В период демократической республики
Весь спектр политических партий, сложившийся еще в 1905 г., вновь проявился в революции весной 1917 г. Новыми политическими задачами для партий явились участие в коалиционном Временном правительстве, различного рода форумах (Демократическое совещание, Государственное совещание, Съезд Советов) и подготовке к Учредительному собранию.
В работе коалиционного правительстваприняли участие представители партий: "Союз 17 октября", конституционных демократов, социалистов-революционеров, социал-демократов (меньшевиков). Правительственные кризисы вызвали тенденцию к увеличению в составе правительства числа представителей социалистических партий. Правые и крайне правые политические партии находились в состоянии кризиса, центристские либеральные партии к лету 1917 г. утратили свое влияние. К этому времени в советах, совещаниях и правительстве значительную роль стали играть партии эсеров и меньшевиков. Крайне левые партии стремились усилить свое влияние в солдатских и фабрично-заводских комитетах, а с лета — в Советах.
Политические платформы партий, в основном, оставались прежними, наиболее острыми программными вопросами становились аграрный вопрос и платформа к Учредительному собранию.
На своем майском (1917 г.) съезде “Партия народной свободы“ (кадеты) сформулировала основные программные положения по аграрному вопросу:
следует устранить из действующего законодательства меры насильственного разрушения общины. Порядок выхода из общины не должен вести к ущемлению ее хозяйственных интересов. Земельный фонд должен составляться из кабинетных, удельных, монастырских, церковных и частновладельческих земель и удовлетворять нуждающееся население землей;
земли отчуждаться могут сверх установленной трудовой нормы, не отчуждаться — земли сельских обществ, городских и земских учреждений, мелких владельцев. Допускается сохранение в частном владении сверхнормативных земель при условии, если это сочтут необходимым компетентные органы. Принудительное отчуждение частновладельческих земель допускается в порядке выкупа их государством по цене соответствующей их нормальной доходности, выкупная сумма понижается с возрастанием размеров земли. Земли государственного запаса отводятся на началах безвозмездного пользования, как общинам, так и отдельным землевладельцам.
В марте 1917 г. Московская конференция партии народной свободы приняла резолюцию, в которой основной целью аграрных преобразований стало превращение земли в государственную собственность. Для подготовки реформы на местах должны быть созданы земельные комитеты, в задачи которых входило: урегулирование поземельных отношений (во избежание анархии в этой сфере), сбор материалов, временное руководство местными земельными делами и государственными землями.
В резолюции третьего съезда партии эсеров также подчеркивалась основная цель земельной реформы — превращение земли в государственную собственность (она должна "перейти в общенародное достояние без выкупа для уравнительного трудового пользования"). Вопрос о социализации земли должно было решить Учредительное собрание.
Земельным комитетам предлагалось взять на себя ведение всеми землями и распределение рабочих рук в аграрном секторе.
По мнению этой партии, реформа должна "влить новые силы в общину и урегулировать отношения между остающимися и выходящими из общины". При этом следовало обеспечить получение кредитов для общины. Вышедшим должно предоставляться право возвращаться в общину, организовывать новые общины (из отрубов и хуторов), возвращать излишки земли в общину.
В мае 1917 г. в резолюции партийной конференции социал-демократов (меньшевиков) отмечалось: необходимо подвергнуть конфискации все излишки частновладельческих земель, превышающих установленную норму, провести муниципализацию земли, т.е. передачу ее местным органам, которые в свою очередь передадут ее населению. Формы пользования муниципализированной землей устанавливаются местными органами.
В апреле 1917 г. в резолюции Всероссийской конференции партии большевиков в качестве цели аграрной реформы назывались немедленная конфискация всех помещичьих земель, немедленный переход ее Советам крестьянских депутатов. Большевики считали, что право собственности на землю должно принадлежать государству, а право распоряжения — местным органам. Землю следует брать немедленно, не дожидаясь открытия Учредительного собрания.
На основе поместий следует создавать крупные земельные коллективные и государственные хозяйства. Земельным комитетам, настаивающим на немедленном захвате земли, необходимо оказывать содействие.
