И политического развития СССР в 60-х – середине 80-х годов

Общемировая тенденция перехода к новой модели развития отражалась и на социально-экономическом развитии СССР. Именно в нашей стране предпринята первая масштабная попытка перестройки хозяйственного механизма, соответствующая условиям НТР, связанная с экономической реформой 1965 г. Её основные черты определены на мартовском и сентябрь­ском (1965 г.) пленумах ЦК КПСС.

В области сельского хозяйства возрождалась идея проднало­га периода НЭПа. Колхозам и совхозам устанавливался твердый план заготовок, без ежегодных корректировок. Всеми сельскохозяй­ственными продуктами после выполнения плана продажи государству колхоз распоряжался по сво­ему усмотрению.

Повышались закупочные цены на зерновые культуры для основных зерновых районов на 12 %, а для нечерноземной зоны на 52–53 %. Для стимулирования сверхплановой продажи зерна государству, повысили цены на продаваемое сверх плана зерно на 50 %. Устанавливался твердый план закупок продуктов животноводства и повышались закупочные це­ны до 50–70 %. Увеличение закупочных цен проводилось без повышения существующих розничных цен на хлеб, крупы, мясо и мясопродукты.Мартовский пленум ЦК принял решение о значительном увеличении капиталовложений в сельскохозяйствен­ное производство, обеспечении его высококвалифицированными кадрами, о быстрейшем внедрении достижений науки, оснащении современной техникой и снабжении химическими удобрениями. Для гарантированной оплаты труда колхозников рассмотрен вопрос о создании денежных и натуральных фондов.

В итоге в 1966–1970 гг. достигаются самые высокие показатели развития сельскохозяйственного производства за всю историю России.

В области промышленности основной идеей стало сочетание централизованного руководства с расширением хозяйственной инициативы, с усилением экономических рычагов материального сти­мулирования. Организовано управление промышленностью по отраслевому принципу. Образованы обще­союзные и союзно-республиканские министерства промышленности, а совнархозы уп­разднялись. Повышалась роль Госплана СССР как центра научного планирования развития всего на­родного хозяйства. Сокращалось число плановых показателей, утверждаемых предприятиям сверху – со 100 до 7. Основным показателем успешной работы предприятий стал не общий объем промышленной продук­ции (валовая продукция), а объем реализованной.

По-новому ставилась проблема хозрасчета, экономического стимулирования предприятий. На каждом предприятии из отчислений от прибылей создавались поощрительные фонды для разви­тия производства и совершенствования техники, материального поощрения рабочих и служащих (премии, 13‑я зарплата, улучшение условий труда и быта). Предпри­ятиям предложено создавать фонд для социально-культур­ных мероприятий и жилищного строительства.

Научно-технические достижения советских ученых и рабочих оборонной промышленности в 70-е гг. позволила СССР достичь военно-стратегического паритета с США. Появились отрасли, от­ражающие новый период научно-технической революции. Выявлялись и правомерно ставились крупномасштабные проблемы, вопросы социально-экономического развития страны. Интенсифика­ция, эффективное хозяйствование, экономическая деятельность, направленная на конечные результаты – приори­тет обеспечения благосостояния советских людей, повышение материального и культурного уровня трудящихся.

Экономическая реформа 60-х гг. стала попыткой придать социализму динамизм, изменить при­оритеты экономического развития, ввести в действие стимулы личной и групповой заинтересованно­сти. Перевести экономику страны на интенсивный путь развития, ускорить научно-технический прогресс. Хозяйственная реформа придала определенный импульс экономическому развитию страны. На какое-то время развязала инициативу предприятий, стимулировала появление производ­ственных объединений, где на более высоком уровне решались вопросы технического перевооруже­ния, совершенствования организации труда производства, социальные проблемы. По своим экономическим итогам годы восьмой пятилетки получили в истории мировой экономики название – «золотая пятилетка», а практика её планирования стала предметом подражания в ряде государств мира (например, во Франции, где в экономических школах до сегодняшнего дня изучают в качестве яркого примера принципы планирования восьмой пятилетки в СССР).

