Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г.Ишима 4 страница
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. измерители | Домашнее задание | Дата проведения | ||||||||
план | факт | |||||||||||||||
Что изучает курс «Обществознание» | Изучение нового материала | Человек и экономика. Проблемы социально-политической жизни. Человек и закон | знать основные положения. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | Вид контроля: выборочное оценивание. Измерители: ответы на вопросы | ||||||||||||
Глава 1. Человек и экономика | ||||||||||||||||
2–3 | § 1. Экономика: наука и хозяйство | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Что изучает экономическая наука. Экономика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности | знать, с чем связано появление экономической науки; что изучают макроэкономика и микроэкономика; как можно измерить и определить ВВП. Понимать, каковы основные проблемы экономической науки, назвать и охарактеризовать их. Уметь объяснять, что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления, какова роль экономической деятельности в этом процессе; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 1, с. 6–16; задания № 1–4, с. 16 | ||||||||||
4–5 | § 2. Экономический рост и развитие | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Понятие экономического роста. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономический цикл | знать, что такое «порочный круг бедности». Понимать, что такое экономический рост страны и как он измеряется; чем экономический рост отличается от экономического развития; как государство может воздействовать на экономический цикл. Уметь называть факторы экстенсивного и интенсивного роста; объяснять, чем отличаются кризисы XIX в. от кризисов XX в. | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 2, с. 17–29; задания № 1–4, с. 28–29 | ||||||||||
6–7 | § 3. Рыночные отношения в экономике | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Рынок и его роль в экономической жизни. Рыночная структура и инфраструктура. Конкуренция и монополия. Современный рынок. Становление рыночной экономики в России | знать основные признаки свободного рынка; какова структура и инфраструктура рынка; чем характеризуется современный рынок. Понимать, чем рыночная экономика отличается от централизованной (плановой, командной); в чем состоят особенности фондового рынка; что свидетельствует о рыночном характере российской экономики. Уметь объяснять, как действуют в рыночном хозяйстве экономические законы; объяснять, какую роль в рыночной экономике играет конкуренция | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 3, с. 30–42; задания № 1–4, с. 42 | ||||||||||
8–9 | § 4. Фирмы в экономике | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки производства. Налоги, уплачиваемые предприятиями | знать, что такое «эффективное предприятие»; какие налоги платят фирмы. Понимать, какие доходы можно получить, владея факторами производства; зачем производитель рассчитывает издержки и прибыль. Уметь объяснять, от чего зависит успех деятельности предприятия; объяснять, можно ли и как получить доход, не имея капитала | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 4, с. 43–54; задания № 1–4, с. 54 | ||||||||||
10–11 | § 5. Правовые основы предпринимательской деятельности | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы предпринимательства. Как открыть свое дело | знать, какие законы регулируют предпринимательские правоотношения; что такое лицензия, какова цель лицензирования. Понимать, что мешает развитию производственного предпринимательства; что подразумевается под обоснованием предпринимательской идеи, попробовать привести конкретный пример; что влечет за собой осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации. Уметь давать определение предпринимательских правоотношений; объяснять, какие принципы лежат в основе предпринимательского права, прокомментировать их; объяснять, чем отличается устав от учредительного договора | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 5, с. 54–66; задания № 1–5, с. 66 | ||||||||||
12–13 | § 6. Слагаемые успеха в бизнесе | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга | знать, что такое финансирование и каковы его источники; какие источники финансирования характерны для крупного и малого бизнеса; что такое топ-менеджмент и какую должность он занимает в фирме. Понимать, можно ли открыть свое дело, не изучая рынок. Уметь объяснять, могут ли малые предприниматели в России получить долговременный кредит у коммерческих банков; объяснять, обязательно ли каждое предприятие должно осуществлять стратегическое планирование | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 6, с. 67–78; задания № 1–3, с. 78 | ||||||||||
14–15 | § 7. Экономика и государство | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Экономические функции государства. Инструмент регулирования экономики. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Бюджетно-нало-говая (фискальная) политика. Нужна ли рынку помощь государства? | знать, в чем заключается ограниченность возможностей рынка «регулировать» экономику. Понимать, почему государство занимается производством общественных благ; должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику, если да, то почему. Уметь объяснять, какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику; называть основные методы воздействия государства на экономику; объяснять, как государство оказывает поддержку рыночной экономике | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 7, с. 78–91; задания № 1–4, с. 90–91 | ||||||||||
