Тема 10. Государство и право России в начале ХХ века

Семинар – 2 часа

Вопросы:

1. Государственно-политический кризис 1904 - 1905 гг.: причины, последствия. Манифест 17 октября 1905 г.

2. “Основные государственные законы” в редакции 1906 г.

3. Правовой статус Государственного совета

Учреждение Государственной думы. Закон от 6 августа 1905 г.

4.Манифест от 17 октября 1905 г. Изменения порядка выборов в Государственную думу от 11 декабря 1905 г.

5.Основные законы Российской империи от 23 апреля 1906 г..

1) Высшие органы власти и управления по Основным законам.

2) Правовой статус подданных.

6. Изменение порядка выборов в Государственную думу по Положению от 3 июня 1907 г.

Терминологическое задание

Выписать в личный юридический словарь определения понятий: «Государственная Дума», «Временное правительство», «буржуазия», «капитализм», «двоевластие», «отруб», «хутор», «юридическое совещание», «Государственный совет», «Временный совет республики».

Методические рекомендации:

Подробный анализ Основных государственных законов следует сосредоточить на главах 1 и 7 - 11 (раздел I). Именно они в главных чертах определяют государственный строй России того времени, регламентируя правовой статус императора, Государственного совета, Государственной Думы, Совета Министров, подданных, законодательный процесс. Правовой статус Государственного совета и Государственной думы дополняется также Учреждением Государственного совета (особое внимание следует обратить на Введение и раздел I) и Учреждением Государственной думы (здесь ключевыми являются главы 1, 2, 3, 5, 6).

Анализ законодательного процесса можно осуществлять по следующим элементам: кому принадлежало право законодательной инициативы; каковы стадии прохождения законопроекта через палаты парламента; порядок придания законопроекту юридической силы.

Литература

1.Ганелин Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 году. Реформы и революция. СПб., 1991.

2.Демин В.А. Государственная Дума России (1906 - 1917): механизм функционирования. М., 1996.

3.Ерошкин, Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России / Н.П. Ерошкин. – М.: Юрид. лит., 1983 – 254 с.

4. Кирьянов И. К. Парламент самодержавной России: Государственная Дума и ее депутаты, 1906 - 1917 / И.К. Кирьянов, М.Н. Лукьянов. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1995. - 168 с.

7.Кравец, И.А. Конституционализм и российская государственность в начале ХХ века: учеб. пособие / И.А.Кравец. – М.: «Маркетинг», 2000. – 368 с.

8.Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762 - 1917. М., 1995.

9.Лузин В.В. К вопросу о форме правления в России в начале ХХ века // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1994. № 1.

10.Развитие русского права во второй половине ХIХ – начале ХХ века: монография / под ред. В.А. Томсинова. – М.: Наука, 1997. – 368 с.

11.Российское законодательство Х – ХХ веков. В 9 т. Т.9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. – М.: Юрид. лит., 1994. – 352 с.

13.Юртаева Е.А. Государственный совет в России (1906 - 1917) // Государство и право. 1996. № 4.

Тема 11. Создание советского государства и права

Семинар – 2 часа

Вопросы:

1. Установление советской власти. Реорганизация государственного аппарата в период гражданской войны и НЭПа.

2. Формирование советского права. Конституция 1918 г.

3. Образование СССР. Развитие общесоюзного законодательства.

4. Кодификация советского права.

5. Развитие государственного аппарата в период формирования административной системы управления.

Методические рекомендации:

Весьма важно знать какие события предшествовали принятию Конституции на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 г., так как это объясняет отсутствие дискуссий во время съезда.

Необходимо усвоить структуру Конституции; затем рассмотреть основные черты конституционного строя: форму правления, государственного устройства, политического режима, важнейшие преобразования в экономическом и социальном строе, особенности пролетарской демократии (классовый и интернациональный характер, равноправие женщин, сочетание прав и обязанностей).

Студенты должны обратить внимание на порядок формирования центральных органов власти: Всероссийского съезда Советов, Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК), правительства – Совета народных комиссаров (СНК); знать предметы ведения этих органов власти. При этом следует обратить внимание на отсутствие принципа разделения властей и объяснить, почему Конституция РСФСР 1918 г. его игнорировала. Весьма важно, чтобы курсанты разбирались и в системе органов власти на местах.

Студенты должны знать систему избирательного права. Здесь следует четко представлять, какие категории граждан были наделены политическими, в том числе избирательными правами, а какие – были лишены этих прав и почему. В заключении курсантам следует отметить историческое значение Конституции РСФСР 1918 г. и ее роль в развитии советского права.

Приступая к изучению вопроса о становлении советского семейного права, нужно обратить внимание на первые декреты в этой сфере – о разводе и о браке, которые существенно изменяли систему регулирования брачно-семейных отношений. В них закреплялась новая светская форма брака, снимались старые ограничения на вступление в брак, упрощалась процедура развода и т.п.

Следует отметить, что Кодекс законов и актов гражданского состояния (КЗАГС) 1918 г. воспринял основные идеи этих актов и развил их. Главные принципы, отраженные в КЗАГСе – это принцип гражданского брака и принцип равенства. Особое внимание при характеристике первого семейного кодекса следует уделить условиям вступления в брак (достижение брачного возраста, не состоять в другом браке, не иметь родства и свойства первой степени), признания недействительности брака и его прекращения (разд. II, гл. 2 – 4).

Рекомендуем обратить внимание на права и обязанности супругов, особенно с точки зрения изменения положения женщины в семье (разд. II, гл.5); закрепление института установления отцовства и алиментов (разд. III, гл.1); отмену института усыновления и удочерения (разд.III, гл.5). В заключении курсанты должны отметить значение КЗАГСа как первого в мире кодекса новой самостоятельной отрасли права.