Несмотря на ряд успешных локальных экспериментов, экономическая реформа 1965 г. остановилась на уровне предприятий, не дойдя до кон­кретного рабочего места, и не затронув систе­му управления. А передача права министерствам перераспределять прибыль предприятий, фонды сырья и ресурсов (1972 г.) лишали предприятия экономических стимулов саморазвития.

В ходе реформы отчетливо проявились два подхода к вопросам определения перспектив эко­номической политики. Представители первого – ученые-экономисты А. Аганбегян, Т. Заславская, Л. Абалкин и др., передовые руководители ряда предприятий: Бакинского химического объединения «Азот», Норильского горно-металлургического комбината, Северского трубного завода в Свердловской области и др., ряд партийных и государственных деятелей во главе с председателем Совета министров СССР А. Н. Косыгиным. Они считали главным – решительный пе­ревод народного хозяйства на интенсивный путь развития и экономические методы управления за счет развития товарно-денежных отношений, хозрасчета, материального интереса трудящихся.

Представители второго подхода фактически выступали за консервацию переставших отвечать требованиям времени форм экономической жизни, отторгали творческий анализ обстановки, нестан­дартные решения и идеи. К этой позицию лояльно относился и Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев. К середине 70-х гг. второе направление одержало победу. Формируется со­циальный феномен, получивший название «механизм торможения». Трудно не согласиться с точкой зрения политолога А. Бутенко – «механизм управления, сложившийся в условиях утверждения админист­ративно-бюрократической власти, но позже – из-за своей канонизации и отрыва от изменяющихся ус­ловий – ставший системой, препятствующий социальному прогрессу». Система эко­номических, политических и идеологических институтов власти оказывала тормозящее воздействие на перспективное развитие страны. Последствия этих деформаций развития.

Во-первых, в 1971–1985 гг. налицо отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показателям.

Так, темпы роста национального дохода снизились с 41 % в восьмой пятилетке до 17 % – в одиннадцатой. Темпы роста производительности труда – соответственно с 37 до 16,5 %. Тип экономиче­ского развития продолжал оставаться экстенсивным. Например, за одиннадцатую пятилетку доля ин­тенсивных факторов в развитии общественного производства увеличилась с 33 до 40 %. Такой крайне ресурсоемкий тип роста уже в 70-е гг. натолкнулся на жесткие ресурсные ограничения. По­пытки преодолеть эти негативные факторы предпринимались в 1975, 1979, 1982 гг. Но они имели половинчатый характер и оставались в рамках старых производственных отношений. Поэтому не имели сущест­венного успеха. Основными оставались затраты в отраслях оборонной промышленности.

Замедлился научно-технический прогресс, техническое обновление производства. В мире развер­тывался новый виток НТР, основу которого составляли достижения науки. Формирова­лись микроэлектроника, информатика, биотехнологии, совершившие технологический переворот в производственной и непроизводственной сферах. В СССР несовершенство системы экономического стимулирования технического прогресса вело к тому, что наиболее простым и доступным способом включения в процесс производства новых достижений науки и техники стало новое строительство. На него направлялась основная часть капиталовложений, приводившего к увеличению периода ос­воения новой техники.

Во-вторых, проявившаяся в общемировом развитии тенденция к разнообразию форм собственно­сти привела к стремительному росту мелких внедренческих форм в сфере производства и обслужива­ния. В нашей стране продолжался процесс огосударствления экономики. Причем государственный и кооперативный секторы все более унифицировались. Создание производственных объединений в ус­ловиях административно-командной системы приводило к ведомственному монополизму и гигантомании.