16–17 | § 8. Финансы в экономике | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Банковская система. Другие финансовые институты. Инфляция: виды, причины и последствия | знать, какую роль выполняют финансы в экономике; кого обслуживают различные финансовые институты; каковы социально-экономические последствия инфляции, нужно ли бороться с инфляцией. Понимать, как устроена банковская система страны; зачем нужны коммерческие банки; может ли инфляция положительно влиять на экономику. Уметь объяснять, почему возникает инфляция | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 8, с. 91–102; задания № 1–4, с. 102 | ||||||||||
18–19 | § 9. Занятость и безработица | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Рынок труда. Причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости | знать, как действуют спрос и предложение на рынке труда; каковы особенности различных видов безработицы; как государство регулирует занятость населения. Понимать, для чего необходим рынок труда. Уметь объяснять, почему трудно до-стичь равновесия на рынке труда | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 9, с. 103–115; задания № 1–7, с. 114–115 | ||||||||||
20–21 | § 10. Мировая экономика | усвоение нового учебного материала. | Мировая экономика. Международная торговля. Государственная политика в | знать, что такое «международные экономические отношения». Понимать, каковы причины международного разделения труда; почему | Выборочное оценивание. | § 10, с. 116–127; задания № 1–3, | ||||||||||
закрепление нового материала | области международной торговли. Глобальные проблемы экономики | некоторые государства применяют политику протекционизма. Уметь объяснять, какая страна – США или Нидерланды – больше зависит от международной торговли и почему | Ответы на вопросы | с. 127 | ||||||||||||
22–23 | § 11. Человек в системе экономических отношений | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Рациональное поведение потребителя. Рациональное поведение производителя | знать, какие факторы влияют на производительность труда. Понимать, какие экономические проблемы приходится решать в условиях ограниченных ресурсов рациональным производителю и потребителю. Подумать, можно ли защитить свои доходы от инфляции, если да, то каким образом. Уметь объяснять, как рационально расходовать деньги, чем обязательные расходы отличаются от произвольных расходов; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 11, с. 128–137; задания № 1–4, с. 137 | ||||||||||
24–25 | Человек и экономика | Повторение и обобщение | знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | Тест «Человек и экономика» | ||||||||||||
Глава 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни | ||||||||||||||||
26–27 | § 12. Свобода в деятельности человека | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | «Свобода есть осо-знанная необходимость». Свобода и ответственность. Человек несет всю тяжесть мира на своих плечах. Свободное общество | знать, как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в новое и новейшее время; какое общество можно считать свободным; в чем выражается общественная необходимость. Понимать, к чему может приводить неограниченная свобода выбора, как свобода трактуется в христианском вероучении. Уметь объяснять, какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность» | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 12, с. 140–148; задания № 1–5, с. 148 | ||||||||||
28–29 | § 13. Общественное сознание | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Сущность и особенности общественного сознания. Структура общественного сознания. Общественная психология и идеология. Индивидуальное и общественное сознание | знать, какие уровни принято выделять в общественном сознании. Понимать, как связаны между собой общественное сознание и духовная культура; в чем различаются общественная психология и идеология, как связаны между собой общественное и индивидуальное сознание. Уметь объяснять, что понимается под сущностью сознания сторонниками различных точек зрения; характеризовать основные черты общественного сознания; дать характеристику различных форм общественного сознания | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 13, с. 148–158; задания № 1–4, с. 158 | ||||||||||
30–31 | § 14. Политическое сознание | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Обыденное и теоретическое сознание. Что такое идеология. Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология. Средства массовой информации и политическое сознание | знать, чем различаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический, какова связь между ними; что такое идеология, какую роль она играет в политической жизни; каковы характерные черты политической психологии. Понимать, какова суть отличия понятия «политическое сознание» от понятия «политическое знание». Уметь характеризовать каждую из идеологий, оказавших влияние на события XX в.; определять место СМИ в современной политической жизни, знать их функции, понимать каким образом СМИ осуществляют свое политическое влияние | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 14, с. 158–172; задания № 1–4, с. 172 | ||||||||||
32–33 | § 15. Политическое поведение | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Многообразие форм политического поведения. Политический терроризм. Регулирование политического поведения | знать, что называется политическим поведением, как различаются его формы, привести примеры; чем характеризуется электоральное поведение; каковы возможности регулирования политического поведения. Понимать, каковы мотивы политического поведения. Уметь объяснять, в каких случаях имеет место протестное поведение; объяснять, чем опасно экстремистское поведение | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 15, с. 172–181; задания № 1–4, с. 181 | ||||||||||
