От 27 июня 2013 г. N 21 «о применении судами общей юрисдикции конвенции о защите прав человека

Международное частное право.

Выполнила: студентка 508 группы института прокуратуры РФ

Авешникова Татьяна Владимировна

Тема 5: «Право собственности в международном частном праве»

Задача 1.

В современном мире, когда проблема защиты прав человека вышла далеко за пределы каждого отдельного государства, возникла необходимость создания универсальных международно-правовых стандартов. Они отражены в ряде важнейших международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека (1948 год), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 год), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 год), Факультативном протоколе к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 год), Европейской конвенции о защите прав и основных свобод (1950 год) и других международных правовых актах.

международные стандарты - это нормы, которые на основе общепризнанных достижений современной мысли обычно считаются правильными с принципиальной и практической точек зрения.

В рамках ООН установлены критерии и процедуры, которыми необходимо руководствоваться в процессе нормотворчества в области международно-правовой защиты человека. Примером тому служит Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Установление международных стандартов в области прав человека» № 41/120 от 4 декабря 1986 года. Она сформировала требования к их разработке: согласовываться с соответствующим сводом международно-правовых норм в области прав человека; носить фундаментальный характер и основываться на присущих человеческой личности достоинстве и ценности; быть достаточно четкими, чтобы служить источником поддающихся определению и осуществимых прав и обязанностей; предусматривать, где это уместно, реалистические и эффективные механизмы осуществления, включая систему представления докладов; пользоваться широкой международной поддержкой.

Национальные нормы и принципы правовой защиты гражданина и личности не могут опускаться ниже уровня международных стандартов.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ

от 27 июня 2013 г. N 21 «О ПРИМЕНЕНИИ СУДАМИ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ КОНВЕНЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

И ОСНОВНЫХ СВОБОД ОТ 4 НОЯБРЯ 1950 ГОДА И ПРОТОКОЛОВ К НЕЙ»

2. Как следует из положений статьи 46 Конвенции, статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1998 года N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" (далее - Федеральный закон о ратификации), правовые позиции Европейского Суда по правам человека (далее - Европейский Суд, Суд), которые содержатся в окончательных постановлениях Суда, принятых в отношении Российской Федерации, являются обязательными для судов.

С целью эффективной защиты прав и свобод человека судами учитываются правовые позиции Европейского Суда, изложенные в ставших окончательными постановлениях, которые приняты в отношении других государств - участников Конвенции. При этом правовая позиция учитывается судом, если обстоятельства рассматриваемого им дела являются аналогичными обстоятельствам, ставшим предметом анализа и выводов Европейского Суда.

3. Правовые позиции Европейского Суда учитываются при применении законодательства Российской Федерации. В частности, содержание прав и свобод, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должно определяться с учетом содержания аналогичных прав и свобод, раскрываемого Европейским Судом при применении Конвенции и Протоколов к ней.

4. Во избежание нарушения прав и свобод человека, в том числе необоснованного их ограничения, правовые позиции Европейского Суда учитываются при применении не только Конвенции и Протоколов к ней, но и иных международных договоров Российской Федерации (подпункт "с" пункта 3 статьи 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года (далее - Венская конвенция).

5. Как следует из положений Конвенции и Протоколов к ней в толковании Европейского Суда, под ограничением прав и свобод человека (вмешательством в права и свободы человека) понимаются любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, вследствие принятия или осуществления (неосуществления) которых в отношении лица, заявляющего о предполагаемом нарушении его прав и свобод, созданы препятствия для реализации его прав и свобод. Например, исходя из практики Европейского Суда использование изображения гражданина без его согласия представляет собой ограничение соответствующих прав, гарантируемых Конвенцией.

Отмена (изменение) судебного акта, при вынесении которого было допущено нарушение положений Конвенции или Протоколов к ней, исходя из обстоятельств дела, сама по себе может являться достаточной для восстановления нарушенных прав и свобод и без денежной компенсации морального вреда.Например, отмена решения суда, принятого по результатам судебного разбирательства, которое было проведено в закрытом судебном заседании в нарушение положений статьи 10 ГПК РФ или статьи 241 УПК РФ, и рассмотрение дела судом апелляционной инстанции в открытом судебном заседании будут свидетельствовать о восстановлении права стороны на публичное судебное разбирательство.