Оценки работы предприятий и министерств, вопреки принципам реформы 1965 г., происходили вновь по валовому показателю. Возродился затратный метод хозяйствования, противодействующий сбережению ресурсов и воспроиз­водящий их дефицит. На этой основе стала быстро расти «теневая экономика». В ней только объем неофициальных услуг в середине 80-х гг. оценивался в 14–16 млн. руб. в год. Развились хищения, коррупция, спекуляция. Только по «хлопковым делам» в Узбекистане у государства похищено 4 млрд. руб. Деформация отношений собственности способствовала складыванию слоя хозяйственной бюро­кратии, заинтересованной в сохранении затратно-экстенсивной системы хозяйствования. Технократический подход к размещению производительных сил приводил к появлению «критиче­ских узлов» – от экологических катастроф до энергетического кризиса в Сибири.

В-третьих, исторический опыт доказал, что в ходе поиска путей совершенствования управления экономикой прежние методы социалистического хозяйствования не могли оставаться неизменными. Ситуация, сложившаяся в народном хозяйстве, свидетельствовала о необходимости коренным образом изменить методы управления, чтобы обеспечить поступательное развитие экономики. Несмотря на это, главный упор по-прежнему делался на командно-административные методы, основанные на директивно-адресных плановых заданиях и централизованном лимитно-фондовом распределении всех видов ресурсов.

В сфере распределительных отношений усилились уравнительные тенденции в пользу отстающих предприятий, установилась невысокая степень дифференциации оплаты труда, приводившие к нарушению социальной справедливости.

В-четвертых, одним из основных элементов механизма торможения в экономической области яв­лялась авторитарно-иерархическая власть бюрократии, сконцентрировавшая в своих руках рас­поряжение общественной собственностью под бюрократическим же контролем. Ее главными рыча­гами в экономике являлось распределение ресурсов, оценка и перемещение нижестоящих работников, жесткая регламентация их деятельности. Тем самым развилось отчуждение непосредственных производителей от результатов труда и соб­ственности, управления и контроля хозяйственной деятельности. В последнее время явствен­но проступил корыстный характер бюрократического распорядительства, заинтересованность в воспроизводстве дефицита, монопо­лии предприятий и ведомств, недопущение общественной инициативы. Значительная часть бюрокра­тии оказалась поражена коррупцией и срасталась с теневой экономикой.

Сформировавшийся механизм торможения захватил не только экономику страны, но и социаль­ную сферу. Так, в деле реализации политики благосостояния советских людей курс взят на увели­чение денежных доходов низко- и среднеоплачиваемых категорий трудящихся. В девятой пятилетке минимальный размер зарплаты поднялся до 70 руб., в десятой – до 90 руб. Одновременно увеличи­вались ставки и оклады среднеоплачиваемой части работающих. Все это, несомненно, имело значение для роста их благосостояния. За 25 лет реальные доходы на душу населения увеличились в 2,6 раза. Вместе с тем проявились и противоречия такого пути роста доходов. Не учитывались реальный трудовой вклад работника, качество, производительность труда, одновременно снижался социальный престиж сложного квалифицированного труда инженера, врача, учителя, ученого. К тому же практика хо­зяйствования в условиях существующего экономического механизма гарантировала получение доходов при любых результатах труда.

Накапливались трудности и нерешенные проблемы в обеспечении населения высококачественными продуктами питания. В этот период прилагалось немало усилий, направленных на стабилизацию положения в сельском хозяйстве. Аграрная политика велась с постоянными отступлениями и искажениями.

Новые формы управления, разработанные мартовским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС, внедрялись непоследовательно. Проблемы пытались решить путем увеличения капиталовложений. Только в 70-е гг. они составили почти 220 млрд. рублей. Однако затраты колхозов и совхозов на средства произ­водства, приобретение продукции промышленности, уплаты услуг различным организациям все уве­личивались. Хроническое отставание инфраструктуры деревни толкало население перебираться жить в город. Особенно уменьшилось число жителей сёл Нечерноземной зоны РСФСР. Все это снижало темпы роста сель­скохозяйственной продукции в стране, обостряло продовольственную проблему.