Социалистические партии организационной формой для своей политической деятельности выбрали Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Образованный в первые дни революции Петроградский Совет стал конкурентом Временного правительства в борьбе за власть, члены Исполнительного комитета Петроградского Совета (эсеры и меньшевики) входили в состав коалиционного Временного правительства. Внутри самих Советов шла борьба между умеренными и радикальными группировками и политическая позиция Советов, в частности их отношение к Временному правительству, менялось в процессе развития революции.
Территориальная система Советов включала: областные и районные объединения (съезды), губернские объединения (съезды) и Всероссийские объединения (съезды, совещания). Выборы в Советы были прямыми (в городские Советы) и многостепенными (волостные и вышестоящие Советы). Советы имели исполнительные органы: ВЦИК, ЦИК, исполкомы.
Советы фактически располагали собственными вооруженными формированиями: милицией (ВЦИК настоял на слиянии рабочей милиции с общегородской) и Красной гвардией, ориентированной на борьбу с контрреволюцией.
В ходе революции Советами осуществлялась экономическая деятельность — явочным порядком был установлен рабочий контроль на предприятиях (в октябре 1 Всероссийская конференция органов рабочего контроля предложила единые формы и методы контроля);
осуществлялось рабочее управление предприятиями, когда рабочие заменяли правление предприятий или реквизировали само предприятие;
проводилось регулирование труда. Исполком Петросовета в марте заставил частных предпринимателей установить восьмичасовой рабочий день;
регулирование поземельных отношений: Советы крестьянских депутатов отбирали у частных и иных владельцев земли и передавали их волостным комитетам, а те, в свою очередь, в бесплатное пользование крестьянам; иногда земля передавалась земельным комитетам для последующей ее сдачи в аренду.
В июне 1917 г. в Петрограде состоялся первый Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, большинство на котором получили партии меньшевиков и эсеров. Съезд выразил поддержку правительству (большевики настаивали на передаче всей власти Советам), связывая свою политику с предстоящим Учредительным собранием.
Глава 52
Законодательная политика
Временного правительства
Весной 1917 г. правительство принимает ряд правовых актов, значительно расширяющих демократические права и свободы граждан. Происходит демократизация политической жизни страны. В апреле принимается Положение “О регистрации товариществ, обществ и союзов“, дополнившее Устав гражданского судопроизводства и определившее порядок регистрации обществ (в регистрационных отделах окружных судов), значительно упрощенный. Еще в марте принимается постановление “О кооперативных товариществах и их союзах“, возникающих без особого разрешения правительственной власти.
В апреле принимается закон “О рабочих комитетах в промышленных заведениях“, которые создавались на предприятиях по предложению одной десятой части рабочих в них занятых. Фабрично-заводские комитеты должны были рассматривать споры рабочих с предпринимателями, представлять рабочих перед правительством, заниматься культурно-просветительской деятельностью. Тогда же принимаются законы “О печати“и “Об учреждениях по делам печати“, запретившие административные взыскания на издания. Могла осуществляться только последующая цензура (в течение суток после выпуска) комиссаром по печати.
Упразднили Главное управление по делам печати и штат профессиональных цензоров. Их функции возлагались на комиссаров Временного правительства.
После июльских событий политика правительства ужесточается. Сразу после подавления вооруженного восстания принимается постановление “О наказаниях за публичные призывы“к убийству, разбоям, грабежу и другим тяжким преступлениям.
Чуть позже вносятся изменения в закон о печати. В специально изданном постановлении "О печати"устанавливается наказание "за призывы к гражданской войне", сделанные в средствах массовой информации.
Вместе с тем, правительство отказалось от некоторых чрезвычайных мер, запретив аресты без суда и ограничив число областей, объявленных на военном положении (постановление “О лицах, арестованных во внесудебном порядке“). Еще в марте была отменена смертная казнь (восстановленная затем в августе для военнослужащих). В самом начале августа принимается постановление “Об условиях досрочного освобождения“заключенных.
Создание специальных органов по регулированию экономики (Экономический Совет, Главный экономический комитет, отраслевые министерства, земельные комитеты и др.), целью которых была стабилизация хозяйственной ситуации в стране, ведущей войну и охваченной революцией. Правительство делало попытки регулировать все секторы народного хозяйства (промышленность, торговлю, сельское хозяйство и финансы), для чего и был издан ряд общих и специальных правовых актов.