Формирование советского трудового права началось с первых дней советской власти. Первым нормативным актом стал декрет «О восьмичасовом рабочем времени». Этот декрет регулировал не только продолжительность рабочего дня и рабочей недели, но и запрещал использование труда подростков, ограничивал использование труда женщин в ночные смены и на тяжелом производстве. В последствии были приняты еще целый ряд декретов, вводящих систему социального страхования и т. п.

Кодекс законов о труде (КЗоТ) 1918 г. обобщил весь накопившийся нормативный материал. Курсантам необходимо разобраться с сочетанием в кодексе права на труд и всеобщей трудовой повинностью, регулированием труда и отдыха, льготами для подростков и женщин, системой социального обеспечения. Давая общую оценку КЗоТу, курсанты должны обратить внимание на то, что уже с 1919 г. кодекс подвергся существенной ломке. Им необходимо указать какие акты советской власти изменяли содержание КЗоТа 1918 г.

При рассмотрении вопроса о становлении советского уголовного права, курсантам следует обратить внимание на первые акты советской власти, которые значительно меняли сущность уголовного права, его принципы и содержание. В этой связи весьма важно знать новую категоризацию преступных деяний по степени опасности для советской власти и систему наказаний. Данная система сформировалась на основе декрета от 28 октября 1917 г. «Об отмене смертной казни» и инструкции Народного комиссариата юстиции (НКЮ) «О видах наказаний, рекомендованных для применения в революционных трибуналах» от 19 декабря 1917 г.

Не менее важно знать изменения в системе наказаний и в последующий период: что собой представляло «объявление врагом республики или народа», кода была введена смертная казнь на фронте, содержание основных положений декрета «О красном терроре».

В завершении вопроса следует дать развернутую характеристику «Руководящих начал по уголовному праву РСФСР», представляющую собой итог двухлетнего развития советского уголовного права. При этом важно отметить, что этот акт представлял собой попытку систематизации норм общей части уголовного права. Курсанты должны знать классовую характеристику уголовного права (ст.3 разд. I) и его принципы (ст.27 разд. VIII); определение понятия преступления (ст.5 разд.III) и наказания (ст.7 разд.III); цели (ст.8 – 10 разд.III) и виды наказаний (ст.25 разд.VI); обстоятельства, которые учитывались при определении наказания (ст.12 – 16 разд.III). В заключении следует отметить значение «Руководящих начал…» для развития советского уголовного права.

Приступая к изучению Гражданского кодекса РСФСР 1922 г., студенты должны обратить внимание на его источники, в числе которых были не только акты советской власти, но и Германское гражданское уложение 1900 г. и Швейцарский гражданский кодекс 1907 г. Это предопределило сочетание как гражданско-правовых, так и административных методов регулирования. Курсантам необходимо знать структуру Гражданского кодекса (общая часть, вещное право, обязательственное право, наследственное право), основные положения и институты, содержащиеся в них.

Особое внимание они должны уделить характеристике субъектов гражданского права (ст. 4 – 7, 13, 17, 19), праву собственности, которое в зависимости от субъекта могло быть государственной, кооперативной и частной (ст. 52). Особое внимание следует обратить на закрепление преимуществ государственной собственности и ограничения частной (ст. 54, 55). При рассмотрении обязательственного права следует обратить внимание на общие требования, предъявляемые к договорам, закрепление такого понятия, как «кабальный договор», особенности регулирование аренды, концессии, дарения.

Уголовный кодекс РСФСР 1922 г., стал первым классическим уголовным кодексом советской власти, так как состоял из введения и двух частей – Общей и Особенной. Характеризуя Общую часть, курсанты должны обратить внимание на принцип действия УК во времени и пространстве (ст. 1 – 4), классовую сущность уголовного права (ст. 5), проявляющуюся, в том числе, и через определение понятия преступления (ст. 6). Важно знать характеристику субъекта преступления, значение и содержание субъективной стороны.

Особое внимание следует обратить на институт аналогии (ст. 10) и институт социально опасного состояния (ст. 49), которые разрушали основополагающие принципы уголовного права (нет преступления не указанного в законе; нет преступления – нет наказания). Рассматривая цели и виды наказания, курсанты должны знать обстоятельства, влияющие на определение меры наказания (ст.25). Важно обратить внимание, что система наказания Общей части не знала высшую меру, которая была представлена в Особенной.

Литература

1. Емелин А.И. История государства и права России (октябрь 1917 – декабрь 1991 гг.). - М.: Щит-М, 2001.

2. Исаев И.А. История государства и права России в вопросах и ответах. Учеб. Пособие. - М.: Проспект, 2017. -240с.

3. История государства и права России: Учебник / И.А. Исаев. - 4-e изд., стер. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 800 с.

4. История национально-государственного строительства в СССР. 1917 - 1978. - М., Мысль, 1979.

5. История Отечества. Люди, идеи, решения. Очерки истории советского государства. - М., 1991.

6. Стешенко Л.А. История государства и права России: Акад. курс: Т.2. - М.: Норма, 2003.

7. История отечественного государства и права. Ч.2. / Под ред. О.И. Чистякова. - М., 1996.

8. Омельченко Н.А. История государственного управления в России: учеб. для вузов. - М.: Велби, 2005.

9. Сырых В.М. История государства и права России: советский и современный периоды: учеб. пособие. - М.: Юристъ, 2000.

Наши рекомендации