Семинар 2. Древняя и Удельная Русь – 2 часа.
Семинар 2. Древняя и Удельная Русь – 2 часа.
Историко-культурное своеобразие Древней Руси. Русские земли между Востоком и Западом (XIII – XV вв.). Русь и Орда: дискуссии в исторической науке.
Вопросы к семинару:
I. Древняя Русь. Языческий период
1. Этногенез восточных славян. Проблема прародины славян. Исторические источники о восточных славянах.
2. Восточнославянское общество VI-IX вв.: хозяйство, социальная и политическая организация, религиозные верования, традиции, способы обработки земли.
3. Причины и особенности образования древнерусского государства. Когда возникло первое государство славян – ДРГ? Норманнская теория, антинорманнская теория. Миллер, Байер, Ломоносов. Современная точка зрения исторической науки на происхождение древнерусского государства.
II. Христианизация Руси
1. Прочитать статью по ссылке: http://www.pravmir.ru/kreshhenie-rusi-i-gosudarstvo-rus/
ответить на вопросы:
1. Какие автор выделяет причины и повод Крещения Руси?
2. Как складывались Русско-Византийские отношения
3. Что такое язычество в понимании Лихачева?
4. Что такое Языческая реформы 980 г.
5. Роль Болгарии в принятии христианства.
6. Как была крещена Русь?
7. Какие итоги христианизации Руси выделяет автор?
8. Было ли крещение добровольным или насильственным? Были ли восстания против крещения? В каких регионах? Почему именно там?
2. Соседи Руси: Хазарский каганат, Волжская Булгария, Византия. Как развивались отношения Руси с этими государствами в 9-10 вв.? Что представляли собой эти государства: уровень политического и культурного развития, армия.
3. Проанализируйте 3 религии: ислам, христианство, иудейство по пунктам: возникновение, догматы, обряды, отношение к государству. Какая из них была наиболее близка к целям князя Владимира? Почему?
6. Последствия и принятия христианства. Влияние русской православной церкви на социально-экономическое, политическое и этнокультурное развитие Руси.
7. Значение православия в современном российском обществе и национальной идентичности русского народа. Роль князя Владимира в русской истории.
III. Русские земли в Удельный период
1. Феодальная раздробленность Руси. Сущность периода. Причины и итоги.
2. Основные княжества удельного периода: Киевское, Галицко-Волынское, Черниговское, Владимиро-Суздальское, Новгородское. Особенности политического, культурного, экономическое развития.
3. Оценки удельного периода. Удельный период - кризис или развитие государства?
4. Оборона северо-западных земель от немецких рыцарей-крестоносцев и шведов. Какова была цель агрессии против русских княжеств с Запада и с Востока?
5. Русь и Орда: эволюция форм зависимости Руси от Орды в XIII-XVвв., дискуссии о «монголо-татарском иге» в исторической науке, «монгольский след» в русской истории.
6. Почему русские земли не смогли противостоять монгольской угрозе, но достаточно успешно противостояли угрозе с запада?
7. В чем выражалась зависимость Руси от Орды после установления «ига»?
Семинар 3.
Образование Русского централизованного государства (XIV – XVI вв.) – 2 часа.
Особенности процесса государственной централизации Московской Руси(конец XV – XVI вв.)
Вопросы к семинару:
- Причины возвышения Москвы в XIV в.
Прочитайте статью: http://www.studfiles.ru/preview/3104148/, укажите, какие причины возвышения Москвы автор критикует, какую основную причину считает состоятельной?
- Междоусобная война в начале XV в.: участники, причины конфликта, итоги.
- Русское государство при Иване III. Какими методами Иван Третий завершает объединение земель вокруг Москвы? Новые органы государственной власти: Дворец, Дума, Казна. Cистема кормлений и местничество? Судебник Ивана Великого 1497 г. Ограничение перехода крестьян. Освобождение Руси от татаро-монгольского ига. Как пало иго? «Москва — Третий Рим», новые регалии московского царства.
- Реформы «Избранной Рады» Ивана Грозного. Состав Избранной Рады, цель реформ, сущность реформ, на что они были направлены. Итоги реформаторской деятельности. Как сложились судьбы участников «Избранной Рады».
