Положение православия в Западной Руси
После завоевания русских земель Великим Княжеством Литовским православная церковь до XV века играла значительную политическую роль в государстве. Её вероисповедание приняла литовская знать.[источник не указан 217 дней] Все изменилось в XV веке, когда православие по внешним причинам вошло в период продолжительного кризиса. Под влиянием Польши великий князь Литовский, а за ним и его окружение перешли в католичество, а православные утратили право занимать государственные должности. Люблинская уния ещё больше усилила процесс окатоличивания и ополячивания русской элиты, пытавшейся таким образом компенсировать утраченные права. Это лишало православную церковь многих каналов материальной поддержки, так как именно князья и знатные роды строили храмы и открывали при них школы. Особенностью этого периода стало также, что опёка церкви, её своеобразное средневековое спонсороство, постепенно деформировалось и превратилось в обычное владение церковью или монастырём. Правители грубо вмешивались в церковные дела, самовольно назначая митрополитов, епископов и других церковных иерархов. Светская власть начала полностью контролировать духовенство. Подобная кадровая практика привела в том числе к моральному упадку православного духовенства.
Править]Возникновение идеи Унии
В Польше, в особенности в XV—XVII веках, ощущался культурный подъём. В то время как в Польше имелись хорошо подготовленные и высоко образованные богословы, на русских землях Речи Посполитой православие находилось в упадке и в богословской полемике, как правило, побеждали католики. Опираясь на королевскую власть, иезуитские идеологи двинулись на Восток, где их наступлению с большими усилиями сопротивлялись православные полемисты и одиночные неополячившиеся русские магнаты. Лишь мещанство, в большей степени остававшееся верное православию, давало иезуитам ощутимый политический отпор.
В этих условиях, в высших кругах церковной иерархии православной церкви созревает мысль про целесообразность унии с католической церковью. В основе таких настроений лежали и личные интересы духовенства (желание сберечь собственные земельные владения и сравняться в политических правах с католических духовенством), и стремление владык вывести церковь из кризиса, одной из причин которого была коррумпированность и неэффективность константинопольских патриархов. Так началась работа по организации и созванием Брестского собора.
Когда эти процессы стали известны православной общественности, в русинской среде возникла чрезвычайно напряжённая ситуация. Помимо князя Константина Острожского, против унии выступило мелкое украинское дворянство, православный клир среднего звена, мещанство, а также новое сословие — казачество.
Править]Причины
Брестскую унию 1596 года признало большинство русских иерархов[где?], однако простые священники и миряне не поддержали идею объединения с католиками. Однако, их мнением никто не интересовался, так как и польские власти, и православные епископы считали, что по принятию Унии каким-либо пастырем, униатской автоматически становится и его паства, а в собственность к униатам в этом случае должны перейти и земельные владения соответствующего храма или монастыря. Таким образом, борьба, разгоревшаяся между православными и униатами в конце XVI — начале XVIІ века в Киеве, имела не только идеологический, но и экономико-политический контекст.
В этой борьбе закон находился на стороне униатов, чьи права на собственность подкреплялись привилегиями короляСигизмунда III. Униатские наместники и деятели пользовались ими в судебных разбирательствах против церковных и мещанских структур, отказывавшихся принять Унию. «Цивилизованные» униатские методы встречали стихийное сопротивление православных народных масс, на стороне которых не было закона и которым приходилось опираться на единственную реальную, нелегитимную силу — казаков, которые во многих случаях не давали униатам реализовать свои «права», а слишком резвых поборников закона просто убивали.