Военно-административные методы, введенные еще до революции, были использованы в мартовском постановлении Временного правительства “Об обеспечении снабжением государственных и общественных учреждений, путей сообщения, заводов и предприятий, работающих на нужды обороны металлами и топливом“. В мае при Особом совещании по топливу будут учреждены правительственные инспекторы. Особые совещания, учрежденные еще при монархии продолжали свою деятельность. Методы снабжения, предусмотренные в постановлении, будут использованы позже в период "главкизма" уже Советской властью.
В начале марта принимается постановление правительства “Об учреждении общегосударственного Продовольственного комитета“, действующего в целях "выработки общегосударственного продовольственного плана, руководящих принципов и общих мер по продовольственному делу" под руководством министра земледелия. Несколько позже было издано другое постановление “О передаче хлеба в распоряжение государства и о местных продовольственных органах“, вводившее чрезвычайный режим в области хлебных заготовок. Для реализации продразверстки создавались продовольственные комитеты. Эти органы вели учет всего имеющегося в зонах их действия хлеба, "за вычетом продовольственных нужд владельца" и разрешали отчуждение "излишков" только при посредстве государственных органов по твердым ценам. Залог хлеба запрещался.
Губернские продовольственные комитеты определяли порядок и сроки сдачи хлеба, производили реквизиции продуктов, контролировали цены и организовывали обязательные гужевые перевозки. Их опыт пригодился позже продотрядам эпохи "военного коммунизма.
В начале июля 1917 г. было принято положение “О Министерстве продовольствия“. Определенная ему компетенция включала: снабжение армии и населения продовольствием, содействие производству продовольствия по согласованию с Министерством земледелия, регулирование производства и потребления, а также покупных и продажных цен на продукты и предметы первой необходимости.
Экономическому подотделу Министерства поручалось изучить вопросы производства, обмена и потребления, а также "выработать основания для нормальных цен, установления такс и нормирования распределения". (Опыт работы Министерства продовольствия будет использован Наркоматом продовольствия в период с 1918―1920 гг.).
В марте было принято также постановление “Об установлении принудительного порядка на перевозные средства“, вводившее транспортную повинность для государственных и общественных нужд.
Тогда же принимается постановление “Об образовании Особого временного комитета по делам о частных железных дорогах“, в состав которого вошли представители Центрального военно-промышленного комитета, Земгора, Вольного экономического общества. Комитет рассматривал дела о передаче частных железных дорог государству.
Более масштабную деятельность предполагали осуществлять образованные в мае 1917 г. “Совет по вопросам развития производительных сил страны“и “Заготовительный комитет при Министерстве торговли и промышленности“, положения о которых были приняты в один и тот же день.
Совет по вопросам развития производительных сил страны учреждался, так же как и другой орган, при Министерстве промышленности и торговли. Его целями были: обсуждение основных начал экономической политики и изыскания общих мер содействия развитию добывающей и обрабатывающей промышленности, а также внутренней и внешней торговли.
В работе Совета участвовали представители Министерства торговли и промышленности, земледелия, путей сообщения, финансов, иностранных дел, военного, морского просвещения, Государственного контроля, а также ученые, кооператоры, представители земств и военно-промышленных комитетов.
Целями деятельности Заготовительного комитета при Министерстве торговли и промышленности стали: содействие правильному и успешному развитию промышленности путем установления единства и планомерности в деле массовых заготовок как внутри страны, так и за границей — сырья, полуфабрикатов, готовых изделий, необходимых для удовлетворения потребностей ведомств, земских, городских и прочих организаций, а также промышленных и торговых организаций.
В его компетенцию входило: изучение потребностей в сырье и степени их удовлетворенности на внутреннем рынке, подготовка планов распределения внутренних заказов между предприятиями, выяснение нормальных цен по внутренним заказам, подготовка типовых договоров на заготовки, рассмотрение предложений ведомств о государственных импортных закупках и заказах, разработка мер по объединению и удешевлению заграничных заказов.
Членами Заготовительного комитета являлись: представители Министерства торговли и промышленности, путей сообщения, земледелия, финансов, Государственного контроля, Центрального военно-промышленного комитета, Земгора, Совета рабочих депутатов, Съезда представителей промышленности и торговли, частных железных дорог.
