Нравы и обычаи предпринимательства
Даже московские предприниматели в конце XIX в. жили замкнуто и традиционно, особенно купечество, и особенно в старообрядческих семьях. Философ XIX в. Б. Н. Чичерин отмечал: "Купеческое большинство было вообще невысокого уровня. Образование было очень мало, и участие к общественному делу еще меньше". Сохранялись обычаи в обращении со старшими. Д. А. Морозов в письмах из Англии называл своего старшего брата на "Вы" и всячески подчеркивал зависимость своих решений от брата и матери: "Патриархальность, почтительность и даже робость пред старшими, опека над младшими членами семьи сквозят через строки писем".
Есть и другие мнения о купцах-старообрядцах. П. П. Шибанов, принадлежавший к старообрядческой купеческой семье, писал 5 ноября 1886 г. в своем дневнике: "Я не только не вижу вокруг себя идеалов, но чрезвычайно редко встречаюсь даже с посредственностью. Везде грязь, мерзкая продажная грязь... Есть и хорошие люди, да они далеки от меня, не принадлежат к тому обществу, в котором я имею несчастье общаться. Жалкие Силины, Шестаковы, Большаковы, Шиваревы... Один, забывая совесть и стыд, стремится нажить побольше денег... Другой -вор... А все под прикрытием благочестия скрываются, крепко держат на своем преступном челе марку ярого христианина". В подобном роде можно написать о каждом слое общества, у каждого свои специфические и общие пороки, тем более, что многие купцы, предприниматели вышли из других сословий, чаще из низов. Весь народ нуждался в улучшении нравов - об этом говорили физиолог И. Д. Павлов в лекциях о русском характере, А. Бунин в "Окаянных днях", Д. С. Мережковский.
Разгульный образ жизни некоторых купцов известен по произведениям А. Н. Островского. На особо отличившихся в этом смысле накладывалась опека. 10 лет под ней находился Н. Н. Хлудов, образ жизни которого так характеризовался в журнале Московской купеческой управы: "Безнравственность Хлудова главным образом проявляется в том, что он уже несколько лет почти постоянно предается пьянству и разгулу с приятелями и женщинами легкого поведения, через это сильно расстроил свое состояние и здоровье, но, несмотря на это, продолжает проживать таким образом и остальной капитал".
В начале XIX в. возникло Московское купеческое собрание, членами которого были представители крупнейших предпринимательских фамилий - Абрикосовы, Боткины, Варганы, Губонины, Крестовниковы, Коншины, Прохоровы, Рябушинские, Третьяковы, Хлудовы. Посещали его и князья Волконские, Долгорукие, Оболенские, Урусовы, Апраксины, Трубецкие и т. д. Купеческие клубы появились и в других городах, царская администрация регламентировала деятельность этих клубов. Малейшие изменения требовали утверждения властей. Не только драматические представления, но и маскарады допускались с разрешения начальства.
В. М. Голицын писал о развлечениях русской буржуазии: "Много по Москве ходило рассказов об эпических пиршествах в этих заведениях ("Яр", "Юла", "Эльдорадо" в Петровском парке, "Золотой якорь" в Сокольниках и пр.), герои которых вполне воспроизводили типы, столь картинно изображенные Островским в его бессмертных комедиях. Говорили о разбитой посуде на сотни и тысячи рублей, о мытье полов шампанским, о издании неоткупоренных бутылок на улицу".
Крупные нижегородские купцы-старообрядцы Башкиров и Зарубин в 1867 г. находились под следствием - один за избиение поручика, а другой за беспорядок в общественном месте. В переписке капиталистов; уехавших за границу, значительное место отводится развлечениям. А. Вертинский пишет: "Перед нами проходят длинные и подчас скучные описания кутежей, пирушек, попоек, устраивавшихся в Англии. Большое место в переписке занимают женщины, воспоминания о мимолетных встречах, о том разврате, который шел широкой волной во время поездок за границу".
Особенно гуляли купцы на Нижегородской ярмарке. Это даже вызывало протесты жителей Канавинской слободы, около которой размешалась территория ярмарки. В 1891 г. кинешемский купец А. Ф. Морокин на заседании ярмарочного комитета высказал мнение, что "под влиянием излишне выпитого вина" купцы растрачивают большие суммы "на арфисток", от общения с ними имеют "ужасные последствия для здоровья", и предложил "не допускать хоров арфисток в гостиницах на ярмарке". В результате было принято решение о том, что в гостиницах могли петь только мужские хоры.
Так под влиянием самых различных обстоятельств формировалось новое сословие в российском обществе, обладающее большей активностью, эффективностью, предприимчивостью, но еще недостаточно образованное и определившее свои перспективные интересы. Несмотря на особенности образа жизни, обусловленные наличием больших капиталов, это люди своего дела, они развивали промышленность и торговлю России, вовлекали в производство многие слои населения.