34–35 | § 16. Политическая элита и политическое лидерство | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Политическая элита. Политическое лидерство. Роль политического лидера. Типы лидерства | знать, что представляет собой политическая элита; кто такой политический лидер, каковы основные признаки политического лидерства; основные функции политического лидера. Понимать, как рекрутируется политическая элита; что общего и что различного у двух типов лидерства – традиционного и харизматического. Уметь объяснять, какие элитные группы оказывают влияние на принятие политических решений; объяснять, какими качествами должен обладать политический лидер; сравнивать традиционное, легальное (на основе закона) и харизматическое лидерство | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 16, с. 182–193; задания № 1–4, с. 192–193 | ||||||||||
36–37 | § 17. Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Тенденции развития семьи в современной России. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в российской федерации | знать, какие тенденции в развитии семьи можно оценить как неблагоприятные, что такое неполная семья, как увеличение числа неполных семей сказывается на демографической и социальной ситуации в обществе. Понимать, чем характеризуется современная демографическая ситуация в России. Уметь объяснять, какие факторы оказали негативное влияние на современную демографическую ситуацию в России | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 17, с. 193–202; задания № 1–4, с. 201–202 | ||||||||||
38–39 | § 18. Религиозные объединения и организации в российской федерации | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Религиозные объединения. Права религиозных организаций. Проблема поддержания межрелигиозного мира | знать, какие религиозные объединения могут действовать в российской федерации; обязательные признаки, которыми должны обладать религиозные объединения; законодательные нормы в отношении создания религиозных объединений в органах власти. Понимать, какие основные проблемы стоят перед государством в вопросах взаимоотношений с религиозными организациями и учреждениями | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 18, с. 202–213; задания № 1–4, с. 212–213 | ||||||||||
40–41 | Проблемы социально-политической и духовной жизни | Повторение и обобщение | знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | Проверочная работа. Ответы на вопросы | ||||||||||||
Глава 3. Человек и закон | ||||||||||||||||
42–43 | § 19. Современные подходы к пониманию права | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Нормативный подход к праву. Естественное право: от идеи к юридической реальности. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Законотворческий процесс в РФ | Понимать, в чем суть нормативного подхода к праву. Уметь характеризовать основные особенности естественного права | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 19, с. 217–228; задания № 1–2, с. 227–228 | ||||||||||
44–45 | § 20. Гражданин рос- сийской федерации | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Гражданство РФ. Права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика | знать основные положения по теме урока: что такое гражданство, каковы принципы российского гражданства, каковы основания приобретения гражданства; в отношении каких категорий иностранных граждан и лиц без гражданства может быть применена упрощенная процедура приема в российское гражданство; каковы права гражданина РФ; что такое воинская обязанность, что такое альтернативная гражданская служба, кто имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Понимать, в чем отличие прав гражданина от прав человека; каковы основные права и обязанности налогоплательщика. Уметь назвать конституционные обязанности, возложенные на гражданина РФ | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 20, с. 228–238; задания № 1–4, с. 238 | ||||||||||
46–47 | § 21. Экологическое право | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических | знать основные положения по теме урока: в чем особенности экологического правонарушения; какие виды ответственности за экологические правонарушения предусматривает законодательство. Понимать, в чем состоит специфика | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 21, с. 239–250; задания № 1–4, с. 249–250 | ||||||||||
прав. Экологические правонарушения | экологических отношений; почему право на благоприятную окружающую среду принадлежит к числу общечеловеческих ценностей; почему важно использовать различные способы экологической защиты. Уметь объяснять, каковы составные части окружающей среды; характеризовать основные экологические права, закрепленные в конституции РФ; называть основные способы защиты экологических прав граждан | |||||||||||||||
48–49 | § 22. Гражданское право | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Гражданские правоотношения. Имущественные права личные, неимущественные права. Личные неимущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Защита гражданских прав | знать основные положения по теме урока: что такое гражданские правоотношения, что понимают под их содержанием. Понимать, какие особенности характерны для гражданских правоотношений | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 22, с. 250–261 | ||||||||||
