Сущность и виды референдумов: их достоинства и недостатки
Референдум (Р) -прямое всенародное голосование, предусмотренное законодательством или затребованное исполнительной или законодательной властью, по определенному вопросу государственной или общественной жизни. Р. проводятся по вопросам важного политического значения.
Основные виды:
Обязательный Р. - это всенародное голосование, проводится автоматически в обстоятельствах, определенных в конституции или законодательстве. Результаты такого голосования имеют обязательную силу. Обязательные референдумы могут быть предусмотрены для принятия решения по заранее предопределенным вопросам большой национальной значимости, такие как, присоединение к международным соглашениям, передача власти международным органам. Обязательные референдумы могут также проводиться в заранее предопределенных ситуациях. Например, в президентских системах, где в случае разногласия между президентом и законодательным органом инструментом разрешения спорных вопросов может быть референдум.
Факультативный Р.- всенародное голосование, проводимое по формальному затребованию, которое может исходить от исполнительной власти, ряда членов законодательного собрания и тп. Результаты голосования могут быть или не быть обязательными для исполнения. Видом факультативных Р. являются аннулирующие Р.
АннулирующийР.- всенародное голосование за поддержку или отмену закона или постановления, принятого и обнародованного законодательным органом и уже вступившего в действие (собираются подписи для его проведения).
Достоинства:
1. Р. Может помочь привлечь интерес избирателей к политике и демократии.
2.Помогают правительству решать политические проблемы.
3.Посредством Р.Правительства получают народное одобрение на глобальные перемены.
Недостатки:
1. ослабляют представительную демократию, снижая роль и важность выбранных представителей.
2. возможность для выбранных представителей избежать принятия непопулярного решения по спорному вопросу.
3. избиратели не всегда обладают осведомленностью или информацией, которая необходима для принятия компетентных решений по актуальному вопросу.
Избирательная система и избирательная практика в РБ
Избирательная система – совокупность норм, правил и приемов, определяющих пути формирования выборных органов.
В Республике Беларусь действует мажоритарная избирательная система абсолютного большинства при избрании депутатов парламента и Президента. Выборы в местные Советы – по мажоритарной системе относительного большинства. Данные принципы закреплены ст. 38 Конституции РБ :«граждане РБ имеют право избирать и быть избранными в государственные органы на основе равного, всеобщего, прямого или косвенного, тайного голосования.».
Под избирательным правом понимают систему правовых норм, регулирующих подготовку и проведение выборов в представительные органы государства.
Избирательный процесс – это определенная деятельность и система правовых норм, регулирующих эту деятельность, по подготовке и проведению выборов в государственные органы, а так же органов местного управления и самоуправления.
Стадии избирательного процесса: 1. Назначение выборов. 2. Установление избирательных округов. 3. Установление избирательных участков. 4. Создание избирательных органов (комиссий). 5. Регистрация избирателей. 6. Выдвижение депутатов. 7. Агитационная компания. 8. Голосование. 9. Подсчет голосов и установление итогов голосования. 10. Возможность проведения второго тура или новых выборов. 11. Окончательное опубликование результатов выборов.
Избирательная практика
Выборы Президента Белоруссии по мажоритарной системе. Однако в этом случае действуют несколько иные нормы. Так, выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие более 50% граждан, включенных в списки. При этом победителем является тот, за кого проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один кандидат не набирает нужного числа голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов. Для того, чтобы победить - достаточно набрать относительное большинство.
Избрание депутатов Палаты представителей осущ. на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы происходят по одномандатным округам. Депутаты нижней палаты Национального собрания и депутаты местных Советов определяются по округам. Всего в Беларуси 110 избирательных округов – столько же, сколько мест в Палате представителей. В законодательстве определено, что выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25 % избирателей, внесенных в списки для голосования. Победителем считается тот кандидат, который набрал 25% + 1 голос избирателей, пришедших на выборы. Если этого не удалось достичь ни одному из кандидатов, назначается второй тур. Здесь избирателю предстоит сделать свой выбор из двух кандидатов, набравших в первом туре наибольшее число голосов. Победителем считается тот из них, который набирает 25% + 1 голос, пришедших на выборы граждан.
Совет Республики является палатой территориального представительства. На заседаниях депутатов местных советов от каждой области и города Минска избираются по восемь членов Совета Республики. В дополнение к ним восемь членов Совета Республики назначаются Президентом РБ.
В Конституции Республики Беларусь продекларировано, что выборы в нашей стране являются всеобщими, свободными, равными, прямыми и тайными. Активное избирательное право предоставляется гражданам с 18 лет. В Палату представителей можно быть избранным по достижении 21 года, в Совет Республики – 30 лет, на пост Президента страны – 35 лет. Лишены избирательного права лица, не имеющие гражданства, а также люди, признанные судом недееспособными или содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.
Избиратели имеют равное число голосов и избирают депутатов непосредственно сами, не прибегая к чьему-либо посредничеству. При этом каждый избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого отдать свой голос. Его свобода гарантируется ст. 65 Конституции Республики Беларусь.