Недостаточно глубокий анализ процессов и реальных противоречий в социальной сфере способствовал сохранению сложившегося ранее «остаточного принципа» выделения средств на такие важные направления, как производство товаров народного потребления, развитие сферы услуг, торговлю, транспорт, индустрию культуры и отдыха, здравоохранение, строительная индустрия. В качестве примера можно обратиться к состоянию такой жизненно важной части социальной сферы страны, как здравоохранение.

Созданная в СССР в условиях первой эпидемиологической революцииконцепция охраны здоровья людей и меры по ее реализации столь существенны, что получили признание и стали примером для подражания в мире. При этой концепции достигалась возможность ши­рокого охвата больших групп населения бесплатным и доступным лечением, координация и плани­рование работы лечебной сети, привлечение населения к массовым оздоровительным мероприятиям, позволяющим эффективно бороться с болезнями и тем самым увеличивать среднюю продолжительность жизни. Не случайно Великобритания национализировала здравоохранение в 1948 г. и в настоящее время гордится своей системой, имеющей хоро­шие показатели здоровья людей.

В середине 60-х гг. начинается вторая эпидемиологическая революция, главной за­дачей которой являлась борьба с фатальными исходами сердечно-­сосудистых, онкологических и других заболеваний за счет обеспечения оптимальных жизненных факторов, а также возможностей ранней диагностики. Главным фактором выступало техническое перевооружение лечебных учреждений всех уровней.

В разви­тых западных странах эти изменения стали предметом серьезного анализа и практических выводов, а в СССР – эйфория от успехов и авторитета советской медицины. В середине 70-х гг. противоречия между концепциями и реальной практикой стали очевидными. Выросли очереди к специалистам, увеличилось количество жалоб, конфликтов. Начала развиваться практи­ка отнесения к «государственным секретам» статистики врача, действий нерадивых хозяйственников в угоду показателям. Например, наследственные изменения в генетике жителей Узбекистана в связи с применяемыми технологиями развития хлопководства. В условиях административно-бюрократических методов хозяйствования сама система здравоохранения все более ограничивалась лечебной медициной. А окружающая среда, экология не учитывались. Несмотря на призывы отдельных ученых-врачей, союзные ведомства мер не принимали. Сама система здравоохранения по-прежнему базировалась на принципах 30–60-х гг. К тому же она отягощалась «остаточным» подходом к финансированию основных профилактических мероприя­тий.

Сложившаяся в стране к середине 80-х гг. ситуация вызывала обеспокоенность, и попытки её изменить. Но причины поиска проблем в социально-экономической облас­ти не выходили на кардинальные изменения в системе управления. На XXVI съезде КПСС поднималась проблема сокращения прироста трудовых ресурсов. Указывалось на необходимость повышения расходов на охрану окружающей среды. Заострялось внимание на росте числа старых предприятий, требующих реконст­рукции, модернизации транспорта и связи. Но меры по преодолению этих трудностей оставались в русле экстенсивных методов развития экономики. Все попытки вскрыть причины, вникнуть в суть негатив­ных явлений и, особенно, механизма их воспроизводства объявлялись враждебными, а пропаганда технократических проектов, например, переброска части стока сибирских рек в Казахстан и Сред­нюю Азию, закрепляла в общественном сознании надежды на чисто техническое решение сложней­ших проблем.

Решительные меры по наведению дисциплины и порядка, предпринятые после смерти Л. И. Брежнева в ноябре 1982 г. по инициативе нового Генерального секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова, на некоторое время дали эффект. Темпы экономическо­го развития составили в 1983 г. 4,2 % против 3,1 % в 1981–1982 гг.

Но уже в 1984 г., после избрания Генеральным секретарем ЦК КПСС К. У. Черненко, механизм торможения вновь превалирует, нарастает острота проблем экономики и социальной жизни. Необходимы были радикальные перемены в видении современного социализма. Созревали предпо­сылки выдвижения курса перестройки на основе гуманного, демократического социализма. И история Отечества это подтверждает.