- Опричнина. Причины, сущность, итоги.
- Основные направления внешней политики Грозного: присоединение Казани и Астрахани (цели походов, итоги), Ливонская война (причины войны, участники, периоды, итоги), освоение Сибири, походы Ермака, отношение Ермака и Грозного.
Письменно:
Составьте таблицу по основным направлениям внешней политики Ивана Третьего.
Направление | Цель | Методы | Ключевые события | Итоги |
Екатерины II – 2 часа.
Либеральный лагерь
https://postnauka.ru/faq/33822
http://husain-off.ru/hb2n/xix/hb2-a2lekcXIX_14.html
Консерваторы
http://nicbar.ru/ideologii_05.htm
Для всех:
http://sadservie.ru/history/in20th/464
https://zubolom.ru/lectures/history/31.shtml
http://lib.vvsu.ru/books/Bakalavr01/page0089.asp
http://histerl.ru/kurs/posle_petra/konservatori_liberali_radikali.htm
Семинар 8. Становление инженерного образования и создание инженерных школ в России. – 2 часа.
1. Первые инженерные школы в России. Школы математических и навигационных наук, Морская академия, Сухопутный шляхетский (дворянский) корпус. Цель создания системы инженерного образования в XVIII в.
http://club.mon.gov.ru/articles/50
http://www.spb.aif.ru/society/education/1425988
2. Инженерное образование в России в XIX в. Что изменилось? Императорская военная академия, Артиллерийская и Инженерная академии. Какие отрасли промышленности обсуживали выпускники технических школ в XIX в.?
https://cyberleninka.ru/article/n/inzhenernoe-obrazovanie-v-rossii-stanovlenie-kontseptsii
3. Московское ремесленное учебное заведение (МРУЗ), создание, цели и задачи. Кого готовили. Императорское Московское техническое училище (ИМТУ).
4. Русский метод обучения инженеров. Мировое признание. В чем его особенность?
- http://www.bmstu.ru/history/hmstu/russian_engineering_school
- http://zielenski.narod.ru/Engineering-education-2.pdf
5. Николай Эрнестович Бауман: «жизнь» до и после смерти.
6. Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде (1896). Знаменитые участники выставка, основное значение. Известные экспонаты выставки.
7. Выдающиеся выпускники ИМТУ, их вклад в науку.
8. Деятельность инженера Шухова. Гиперболоиды, нефтяное дело, деятельность после 1917 г.
9. Знаменитые русские технические открытия
10. Деятельность Сикорского, Попова, Циолковского, Жуковского, Г.Е. Котельникова, Нестерова, Н.Д. Зеленского и других.
России.
Суд над Сталиным. – 2 часа.
Участники семинара:
Сторона обвинения –формулирует тезисы обвинения против Сталина, просит судей о мере пресечения для обвиняемого. Сторона обвинения приглашает свидетелей, задает им вопросы (список свидетелей формируется в процессе подготовки к семинару, студенты, выступающие свидетелями, продумывают ролевое поведение своих персонажей). Во время прений сторона обвинения детально раскрывает каждый тезис обвинения.
Сторона защиты –формулирует тезисы защиты, в ходе прений детально их раскрывает. Сторона защиты приглашает свидетелей, (список свидетелей формируется в процессе подготовки к семинару, студенты, выступающие свидетелями, продумывают ролевое поведение своих персонажей).
Суд присяжных
Тов. Сталин – в процессе судебного заседания отвечает на вопросы сторон, в конце выступает с последним словом.
Цель: оценить политику СССР в 1920-1930-е гг. с положительной или отрицательной стороны. Рассмотреть и примирить противоположные точки зрения на личность и политику Сталина.
Вопросы для подготовки:
- Образование СССР. Причины, фактология. План автономизации Сталина. Почему был принят ленинский план?
- Личность Сталина. Основные биографические данные дореволюционного периода.
- Сталин в 1913 г. Знакомство с Лениным. Участие Сталина в революции 1917 г. Статья Сталина «Марксизм и национальный вопрос». https://www.marxists.org/russkij/stalin/t2/marxism_nationalism.htm
- Эволюция советской экономической политики в 1920-х-1930-х ХХ вв.: военный коммунизм, Нэп, индустриализация. Причина, сущность, итоги.