Через две недели после принятия положений о Совете по вопросам развития производительных сил страны и Заготовительном комитете было принято положение о “Экономическом совете и Главном экономическом комитете при Временном правительстве“, ставшим высшим координационным и планирующим органом в сфере экономики.
Для законотворческой деятельности Временного правительства важное значение имело постановление (август 1917 г.) “О согласовании Свода законов с издаваемыми Временным правительством постановлениями“,определившее критерии для использования в новых условиях законодательства изданного в период монархии.
Продолжалось действие судебных уставов 1864 г. и Уголовного уложения 1903 г. В марте 1917 г. было образовано Юридическое совещание, на которое возлагались "обсуждение вопросов публичного права, возникающих в связи с установлением нового государственного строя", подготовка заключений по законопроектам, "по которым такие заключения будут признаны Временным правительством необходимыми".
Юридическое совещание рекомендовало правительству оставить в силе акты, принятые до революции императором в порядке ст. 87 Основных законов; подчинить надзору административного суда деятельность общественных организаций (профсоюзов, земельных комитетов и советов) и сделало ряд других предложений, направленных на сохранение правовой традиции и дореволюционной юридической практики.
В положении “О судах по административным делам“(май 1917 г.) административный судья, приравненный к окружному, наделялся правом рассматривать дела: по протестам комиссаров правительства на местные органы, по жалобам правительственных учреждений на земские органы, по жалобам местных органов на правительственных комиссаров. Создание административной юстиции стало одним из значительных нововведений, подготовленных в Юридическом совещании.
В конце сентября — начале октября 1917 г. Юридическое совещание разработало ряд проектов конституционных законов, которые предполагалось внести на рассмотрение в Учредительное собрание, одним из них стал проект “Об организации Исполнительной власти при Учредительном собрании“.
Учредительное собрание должно было избрать временного Президента республики, который становился главой государства и главой правительства. Законопроекты должны были вноситься в Учредительное собрание по распоряжению и от имени Президента, который наделялся законодательной инициативой. Проект создания сильной исполнительной власти не был реализован. Октябрьская революция разрушила как все эти проекты, так и действующую систему власти, управления и суда.
СОДЕРЖАНИЕ
От автора
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В КУРС
Глава 1. Предмет истории государства и права России.
Задачи исторического изучения права
Юридический быт и правовая культура. — Историческая преемственность в развитии государства и права. — Исторически-правовые научные дисциплины. — Юридическая археология и историческое правоведение. — Сравнительно-исторический метод. — Периодизация истории государства и права России в соотношении с этапами развития социально-экономического уклада.
Глава 2. Историография истории государства и права России.
Начало научного изучения истории государства и права России (XVIII в. — первая половина XIX в.). — "Государственная школа". — Основные направления историко-правовой науки в конце XIX в.— начале XX в. — Евразийство. — Становление и развитие марксистской историографии. — Современные направления научного изучения правовой истории России. — Научные издания юридических памятников.
Раздел II. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ РУСИ
Глава 3. Возникновение государственности у восточных славян.
Процессы классообразования. — Строй "военной демократии". — Образование протогосударств. — Образование единого Древнерусского феодального государства.
Глава 4. Киевская Русь как раннефеодальная монархия.
Правовые формы раннефеодальных отношений. — Рабовладельческий уклад. — Государственный строй: сюзеренитет-вассалитет, власть князя, становление княжеской администрации, феодальные съезды. — Вече, десятичная система управления. — Дворцово-вотчинное управление. — Административные и правовые реформы первых князей. — Церковная организация и юрисдикция.
Глава 5. Становление древнерусского права.
Обычное право. — "Закон русский". — Церковные уставы. — Договоры Руси с Византией.
Глава 6. Русская Правда как памятник права
Возникновение Русской Правды: источники, княжеские уставы. Редакции. — Правовое положение населения: привилегии князей и бояр, статус свободного и городского населения; смерды, закупы, холопы. — Основные черты частного права. — Преступления и наказания. — Судопроизводство.
Раздел III. ФЕОДАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ (ХП―XV вв.)