С конца 50-х гг. на волне демократизации и оживления политической жизни наметились и оп­ределенные демократические элементы в работе Советов. Регулярно, с привлечением актива стали проводиться сессии. Вошли в практику систематические отчеты депутатов перед избирателями. С принятием в 1977 г. Конституции СССР расширились функ­ции местных Советов, постоянных комиссий, их актива. На всех уровнях увеличилось представительство рабочих и колхозников. Однако складывающаяся в стране ситуация (и экономическая, и поли­тическая) приводила к усилению прерогатив исполнительной власти перед представительной. Снижалась возможность контроля и реального влияния на принятие важных для Отечества государственных решений и их выполнение. Решение о вводе войск СССР в Афганистан в 1979 г., практически, приняли четыре человека. Падающий интерес к деятельности Советов, снижающийся их престиж в глазах населения характерен и для деятельности массовых общественных организаций: профсоюзов, комсомола и др.

Таким образом, в общественно-политической жизни того времени не проявлялись сильные влиятельные массовые органы или общественные институты, которые могли бы повлиять на всевластие бюрократии, препятствовать сосредоточению власти в руках определенных лиц.

Не существовало и четкого разделения функций и полномочий между законодательными, исполнительными, судебными и партийными органами. Что уравновешивало бы различные элементы власти, обес­печило более динамичный и результативный характер политического развития. Бюрократическая командно-административная система все более отчуждала человека от власти.

Уже к началу 70-х гг. стало ясно, что цели Программы КПСС, принятой в 1961 г. на ХХII съезде, в ближайшей перспективе не удастся реализовать. Распространение получает новая идейно-теоретическая платформа в виде концепции «развитого социализма», как высшего для данного времени достижения мирового развития. Одна­ко реалии все более вступали в противоречие с данной концепцией. Широко распространяются чисто пропагандистские методы работы вместо глубокого системного научно-теоретического анализа и серьез­ных дискуссий в руководящей партии о состоянии и путях развития советского общества. Кратковременный период руководства Ю. В. Андропова, когда началась активная разра­ботка новой программы КПСС, давал надежду. Нельзя сбрасывать со счетов обострение в этот период вре­мени не только военной, но и идеологической экспансии западных стран и США против нашей стра­ны и стран социалистического содружества.

Незначительная оппозиция системе руководства и управления жестко подавлялась не только государственными органами безопасности, но и средствами массовой информации. В ка­честве примера – судьба ученого, физика-ядерщика, общественного деятеля А. Д. Сахарова. Он подвергся не только административ­ной ссылке и слежке, но и травле на страницах газет, экранах телевидения, на радио. Его обвиняли в шпионаже в пользу Запада. Или, не менее драматическая история гонений на известного писателя, правозащитника – А.И. Солженицына, высланного из страны в 1974 г. Это – показатель «двойной морали», вызывающей у народа не лучшие чувства.

В создавшихся условиях была необходима качественно новая политика.

3. Перестройка в СССР: попытка выхода из кризиса.
Ликвидация СССР

События истории XX в. – две кровопролитные мировые войны, унесшие 75 млн. человеческих жизней. Коренные социально-политические изменения в мире в период революций и распада мировой системы империализма. Последующий ди­намизм на базе НТР – все это чрезвычайно ярко высвечивало общемировую тенденцию к единству и целостности современного мира. Приходило осознание того, что определяется не только необхо­димость борьбы за выживание человечества в условиях накопленного военного потенциала, в том числе и ядерного, способного многократно уничтожить все живое на Земле, но и необходимость мирного, цивилизованного преодоления существующих глобальных проблем. Для их разрешения требовалось объединить усилия всего мирового общества в целом.

