Принципы экологического контроля
- независимость контроля в области охраны окружающей среды;
- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
- обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия и воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
- участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды.
Субъектами экологического контроля являются:
- органы государственной власти Российской Федерации,
-органы государственной власти субъектов РФ,
-органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица.
Объектами экологического контроля является предприятия природопользования и физич. лица осуществляют предпринимательскую деятельность.
Структура и функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Стратегическая цель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - обеспечение экологической и экономической безопасности РФ, соблюдение рационального, непрерывного, неистощительного, экологически безопасного природопользования, сохранение всех компонентов окружающей среды от деградации и уничтожения. Главными задачами государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды являются выявление, пресечение и профилактика правонарушений, связанных с незаконным и нерациональным использованием природных ресурсов, с негативным воздействием на окружающую среду при осуществлении всех видов природопользования, в том числе экологически опасных.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370», также осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Структурные подразделения и отделы Росприроднадзора действуют на основании Положений, утвержденных приказами Росприроднадзора.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в своей деятельности также руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства природных ресурсов и экологии РФ.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
1. осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 г. N 476)
2. федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 г. N 476)
3. государственный земельный надзор; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 г. N 476)
4. государственный надзор в области обращения с отходами; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 г. N 476)
5. (Утратил силу - Постановление Правительства Р.Ф. от 29.05.2008 г. N 404)
6. государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 г. N 476)
7. государственный надзор в области использования и охраны водных объектов; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 г. N 476)
8. государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 г. N 476)
9. государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 г. N 476)
Структура и функции Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору
20 мая 2004 г. Указом Президента Российской Федерации Федеральная служба по технологическому надзору и Федеральная служба по атомному надзору преобразованы в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования преобразована в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, а функции в сфере экологического надзора переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
23 декабря — профессиональный День Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Постановление Коллегии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.08.2006 г. № 3).
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:
уполномоченным органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии
На основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности осуществляет контроль и надзор:
1. за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии;
2. за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью (на объектах использования атомной энергии);
3. за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов
4. за выполнением международных обязательств Российской Федерации в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии;
5. за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;
6. за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике;
7. за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами
8.за соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ
Структура и функции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:
1. осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:
2 федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;
3. федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
4. федеральный государственный надзор за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров;
5. санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
6. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке
федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию Российской Федерации;
7. государственный контроль за соблюдением требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, нанесении такой информации на его этикетку, а также правил включения (нанесения) указанной информации;
8.осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы;
Структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)
Центральный аппарат |
Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации | Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации | Научно-исследовательские институты | Противочумные учреждения | Санэпидслужбы министерств и ведомств |