50–51 | § 23. Семейное право | усвоение нового учебного материала. | Правовая связь членов семьи. Фактический брак, церковный брак, гражданский брак. | знать основные положения по теме урока: какие отношения регулируются семейным правом; каковы условия заключения брака; личные и имущественные | Выборочное оценивание. | § 23, с. 262–273; задания № 1–8; 1–4, с. 273–274 | ||||||||||
закрепление нового материала | Субъекты и объекты семейных правоотношений. Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей | права ребенка в семье. Уметь определять субъекты и объекты семейных правоотношений; указывать, на какие права распределяется принцип равенства супругов в браке; объяснять, кем и как может осуществляться воспитание детей, оставшихся без попечения родителей | Ответы на вопросы | |||||||||||||
52–53 | § 24. Правовое регулирование занятости и трудоустройства | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Трудовые правоотношения. Субъекты трудового права. Работник и работодатель. Порядок приема на работу. Трудовая книжка, трудовой стаж, трудовой договор, испытательный срок. Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование | знать основные положения по теме урока: какие документы необходимы работнику при приеме на работу; каков порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора; учреждения профессионального образования. Уметь давать определение понятий; приводить пример трудовых правоотношений, выделив основные права и обязанности субъектов трудового права; объяснять, чем отличается понятие «занятый», «незанятый», «безработный»; приводить примеры социальной защиты и социального обеспечения | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 24, с. 274–285; задания № 1–3, с. 285–286 | ||||||||||
54–55 | § 25. Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Процессуальное право. Основные принципы гражданского процесса. Судопроизводство. Участники гражданского процесса. Прохождение дела в суде. Арбитражный процесс. Исполнение судебных решений | знать основные положения по теме урока: какие лица участвуют в деле в гражданском и арбитражном процессе; что такое процессуальные права; какой документ составляется для письменного обращения в суд с просьбой о рассмотрении гражданско-правового спора и каково его содержание; называть требования, которым должно отвечать решение суда | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 25, с. 286–298; задания № 1–6, с. 297–298 | ||||||||||
56–57 | § 26. Процессуальное право: уголовный процесс | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Основные принципы и участники процесса. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное производство. Суд присяжных заседателей | знать основные положения по теме урока: в каком законодательном акте собраны правила уголовного судопроизводства; меры процессуального принуждения; какие права имеет задержанный; почему заседатели называются присяжными. Уметь давать определение понятий; решать юридические задачи | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 26, с. 298–310; задания № 1–8, с. 309 | ||||||||||
58–59 | § 27. Процессуальное право: административная юрисдикция, конституци- | усвоение нового учебного материала. закрепление | Административная юрисдикция. Субъекты административной ответственности. Административные наказания | знать основные положения по теме урока: что такое административная юрисдикция; в каком законодательном акте систематизированы ее правила; каковы меры обеспечения по делам об АП; кто вправе назначать | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 27, с. 310–319; задания № 1–4, с. 319 | ||||||||||
онное судопроизводство | нового материала | Конституционное судопроизводство. Основные принципы конституционного судопроизводства. Стадии конституционного судопроизводства | административное правонаказание; что такое конституционность акта | |||||||||||||
60–61 | § 28. Международная защита прав человека | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека | знать основные положения по теме урока: какие структурные подразделения ООН занимаются защитой прав человека; как организована зашита прав человека в рамках совета Европы; что такое международное преступление; каковы причины организации международного уголовного суда | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 28, с. 320–330; задания № 1–4, с. 330 | ||||||||||
62–63 | § 29. Взгляды в будущее | усвоение нового учебного материала | Общество: человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Экологические проблемы. | знать основные положения по теме урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 29, с. 333–344; задания № 1–5, 1–4, с. 343–344 | ||||||||||
закрепление нового материала | Угрозы термоядерной войны. Международный терроризм. Преодоление экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего» мира. Социально-демографические проблемы. Наркомания и наркобизнес. Отставание с разработкой методов лечения и профилактики наиболее опасных болезней. Проблема предотвращения опасных последствий научно-технического прогресса. Опасность масштабных аварий в промышленности, энергетике и на транспорте. Угрозы культуре, духовному развитию человека. Постиндустриальное (информационное) общество | свою точку зрения; называть и характеризовать основные проблемы XXI в.; объяснять возможные пути решения глобальных проблем; объяснять, чем отличается постиндустриальное общество от индустриального; какими качествами должен обладать человек, чтобы жить и работать в меняющемся обществе | ||||||||||||||
64–65 | Человек и общество | Повторение и обобщение | знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | Проверочная работа. Тест. Ответы на вопросы | ||||||||||||
66-68 | Резервные уроки | |||||||||||||||