Хозяйственная деятельность в ряде государств развивалась настолько мощно, что она воздей­ствовала на экологическую ситуацию. Классическими примерами являются кислотные дожди, загрязнение крупнейших рек и водных бассейнов Европы и Северной Америки. От ки­слотных дождей в Англии страдает две трети лесных массивов. Как считают экологи, в США не хва­тает кислорода, естественно воспроизводящегося на территории этой страны. Во второй половине 80-х гг., в нашей стране, после «рассекречивания» экологической информации, объявлены «зоной бедствия» территории Урала, Аральского и Каспийского морей.

Огромные и все более возрастающие масштабы использования природных минеральных ресур­сов привели не только к истощению сырья в отдельных странах, но и к существенному обеднению всей сырьевой базы нашей планеты.

Экстенсивная добыча запасов полезных ископаемых ведет к серьезным изменениям в природном ландшафте Земли. Так, расширение сельскохозяйственных площадей приводит к тому, что систематически увеличи­вается площадь пустынь (с 1975 г. до 2000 г. она выросла на 20 %). Вызывает боль­шую тревогу и сокращение площади лесов, только за период с 1950 по 1990 гг. составило примерно 10 %. Все это по-новому ставит вопрос о жизненной необходимости объединения усилий в освоении природных богатств Мирового океана и космического пространства.

Одной из актуальных проблем является демографическая. Население Земли к концу XX в. превысило 6 млрд. человек. Прирост населения незначителен в развитых странах и чрезвычайно высок в развивающихся (около 90 % в странах Азии, Латинской Америки и Африки).

Это находит свое отражение и в составе семьи. Если в Бельгии, Великобритании, Швеции – 2,9 человека, в США – 3,1, то в Иране – 6, Пакистане – 5,7, на Фи­липпинах – 5,8. Проблема – в обеспечении такого уровня жизни, который бы позволял иметь все необходимые условия для нормального человеческого существования. Однако ситуация сложная, экономика этих государств значительноотстает от уровня производства развитых стран. Три четверти населения жило, не имея нормальных санитарных условий, 1,5 млрд. человек были лишены элементарной медицинской помощи, 250 млн. человек жили в трущобах, 2 млрд. человек не имели возможности пользоваться безопасной для здоровья водой и др. От недоедания к концу 80-х гг. страдало свыше 500 млн. человек, от голода ежегодно умирало 30-40 млн. человек.

Также было необходимо объединить усилия всех государств для борьбы с новыми видами заболеваний, вызванных техногенным воздействием на природу, снижением уровня защитных сил организма че­ловека, резким повышением темпа жизни, многочисленными стрессовыми ситуациями.

Это такие заболевания, как сердечно-сосудистые, онкологические, новые виды аллергий, диабет, неврозы, СПИД и др. Продолжают оставаться достаточно частыми такие инфекционные заболевания, как грипп, тиф, болезни, в основе которых – социальные причины: туберкулез, дизентерия, гепатит и др. Все это отражалось на состоянии общественного здоровья, средней продолжительности жизни. Причем, если в развитых странах она составляла 72,4 года, то в развивающихся – 57,0 (в СССР в 1986 г. – 67,6 года).

Для разрешения глобальных проблем международные отношения должны были коренным образом измениться. В направлении от военной конфронтации к стабильному и мирному сосуществованию. Этот объективный процесс сталкивался со стереотипами «блокового» мышления, созданного «образа врага». Понадобилась кропотливая, постепенная, обоюдная работа по разбору наследия «холодной войны» через механизм двух- и многосторонних переговоров. Наполнилась новым политическим со­держанием деятельность ООН. Более активную роль на международной арене стали играть страны «третьего мира». По­сле ликвидации целого класса ракет в 1988–1989 гг. в Европе значительно снизилась опасность возникновения ядерного конфликта. Начался вывод советских войск из стран Вар­шавского договора. Сокращалось американское присутствие в Европе. Широкое рас­пространение получило экономическое сотрудничество СССР, стран СЭВ с Западной Европой, ЕЭС. Благоприятное воздействие на международные отношения оказали вывод в 1988 г. советских войск из Афга­нистана, нормализация отношений СССР с Китаем и др. Постепенно создавалась но­вая международная обстановка, получившая название «новое политическое мышление». Ее основные принципы.