Глава 7. Русские княжества в условиях политической раздробленности
Киевское княжество, Владимиро-Суздальское княжество. — Особенности феодальных отношений. — Развитие княжеской власти. — Институты раннефеодальной монархии.
Глава 8. Новгородское и Псковское государства
Особенности общественного строя и феодальных отношений на северо-западе Руси. — Власть князя. — Феодальная демократия и самоуправление. — Местное управление. — Отношения с Псковским государством.
Глава 9. Развитие права на северо-западе Руси
Новгородская судная грамота: вещное и обязательное право, преступления и наказания, судебное право.
Глава10. Золотая Орда как военно-феодальное государство.
Особенности феодальных отношений. — Военная организация. — Государственный строй: власть хана, феодальные советы, центральная и местная администрации. — Отношения с русскими княжествами. — Ярлыки на княжение. — Влияние на политическую и правовую культуру Руси. — Источники татаро-монгольского права. — Распад Орды. — Татарские государства Поволжья и Сибири.
Глава11. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Особенности общественного строя. — Развитие городов. — Государственный строй: власть князя, феодальные сеймы, местная администрация, городское самоуправление. — Судебная организация. — Общинные (копные) суды. — Люблинская уния.
Глава 12. Развитие права в Литовском государстве.
Литовские статусы: редакции, источники. — Правовые формы феодальных отношений. — Семейное право. — Уголовное право.
Глава 13. Московское княжество в XIII — XV вв.
Усиление власти московских князей. — Развитие феодально-поместных отношений. — Колонизация. — Образование единого русского государства вокруг Москвы. — Государственная централизация. — Преобразование политической системы и административных органов. — Кормления. — Формирование сословно-представительных учреждений. — Боярская Дума. — Особенности государственной централизации.
Раздел IV. РУССКОЕ (МОСКОВСКОЕ) ГОСУДАРСТВО В XV — ХУП вв.
Глава 14. Сословный строй. Феодальная аристократия. Служилые сословия.
Дворянство. — Городское население. — Правовые категории крестьянства. — Холопство и его правовая эволюция. — Формирование крепостного права, крепостное законодательство.
Глава I5. Государственный строй сословно-представительной монархии.
Власть царя. — Боярская Дума. — Приказы. — Земские соборы. — Местное управление. — Местничество. — Зарождение феодальной бюрократии.
Глава 16. Правовая политика самодержавной монархии в XVI в.
Государственные реформы середины XVI в.: администрация, губная, военно-финансовая. — Усиление централизации. — Церковная политика. — Правовая регламентация церковного землевладения. — Опричнина. — Уголовная политика Ивана IV.
Глава 17. Развитие русского феодального права
Источники права. — Формы законодательства. — Частные акты. — Правовые формы феодальной собственности: домен, вотчины, поместье. — Виды вотчин. — Регламентация отчуждения собственности. — Права крестьян на землю.
Глава 18. Судебники XV — XVI вв. как памятники права.
Судебник 1550 г.: источники, разработка
Глава 19. Церковная организация и церковное право XV—XVII вв.
Система церковного управления. — Церковь в учреждениях сословно-представительской монархии. — Власть патриарха. — Церковные приказы. — Источники церковного права. — Кормчая книга. — Правосудье митрополичье. — Стоглав. — Церковная юрисдикция. — Семейное право. — Уголовное право. — Регулирование внутрицерковной жизни.
Глава 20. Уложение 1649 г. как свод феодального права.
Земский собор 1648—1649 гг. и разработка Уложения. Источники, структура. — Полномочия государя. — Административное и судебное право. — Следствие и судопроизводство. — Уголовное право. — Развитие вещного и обязательного права. — Наследственное право.
Раздел V. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРИОД АБСОЛЮТИЗМА
Глава 21. Становление абсолютной монархии в России.
Предпосылки абсолютизма. — Изменения сословного строя и политической системы во второй половине XVII в. — Отмирание сословно-представительных учреждений. — Усиление власти монарха, политическая борьба с церковью. — Развитие административной централизации. — Военные реформы. — Особенности российского абсолютизма.
Глава 22. Государственные реформы первой четверти XVIII в.