- Сталин – путь к власти. Борьба с оппозиций в 1920-е гг. Сталин и Троцкий. Сталин и Зиновьев и Каменев. Объеденная оппозиция.
- 1929 г. Великий перелом. Статья Сталина «Головокружение от успехов». http://petroleks.ru/stalin/12-2.php Цель написания статьи
- Формирование новой советской культуры в 1930-е гг. Соцреализм.
- Становление политической системы социализма «сталинского типа».
- Репрессии 1930-х-1950-х. Убийство Кирова. Этапы репрессий, цифры, причины, оценки в историографии. Причина и сущность послевоенных репрессий.
- Формирование культа личности Сталина и его последствия. Сущность понятия. Доклад Хрущева: http://lib.ru/MEMUARY/HRUSHEW/kult.txt
- Советская Россия в системе международных отношений в 1920-1930-е.
Письменно:
Проведите сравнительный анализ политики военного коммунизма, НЭПа и курса на индустриализацию и коллективизацию и заполните табличку.
Военный коммунизм | НЭП | Индустриализация и коллективизация | |
Цель экономической политики | |||
Источник экономического роста | |||
Приоритетное направление развитие хозяйства | |||
Специфика развития промышленности (тяжелая, средняя, легкая) | |||
Специфика развития сельского хозяйства | |||
Наличие товарно-денежных отношений | |||
Наличие частного и иностранного капитала в экономике | |||
Добавить свои критерии для сравнения |
Материалы
https://www.youtube.com/watch?v=1j-3FiqJH9k Л. Парфенов Он пришел дать нам свободу
http://tass.ru/spec/ussr-referendum референдум 1991 г.
https://www.youtube.com/watch?v=lHjrmckJiMk Отставка Горбачева
http://www.vesti.ru/doc.html?id=1170864 7 ошибок президента
http://actualcomment.ru/gorbachev_prizyv_sudit_menya_za_razval_sssr_polnaya_glupost.html интервью
Модуль
«Русь в средневековом мире (IX-XV вв.)»
1. История в системе научного знания. Основы методологии исторической науки.
2. Концепции этногенеза восточных славян.
3. Восточные славяне в древности.
4. Образование и начальные этапы становления Древнерусского государства.
5. Крещение Руси.
6. Древняя Русь: проблемы политического и социально- экономического развития (XI - XII вв.).
7. Внешняя политика Древней Руси.
8. Причины и сущность феодальной раздробленности. Русские земли в удельный период: модели развития.
9. Борьба Руси против внешних вторжений в XIII в.
10. Культура Руси домонгольского периода
11. Русь и Золотая Орда (XIII-XV вв.).
12. Этапы и особенности формирования единого Русского государства (XIV- конец XV вв.).
13. Московская Русь в XVI веке: проблемы внутренней и внешней политики.
14. Тенденции развития русской культуры в конце XV - XVI вв.
Модуль
«Россия в мировом историческом процессе (XХ - начала XXI вв.)»
29. Особенности социально-экономического и политического развития России в начале XX века.
30. Россия в Первой мировой войне.
31. 1917 год в истории России (от Февраля к Октябрю: альтернативы 1917 года).
32. Гражданская война в России. 1918 - 1922.
33. Эволюция советской экономической политики в 1920-1930-х гг.
34. Страна Советов в системе международных отношений в 20-30-е ХХ в.
35. Международные отношения и внешняя политика СССР накануне и в начале Второй мировой войны СССР в годы Великой Отечественной войны.
36. «Холодная война» и её влияние на развитие послевоенного СССР.
37. Общественно-политическое и социально-экономическое развитие СССР в 1953 - 1964 гг.
38. Общественно-политическое и социально-экономическое развитие СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг.
39. «Перестройка» и распад СССР.
40. Общественно- политическое и экономическое развитие России в 1992 - 2000 гг.
41. Политическое и социально-экономическое развитие России в конце XX - начале XXI века.