1. Вывод о том, что ядерная война не может быть средством достижения политических, экономи­ческих, идеологических и иных целей.

2. Безопасность государств не может быть обеспечена военными средствами. Только мирно­е сосуществование.

3. Равенство и одинаковая ответственность перед мировым сообществом всех государств, незави­симо от их величины и мощи. Демократизация международных отношений.

4. Обеспечение права выбора исторического пути развития государств путем невмешательства во внутренние дела друг друга.

5. Деидеологизация межгосударственных отношений. Различия в области государственной идеологии не должны служить препятствием для развития экономических, политических, культур­ных и других отношений.

Однако события конца 80-х и начала 90-х гг. в странах Восточной Европы, изменившие их государственный строй и идеологию, привели к ликвидации военного и государственного союзов – Варшавского договора и СЭВ – экономического союза бывших социалистических государств. Получилась запутанная международная ситуация. Она значительно осложнилась в конце 1991 г. в связи с ликвидацией СССР и созданием большого числа независимых государств на базе бывших советских республик. Возникшие взаимные территориальные и другие претензии, подогретые волной национализма, приводили да­же к вооруженным конфликтам.

Вопросы экономического развития во внутренней политике нового советского руководства с апреля 1985 г. представлялись крайне упрощенно. По схеме: «хуже» – «лучше», «тогда» – «теперь». Применялись уже зарекомендовавшие себя административные и пропагандистские мероприятия. Это нашло отражение в общераспространенном призыве к «ускорению социально-экономического развития» страны. Казалось, что достаточно очередной кампании за экономию, бережливость, борьбу с прогулами, осознания необходимости технического перевооружения, повышения производительности труда и качества про­дукции – и будет достигнута цель. Догнать передовые промышленно развитые страны, подтвердить паритет военный паритетом экономическим. Всё это имело непродолжительный эффект. Не подкрепленные экономической и юридической поддержкой, призывы разбивались о незыблемую основу административно-командной системы управления. Один из смысловых лозунгов «Экономика должна быть экономной!» по сути отражает почерк того времени.

В таких условиях к началу 1987 г. происходит поворот к экономическим и политическим реформам, получившим название«перестройка». Сами по себе, чисто теоретически, эти идеи – рациональны. Вписать советскую экономику в мировое хозяйство, которое само «автоматически» заставит ее развиваться по общемировым стандартам. Сделает конку­рентоспособной на мировом рынке.

В экономике возобладало направление, связанное с проблемой реформирования форм собствен­ности и управления на государственном уровне. Принятые общесоюзные законы «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1987 г.), «О кооперации» (1988 г.), «О земле» (1989 г.), «О собственности в СССР» (1990 г.) дали толчок к формированию различных форм собственности в нашей стране. И это в принципе не противоречило общемировым тенденциям. Вместе с тем, юридические недочеты, запаздывание в создании правовых основ для цивилизованного развития новых эко­номических структур, фискальная налоговая политика приводили к тому, что набирающий силу ча­стный капитал стал переливаться из сферы производства в торгово-посредническую, причем в большинстве случаев он являлся спекулятивного характера.

В сфере управления взят курс на перераспределение функций от центральных министерств и ведомств на уровень регионов и предприятий. Сокращено число министерств и ведомств, в це­лом численность управленческого аппарата. Закон «О государствен­ном предприятии» (1988 г.) закрепил хозяйственную самостоятельность предприятий, предоставил им возмож­ность выхода на мировой рынок. Демократизация управления предусматривала широкую выборность руководящих кадров на производстве, создание советов трудовых коллективов и др.