Сословно-правовые преобразования. — Экономическая политика абсолютной монархии. — Бюрократизация государственного аппарата. — Система чинов. — Табель о рангах. — Реорганизация центрального и местного управления. — Провозглашение империи. — Власть императора. — Сенат. — Прокуратура. — Коллегии. — Областные реформы и местная администрация. — Военные реформы. — Публично-правовые принципы абсолютизма. — Изменение порядка престолонаследия. — Государственная деятельность Петра Великого.
Глава 23. Развитие государственной системы четверти XVIII в.
Изменение высшего государственного управления: Верховный Тайный совет, Кабинет министров. ― Реорганизация Сената. — Дворцовые перевороту и попытки правовых реформ. — Политические репрессии, ― «Слово и дело". — Создание регулярной полиции.
Глава 24. Формирование новой системы права.
Источники права. — Формы законодательных актов. ― Становление отраслевого законодательства. ― Попытки кодификации права. — Уголовное Право. _ Судебно-процессуальное право. — Военно-уголовное законодательство. — Гражданское право.
Глава 25. "Просвещенный абсолютизм" в России.
Доктрина и практика государственного либерализма. — "Наказ" Екатерины II. — Уложенная Комиссия 1767 г. — Законодательная деятельность Екатерины II. — Государственные реформы "просвещенного абсолютизма": реформа Сената, реорганизация коллегиальной системы, императорский совет, кабинет императора.
Глава 26. Губернская реформа 1775 г.
"Учреждения для управления губерний". — Власть губернатора. — Местная администрация. ― Система сословных судов. — Судебное право "просвещенного абсолютизма". — Реорганизация петиции ― "Устав благочиния" 1782 г.
Глава 27. Сословный строй XVIII в. — первой половины XIX в.
Правовая консолидация дворянства. — Городское население. — Цеховое законодательство. — Правовые категории крестьянства. — Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г. — Правовой статус сословий. ― Сословное самоуправление. — Развитие Дворянского права собственности. — Межевое законодательство. ― Законодательство о предпринимательстве.
Глава 28. Развитие государственной системы в первой половине XIX в.
Реорганизация высшего государственного управления: Государственный совет, министерства, комитет министров, канцелярия императора. — "Положение о министерствах". — Правительственный конституциализм. — Деятельность М.М. Сперанского. — "Уставная грамота Российской Империи". — Политическая реакция второй четверти XIX в. — Система государственной и политической безопасности. — Реорганизация полиции. — Жандармерия. — Цензурное законодательство.
Глава 29. Изменения в правовом положении церкви.
Ликвидация патриаршества. — Синод и синодальное управление. — Секуляризация церковных имуществ. — Изменения в сословном статусе духовенства. — Законодательство о неправославных исповеданиях. — "Духовный регламент". — Изменения в церковном праве.
Глава 30. Правовое положение окраин империи.
Государственный статус Финляндии. — Административные и правовые автономии. — Особенности местной администрации. — Кодификация местных законов. — "Устав 1822 г." управления Сибири.
Глава 31. Военная и административная система Украины XVII — XVIII вв.
Гетманство. — Войсковые чины. — Выборное управление. — Источники малороссийского права.
Глава 32. Кодификация русского права в первой половине XIX в.
Кодификационные комиссии. — "Полное собрание законов РИ". — Свод законов 1832 г. — Разработка, структура. — Основные черты государственного права. — Развитие частного права. — Регламентация предпринимательства.
Глава 33. Кодификация и развитие уголовного права в первой половине XIX в.
Уложение о наказаниях 1845 г. — Систематика преступлений. — Наказания. — Тюремная система.
Раздел VI. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К БУРЖУАЗНОЙ МОНАРХИИ
Глава 34. Государственно-политический кризис 1850-х гг.
Социально-политические предпосылки буржуазных реформ, — Реформистский курс правительства. — Частичное обновление законодательства в 1850-е гг.
Глава 35. Крестьянская реформа 1861 г.
Основные акты. — Изменения в сословном статусе крестьянства. — Земельная и кредитная реформы. — Крестьянская община, волостные учреждения. — Регламентация хозяйственной деятельности крестьянства.
Глава 36. Формирование всесословного самоуправления.
Земская реформа 1864 г. — Городовое положение 1870 г. — Выборная местная администрация. — Система выборов.
