Системный подход к управлению
Тема 1. Теоретические основы менеджмента
Сущность менеджмента и его задачи
В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как «способ (манера) обращаться с людьми, власть и искусство управления, особого рода умение и административные навыки, орган управления, административная единица». Менеджмент можно определить также как науку и искусство управления.
Целью коммерческой организации является обеспечение прибыльности путем поставки на рынок товаров и услуг необходимого качества и по конкурентной цене. Впрочем, компания – прежде всего люди, поэтому главной задачей менеджмента является организация и вдохновление людей на активный и творческий труд. Успех, в конечном счете, обеспечивают не машины, а люди. Менеджмент должен также соблюдать этические нормы и быть социально полезным.
Процессный (функциональный) подход к управлению
Считают, что процесс управления складывается из выполнения ряда действий, называемых управленческими функциями. Выделяют пять первичных, или общих функций (планирование, организация, мотивация, руководство и контроль), которые объединяются в единую систему двумя связующими функциями (коммуникации и управленческие решения). Пять первичных функций располагаются последовательно в виде «круга управления», а связующие или координирующие функции размещаются внутри круга. Соединительные линии между всеми функциями указывают на то, что они взаимосвязаны и образуют единую систему управления.
Современные учебники по менеджменту построены в основном в соответствии со структурой управленческих функций.
Системный подход к управлению
Системный подход исходит из того, что организация как система состоит из взаимосвязанных частей (подразделений, групп людей), или подсистем. В свою очередь, организация является частью более крупной системы – окружающей среды, с которой она должна также рационально взаимодействовать.
Большим достижением системного подхода является выделение двух основных типов систем - закрытой и открытой. Руководители «закрытых» организаций заняты решением в основном внутренних проблем (производство, издержки, качество и т.д.) и не уделяют достаточного внимания тенденциям развития внешнего окружения. В результате не учитываются новые требования рынка, достижения конкурентов, более совершенные методы работы. Недооценка изменений во внешней среде приводит к большим потерям и даже банкротству.
Открытые системы способны тесно взаимодействовать с окружающей средой. Руководители анализируют поступающую из внешней среды информацию, вовремя улавливают изменения на рынках и успевают приспосабливаться к ним. Современным условиям больше соответствуют открытые бизнес-системы.
1.4. Ситуационный подход к управлению
Ситуационный подход к управлению исходит из того, что методы управления должны соответствовать реальной ситуации, в которой находится та или иная организация. Ситуацию можно охарактеризовать внутренними и внешними переменными (факторами)
Внутренние переменные включают цели, структуру, задачи, технологию и персонал. Они являются результатом деятельности руководителей.
Факторы внешней среды разделяются на факторы прямого воздействия (поставщики, потребители, конкуренты, законы, профсоюзы) и косвенного воздействия (состояние экономики, политическая ситуация, социокультурные факторы, научно-технический прогресс, важные международные события). Внешние факторы находятся вне контроля руководства организации, но руководители вынуждены реагировать на их изменения, чтобы адаптировать организацию к этим изменениям.
Успех управления в значительной степени зависит от того, насколько правильно руководители понимают ситуацию, и какие действия в соответствии с этим предпринимают.
Тема 2. Анализ ситуации и планирование бизнеса. (разделы 2.1.-2.5)
Общий подход к планированию.
Содержанием планирования является выработка целей организации, определение наилучших способов их достижения (стратегий) и оптимальное распределение ресурсов. Планирование начинается с анализа ситуации, а конечным результатом является определение перспективного ассортимента продукции или услуг, оптимальных объемов их производства, выбор рынков сбыта и конкурентных стратегий.
Горизонты планирования и соответствующие им планы организации.
В зависимости от горизонта планирования различают долгосрочные (стратегические), среднесрочные (тактические) и краткосрочные (оперативные, операционные) планы. Стратегический план призван подготовить организацию к работе в условиях, которые сложаться через 3-5 лет. Тактический план разрабатывается на 2-3 года и включает мероприятия по внедрению в производство новой или усовершенствованной продукции и технологии. Тактический план обычно оформляется в виде бизнес-плана. Иногда тактический и стратегический планы объединяются в единый стратегический план. Оперативный план определяет действия для достижения оперативных (годовых) целей.
Виды целей организации.
Цели – это результаты деятельности, к которым будет стремиться организация в плановом периоде. Цели сначала выражаются в общей форме (миссия, стратегическое видение и философия организации), а затем в конкретной форме (коммерческие, финансовые, производственные и другие функциональные цели). Миссия и видение будущего представляют собой цели, выраженные в самой общей форме, а философия указывает на организационные ценности, которых будет придерживаться руководство компании. Коммерческие, финансовые и другие цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми и скоординированными друг с другом.