К 1990 г. сформулирован вывод о необходимости постепенного перевода советской экономики на рыночные отношения при государственной политике поддержки социально незащищенных слоев населения. Принята специальная программа, рассчитанная на пять лет, предусматривающая по­этапное вхождение экономики в рынок (по образцу китайской экономики). Однако, с ликвидацией в декабре 1991 г. Советского Союза, руководство Российской Федерации принимает другой вариант вхождения в рынок, получивший название «шоковая терапия» (по примеру Польши).

Политические реформы при всем своём многообразии за период с 1985 до начала 90-х гг. решали две главные проблемы: восстановление полновластия Советов как политической основы государства и формирование многопартийности. Для решения первой задачи важное значение имело восстановление практики первых послерево­люционных лет – созыва съездов Советов народных депутатов как высшего законодательного органа страны. Создается постоянно действующий Верховный Совет СССР, в перерыве между съездами осуществляющий законотворческую деятельность. Аналогичные органы создавались на област­ном, городском и районном уровнях.

Исполнительно-распорядительная власть осуществлялась кабинетом министров во главе с премьер-министром, составляющие Правительство страны. С 1989 г. введен институт президентства. Первым (и последним) Президентом СССР стал М. С. Горбачев. В дальнейшем пост Президента вводится во всех союзных и автономных республиках. 12 июня 1991 г. в результате всероссийских выборов первым Президентом Российской Федерации становится Б.Н. Ельцин. Третья ветвь власти – судебная – объявлялась независимой и самостоятельной, руководствующаяся только законами. Для контроля за деятельностью всех ветвей власти и со­блюдения Конституции страны впервые в истории нашей государственности создается Конституционный суд. Его решения – окончательны.

Особенностью этого периода деятельности Советов стало избрание депутатов в ожесточенной предвыборной борьбы на всех уровнях на альтернативной основе. Причем предвыборные кампа­нии велись в обстановке широкой гласности и повышенной политической активности населения с использованием таких забытых форм агитационной работы, как массовые митинги, листовки и др.

Первые шаги к многопартийности в нашей стране сделаны в период 1987–1988 гг. В это время появляются такие новые политизированные организации, как «народные фронты» в ряде респуб­лик Прибалтики, Белоруссии, на Украине и др. В противовес официальным массовым организациям создаются многочисленные «неформальные» объединения, «независимые» профсоюзы, движение «зеленых» (экологическое), писательская организация «Апрель», «Демократическая платформа» в КПСС, множество объединений по интересам и др.

Новый импульс к формированию многопартийности дан ХIХ партийной конференцией (июнь 1988 г.). На конференции принимается решение об отмене 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли партии в жизни страны. В 1990 г. принимается Закон о порядке регистрации и деятельности политических партий и других организаций. За короткое время зарегистрировано более 100 политических объе­динений, послужившие в дальнейшем основой для возникновения различных политических те­чений: монархических, либеральных, христианско-демократических и др.

Однако стремление союзного руководства проводить реформы в рамках единого государства сопровождались достаточно мощными дезинтеграционными процессами практически во всех республиках. Кроме того, свою негативную роль играло стремление отдельных республиканских руководителей полностью уйти от подчинения союзному центру. Установить собственную неограниченную власть.

Попытка остановить нарастание системного кризиса старыми административными методами приводит к известным событиям 19–21 августа 1991 г., получившим название «путча ГКЧП». Они стали удобным поводом для стремительного развала СССР, завершившегося подписанием в декабре 1991 г. «Беловежского соглашения» между президентами Российской Федерации, Украины и Белоруссии о ликвидации Союзного договора 1922 г. Несмотря на то, что в апреле 1991 г. проведенный общенациональный референдум абсолютным большинством (75%) высказался за сохранение единого государства.

Создаются самостоятельные национальные государства, пока еще сохранявшие подобие единства в рамках нового объединения – Союза Независимых Государств (СНГ). В него изначально не вошли республики Прибалтики: Литва, Латвия, Эстония, получившие название «страны ближнего зарубежья». Начался период современного развития России.

Наши рекомендации