Глава 37. Судебная реформа
Разработка судебной реформы. — Судебные уставы 1864 г. — Новая судебная организация: мировой суд, общие суды, сословные и ведомственные суды. — Суд присяжных. — Изменения в судебном праве. — Формирование адвокатуры в России. — Реформы полицейского и уголовного законодательства.
Глава 38. Военная реформа.
Изменение правовых принципов воинской, службы. — Всесословная воинская повинность. — Реорганизация военного управления. — Реформа военной юстиции.
Глава 39. Развитие государственной системы в условиях "неоабсолютизма".
Реорганизация центрального государственного управления. — Совет министров. — Государственный совет. — Министерство внутренних дел и его структура. — Политический консерватизм.
Глава 40. Контрреформы 1880—1890-х годов.
Консервативное и чрезвычайное законодательство. — Положение 1880 г. — Положение о земских начальниках 1889 г. — Городовое положение 1892 г. — Усиление сословно-административной роли местного дворянства.
Глава 41. Развитие права в условиях "неоабсолютизма".
Обновление Свода законов. — Судебная практика Сената. — Правовое регулирование экономики, новые организационно-правовые формы хозяйствования. — Фабричное законодательство. — Изменения в уголовном праве. — Наследственное и семейное право. — Уголовное уложение 1903 г.
Глава 42. Изменение политической системы в конце XIX — начале XX в.
Глава 43. Новые организационные формы общественных движений.
Земское движение. — Начало формирования политических партий в России. — Буржуазные и мелкобуржуазные партии. — Партия конституционных демократов. — Государственно-политические программы. — Либерализм. — Социалистические партии. — Деятельность социалистов-революционеров. — Формирование и программа РСДРП. — Правовые и монархические партии. — Национально-патриотические движения. — Общественные объединения. — Партии в I русской революции. — Политическая и организационная деятельность. — Возникновение рабочих советов.
Глава 44. Оформление конституционной монархии в России.
Государственно-политический кризис 1904—1905 гг. — Революция 1905—1907 гг. и ее итоги. — Государственные акты переходного времени. — Манифест 17 октября 1905 г. — "Основные законы" 1906 г. — Законодательство о гражданских свободах. — Власть императора. — Реформы Совета министров и Государственного совета.
Глава 45. Государственная Дума в России.
Избирательные законы. — Полномочия и правовой статус Думы. — Организация и регламент работы. — Политические партии в I—IV созывах Думы. — Законодательная деятельность Думы I—IV созывов. — Прогрессивный блок. — Борьба за ответственное правительство. — Ликвидация Думы.
Глава 46. Правовая политика периода правительственной реакции.
Аграрная реформа 1906 г. — Деятельность П.А. Столыпина. — Уголовное и административное законодательство.
Глава 47. Изменения в государственном аппарате в годы 1-ой мировой войны.
Милитаризация экономики. — Новые органы центрального межведомственного управления.— Развитие общественного самоуправления.
Глава 48. Развитие права в начале XX в.
Источники права. — Кодификационные учреждения и их деятельность. — Работа над гражданским уложением. — Торгово-промышленное законодательство. — Правовое регулирование экономики. — Чрезвычайное законодательство периода 1-ой мировой войны. — Изменения в судебном праве.
Раздел VII. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (февраль ― октябрь 1917 г.)
Глава 49. Февральская революция 1917 г.
Государственно-политический кризис 1916 — 1917 гг. — Свержение монархии. — Образование новых органов власти. — Провозглашение республики. — Государственное совещание. — Образование автономий и независимых государств на территории бывшей Российской империи.
Глава 50. Изменение государственной системы в период республики.
Временное правительство. — Декларация 3 марта 1917 г. — Реформа центрального и местного государственного аппарата. — Административная юстиция. — Развитие самоуправления. — Правительственные кризисы.
Глава 51. Политические партии в период демократической республики.
Коалиционные правительства. — Распад монархических партий. — Организация и деятельность советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. — Съезды советов и их решения. — Политическая деятельность РСДРП. — Курс партии на вооруженный захват власти.
Глава 52. Законодательная политика Временного правительства.
Демократизация политической жизни. — Уголовное законодательство. — Аграрный вопрос. — Правовые меры по стабилизации экономики. — Юридическое совещание. — Чрезвычайная следственная комиссия.