Политические системы: общая характеристика
Попытаемся обозначить два важнейших аспекта полити& ческой системы. Прежде всего, система должна быть цело& стна и обладать определенным структурным строением. Она состоит из следующих структурных элементов: 1) орга& низационного (государство, политические партии, общест& венно&политические движения, группы давления); 2) норма& тивного (политические, правовые, моральные нормы и ценности, обычаи и традиции); 3) культурного (политичес& кие идеи, политическая культура); 4) коммуникативного (информационные связи и отношения внутри политической системы, а также между политической системой и общест& вом).
Кроме того, система динамична, в ее рамках протекают определенные, регулярно повторяющиеся политические про& цессы. Политическая система включает не только организа&
|
ционную сторону политической жизни, но и такие факторы, как политические идеи, ценности, мировоззрения. Все эти политические отношения образуют систему потому, что они взаимозависимы: изменение одного из элементов влечет за собой изменение других элементов и системы в целом. Политическая система — комплекс норм, институтов и ор[ ганизаций, в совокупности составляющих политическую са[ моорганизацию общества.
Кчислу основных функций политической системы отно& сятся функция принятия общеобязательных решений, уп& равления обществом (определение целей, задач развития об& щества, выработка политического курса и т. д.); интегра& тивная функция (консолидация общества на основе общих ценностей); функция мобилизации ресурсов на достижение определенных целей; функция политической коммуникации (обеспечение связи между различными элементами полити& ческой системы, а также между системой и средой).
Известные американские политологи Д. Истон, К. Дойч, Г. Алмонд и их последователи отдавали явное предпочтение исследованию политической системы как системы взаимоO действий субъектов политического действия. Политическая система выступала в этом случае одной из подсистем обще& ства (наряду с экономической, культурной, социальной), вы& полняющей функции интеграции и приспособления к требо& ваниям окружающей ее среды. Причем под средой в данном случае понималось не только внешнее для данного общест& ва международное политическое, культурное, экономичес& кое, экологическое пространство (внешняя среда), но и дру& гие подсистемы данного общества.
Отношения между политической системой и средой, в которой она функционирует, были представлены, в термино& логии Д. Истона, в виде структуры входа и выхода. Первое — это требования к системе и поддержка системы со стороны граждан, а второе — конкретные политические действия и решения, предпринимаемые в рамках политической системы и оказывающие воздействие на состояние самой внешней среды. На входе системе всегда предъявляется широкий спектр требований — от улучшения условий труда и допол& нительных ассигнований на те или иные нужды до транс& формации внешней политики. Если требований слишком много, это ведет к перегрузке системы, которая может но& сить количественный (много противоречивых требований) или качественный (слишком сложные и практически невы& полнимые требования в рамках существующей системы) ха& рактер. Именно поэтому среди требований необходимо фик& сировать наиболее социально значимые и адаптировать их к возможностям системы, дабы избегать ее перегрузок. Подоб& ного рода работу по регулированию и формулированию тре&
|
бований выполняют в рамках политической системы поли& тические партии, профсоюзы, общественно&политические ор& ганизации, государственные деятели. Вторая разновидность входов — поддержка — не менее важна для системы. От уровня поддержки во многом зависит ее стабильность. Д. Ис& тон провел четкую линию разграничения между поддержкой сообщества в целом, поддержкой режима и поддержкой кон& кретного правительства. Это и понятно, ведь можно быть па& триотом своей родины, отвергая конкретный политический режим, или поддерживать режим в целом, отвергая методы и персональный состав действующего правительства.
Важнейшим принципом построения политической систе& мы выступает ее способность к адаптации по отношению к вызовам (стрессам в терминологии Истона). Устойчивость к стрессам обеспечивается наличием механизма обратной свяO зи. Суть обратной связи состоит в том, что на выходе поли& тической системы мы имеем дело с решениями и политиче& скими действиями правительства, которые либо вызывают поддержку властей обществом, либо приводят к необходимо& сти выдвижения новых требований к властям в рамках си& стемы. Умение гибко и достаточно оперативно реагировать на новые требования выступает залогом жизнеспособности системы в целом. Неспособность дать адекватный ответ на требования ведет к нарастающему напряжению, череде кри& зисов и последующему коллапсу (распаду) всей системы.
В рамках системного подхода политическая система рас& сматривалась в качестве своего рода «черного ящика», все про& исходящее внутри которого (трансформация требований и под& держки в политические решения и действия) намеренно игнорировалось. Исследование политических систем на основе такого подхода выявило ограниченность подобной методики. Ведь политическая система не только представляет собой оп& ределенным образом упорядоченную совокупность взаимодей& ствий, но и является вполне реальным институциональным об& разованием, действующим по собственным закономерностям.
Существует целый ряд типологизаций политических сис& тем. Наиболее широкое распространение получило разделение всех политических систем в соответствии с особенностями ор& ганизации власти и управления на два основных типа — де& мократические политические системы и политические сис& темы диктаторского типа. О демократических политических системах речь пойдет в одном из последующих параграфов.