При осуществлении правосудия суды должны иметь в виду, что по смыслу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статей 369, 379, части 5 статьи 415 УПК РФ, статей 330, 362 - 364 ГПК РФ неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации может являться основанием к отмене или изменению судебного акта. Неправильное применение нормы международного права может иметь место в случаях, когда судом не была применена норма международного права, подлежащая применению, или, напротив, суд применил норму международного права, которая не подлежала применению, либо когда судом было дано неправильное толкование нормы международного права.

Нормы международного права являются юридичес­ки обязательными правилами поведения предусмотренных этими нор­мами субъектов международных отношений, охраняемыми в случае необходимости принуждением к их соблюдению.

Международное правонарушение характеризуют следую­щие необходимые признаки: противоправность деяния и вред (ущерб). Неотъемлемым структурным элементом правонаруше­ния является причинная связь между деянием и наступивши­ми последствиями (ущербом).

Противоправность поведения проявляется в нарушении международных обязательств государства в форме действия или бездействия. Противоправность в международном праве пони­мается как противоречие между правовой нормой (обязатель­ством) и поведением государства. Статья 16 проекта устанавли­вает: "Нарушение государством международного обязательст­ва налицо в том случае, когда деяние этого государства не соот­ветствует тому, что требует от него указанное обязательство".

противоправность будет во всяком случае, когда государство не выполняет любое свое международное обя­зательство В международном пра­ве противоправность — это, обычно, расхождение между дей­ствием и нормой,, Любое противоправное поведение есть при­чинение ущерба защищаемым международным правом закон­ным интересам государств либо всему международному сооб­ществу. В результате ущерба государство становится потер­певшим, что дает основания ставить вопрос об ответственности. международно-правовая ответственность возникает при необходимых юридических и фактических основаниях — конкретного правового обязательства и наличия правонаруше­ния в действиях субъекта.международного правонарушения,под которым понимается действие или бездействие субъекта международного права, нарушающего обязательства по международным договорам. Такое нарушение может быть следствием как противоправного действия, так и противоправного бездействия. Объектами международного правонарушения могут быть: общепризнанные принципы международного права; международные договоры; права, честь и достоинство государства; права международных организаций; права иностранцев; права дипломатических представительств и их персонала. Субъектами международной ответственности могут быть государства, международные организации, а также физические лица.

Задача 2

Данное решение не соответствует международному праву, так как на имущество, находящееся за рубежом, распространяется иммунитет государства, то есть на него распространяется режим неприкосновенности. А конвенция, на которою ссылается суд Швеции, хоть и предусматривает случаи, при которых государство не может ссылаться на иммунитет, но в статье 3, закрепляет, что настоящая Конвенция не наносит ущерба привилегиям и иммунитетам, которыми в соответствии с международным правом пользуется государство в отношении осуществления функций его дипломатических представительств, консульских учреждений, специальных миссий, представительств при международных организациях или делегаций в органах международных организаций или на международных конференциях.

В международном праве под иммунитетом понимается неприменение законов какого-либо государства к иностранному государству. Международное право различает ряд видов иммунитета,: дипломатический, налоговый, судебный и иммунитет от исполнительных мер, который связан с судебным иммунитетом, но регламентирован отдельно. Dопрос о том, должен ли признаваться иммунитет за государством, решается в зависимости от характера действий государства, обусловивших предъявление к нему иска.

Иммунитет признается за государством лишь при совершении им действий «jure imperii», т.е. в качестве субъекта политического властвования. Совершая же действия «jure gestionis», т.е. участвуя в гражданс- ком обороте, например, заключая внешнеторговые сделки, государство не может пользоваться иммунитетом в отношении подобного рода сделок и связанного с ними имущества. В таких случаях государству могут быть предъявлены иски, а на его имущество могут быть обращены принудительные меры взыскания, и согласия на это государства согласно указанной теории не требуется.

Наши рекомендации