ. Электрон. дан. М.: Рос. гос. б-ка, 1997. URL: http://www.rsl.ru (дата обращения: 10.09.2014).