42. Россия в современном мире: внешнеполитические аспекты.
Список литературы.
5.1. Основная учебная литература
1. Крутько П.Д. Очерки истории высшего технического образования. – Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. – 140 с.
2. История России: для студентов технических вузов. Б.Н. Земцов, А.В. Шубин, И.Н. Данилевский. Питер, 2013.
3. История России для технических вузов: учебник для бакалавров/ под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 639 с.
4. История России. Учебник / А.С.Орлов; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Ист. фак.- 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2015. – 527 с.
5. История России: учебник для вузов / Ш.М.Мунчаев, В.М. Устинов. – 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Норма, 2015. – 607 с.
6. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / В.А. Федоров, В.И. Моряков, Ю.А. Щетинов; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Ист. фак. – Москва : Проспект, 2015. – 536 с.
7. Павлихин Г.П. Выдающиеся воспитанники МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1868-1930 / Г.П. Павлихин, Г.А. Базанчук. Москва: Изд-во МГТУ им.Н.Э. Баумана, 2010. – 444с.
8. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов и др.; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Ист. фак.- 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2014. – 588 с.
5.2. Дополнительная учебная литература
1. Демократия и модернизация. Дискуссии о вызовах XXI века./ Под ред. В.Л. Иноземцев. – М.: Европа, 2010. – 318 с.
2. Захарова Л.Г. Александр II и отмена крепостного права в России. – М.: РОССПЭН, 2011. – 719 с.
3. История России в новейшее время. 1985 – 2009 гг.: учеб. / А.Б. Безбородов, Н.В. Елисеева. М.: Проспект, 2010. - 420 с.
4. Козляков В.Н. Михаил Федорович. - М.: Молодая гвардия, 2010. – 352 с.
5. Борисов Н.С. Дмитрий Донской. Москва: Молодая гвардия, 2014. – 505с.
6. Курукин И.В. Романовы. Москва: Молодая гвардия, 2012. – 509 с.
7. Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский. – 3-е изд. Москва: Молодая гвардия, 2011. – 328 с.
8. Этнический и религиозный факторы в формировании и эволюции российского государства / Отв. Ред. Т.Ю. Красовицкая, В.А. Тишков. – М.: Новый хронограф, 2012. – 448 с.
5.3. Кафедральные издания и методические материалы
1. История науки и техники в России. В 3 Ч. / Под ред. К.В. Федорова, Б.Н. Земцова. - Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. - 292 c.
2. Российская империя XVIII- начала XX века: формирование полиэтнического пространства. Под ред. Б.Н. Земцова. Москва: Изд-во МГТУ им.Н.Э. Баумана, 2014. – 92 с.
3. Россия и мир во второй половине XX – начале XXI в.: поиск модели развития. Под ред. Т.Р. Суздалевой. Москва: МГТУ им.Н.Э. Баумана, 2013. – 112 с.
5.4. Программное обеспечение и интернет-ресурсы:
1.Электронная библиотека: тексты исторических источников; базы данных по экономической истории кон. ХIХ – начала ХХ вв. - http://www.hist.msu.ru
2.Хронос. Исторические источники IХ – ХХ вв. - http://hrono.ru/dokum/docum.html
3.Российский общеобразовательный стандарт. Министерство образования и науки РФ- http://historydoc.edu.ru
4.Научная электронная библиотека – http://elibrary.ru
5.Российский государственный социальный университет. Образовательные ресурсы Интернета (Учебники и справочники по истории России) - http://www.alleng.ru/edu/hist4.htm
6. Федеральный фонд учебных курсов - http://www.ido.rudn.ru/ffec/hist-index.html
7.Электронная библиотека Гумер. История - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/History_Russia.php
8. Скепсис. Научно-просветительский журнал - http://scepsis.ru/library/history/page1/
9. Книги по истории, археологии, географии, этнографии, филологии, лингвистике, генеалогии, философии, изданные преимущественно до 1917 года - http://gbooks.archeologia.ru
10.Исторические науки. Издания до 1917 года включительно - http://rutracker.org/forum/viewforum.php?f=2020
Семинар 2. Древняя и Удельная Русь – 2 часа.