III. «Исламский фундаментализм» в конце XX в
Фундаментализм— реакция отторжения чуждых идей в традиционных обществах. Она происходит, когда затрагиваются основы цивилизации. Именно тогда раздаются призывы вернуться к истокам, к самобытности, к изначальной чистоте собственных традиций.
В принципе, фундаментализм свойствен не только исламу; в частности, в Индии в последние годы оживились коммуналистские силы, которые добиваются возврата к первоначальным ценностям индуизма. Однако ныне все чаще используют термин «исламский фундаментализм», предрекают даже, что в XXI в. он станет главной проблемой международных отношений.
Исламский фундаментализм связывают не только с террористической деятельностью весьма опасных группировок и организаций. Подразумевается, что сам ислам предполагает насилие и неприятие чуждых идей. Это, конечно же, не так. На протяжении веков в ислам проникали идеи Запада, которые породили соответствующие интеллектуальные движения. Им и пытаются противостоять фундаменталистские контрдвижения, которые нередко скатываются к ксенофобии и насилию. Поэтому главное сопротивление фундаментализм встречает именно в регионе ислама, со стороны слоев, вкусивших от заимствования западных идей.
Еще в XIX в. зародился панисламизм— движение, ставившее своей целью противодействие западному влиянию на ислам и стремившееся к объединению мусульман всего мира. Его основателем был Джа-маль ад-Дин аль-Афгани.
В 1928 г.в египетском городе Исмаилия шейхом Хасаном аль-Буннабыла создана организация «Братья-мусульмане». Вней сочетались черты религиозной секты и политической партии. Своей целью организация ставила объединение всех мусульман в единое государство, где конституцией должен быть Коран, а правовой системой — Шариат.
Хасан аль-Бунна проповедовал терпение к иноверцам, но не всем его последователям удавалось соблюдать это правило: для достижения «святой цели» нередко допускалось использование любых средств, [итлоть до террора. «Братья-мусульмане», первоначально действовавшие только в Египте, постепенно распространили свою политическую деятельность и на другие исламские страны.
После окончания Второй мировой войны «Братья-мусульмане» активно включились в борьбу против присутствия в Египте английских войск, заодно уничтожая и «предателей» из числа египетских политических деятелей. В 1948 г. они убили премьер-министра Нукраши-пашу, после чего основатель организации Хасан аль-Бунна был казнен в 1949 г., а организация разогнана.
Но это лишь подтолкнуло радикальные силы к новым действиям. С конца 1951 г. «Братья-мусульмане» развернули партизанскую войну против английских войск в зоне Суэцкого канала. Они также поддержали движение, приведшее к власти в 1952 г. М. Нагиба и ГА. Насера. Убедившись, что Г.А. Насер не является сторонником «исламской государственности», «Братья-мусульмане» устроили на него покушение, за что подверглись жестким репрессиям: тысячи членов организации были заключены в тюрьмы, сама же организация запрещена и ее штаб-квартира перенесена в 1950 г. в Саудовскую Аравию.
Там организация получила мощную поддержку со стороны ваххабитов и превратилась в мировую организацию, имеющую ныне свои филиалы и ячейки во всех мусульманских государствах и даже в среде мусульманской диаспоры в странах Европы и Америки.
К тому времени процесс заимствования элементов европейской модели развития в странах ислама зашел достаточно далеко. Еще до Второй мировой войны в результате реформ Мустафы Кемаля в Турции утвердился принцип лаицизма, да и в других мусульманских странах перемены происходили стремительно. В Египте президент Г.А. Насер продолжал свою националистическую политику; в 1965 г. он казнил главного идеолога «Братьев-мусульман» Сейида Кутба.
Попытка короля Саудовской Аравии Фейсала в 1965 г. создать военно-политический союз мусульманских стран не увенчалась успехом, его инициативу поддержал лишь иранский шах. Позднее была создана Организация «Исламская конференция». По инициативе и в основном на средства Саудовской Аравии при ней развивалась пропагандистская и финансовая инфраструктура, но в политический союз эта организация так и не превратилась. Большинство государств вошло в ее состав из прагматических соображений, в расчете на финансовую помощь Саудовской Аравии.