Из коликих и из каких людей в других городах гражданская власть состоять должна

В губернских и знатных купеческих провинциальных городах гражданская власть может поручена быть двенадцати человекам, в которых числе должно быть семь человек купцов и пять человек дворян обывателей городских или из живущих поблизости города.

Должность сих человек та же в городах губернских и знатных провинциальных должна быть, какая вышепредписанная гражданской власти и в столичных городах, с той только отменой, чтоб в губернских и других городах члены гражданской власти заседали все вместе, не разделяясь на департаменты, и отправляли бы гражданскую власть совокупно, выбрав одного из себя президентом.

Впрочем, во всех городах, как и в столицах, гражданской власти члены отправлять могут свою должность через два года поочередно на своем содержании, а за ослушность чтоб подвержены были вышеписанному штрафу. ...

США. XVIII — початок XIX ст.

Томас Джефферсон

Декларация представителей Соединенных Штатов Америки, собравшихся на Общий конгресс[142]

...Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем прирожденными и неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью. Конечно, осторожность советует не менять правительств, существующих с давних пор, из-за маловажных или временных причин. И мы, действительно, видим на деле, что люди скорее готовы терпеть зло до последней возможности, чем восстановить свои права, отменив правительственные формы, к которым они привыкли. Но когда длинный ряд злоупотреблений и узурпации .. .обнаруживает намерение предать этот народ во власть неограниченного деспотизма, то он не только имеет право, но и обязан свергнуть такое правительство и на будущее время вверить свою безопасность другой охране. ...

Из особого мнения...[143]

«Каждый человек и каждая общность людей, живущих на земле, обладает правом на самоуправление. Они получают его вместе с жизнью из рук природы».

Из письма к Хамфису, 1789 г.: «Существуют права, которые неполезно и бессмысленно передоверять государственной власти и которые все государства всегда до сих пор стремились нарушать. Это право мыслить и предавать гласности свои мысли устно или письменно; это право свободной торговли; это право на личную свободу и неприкосновенность (...)».

Из письма к Монро, 1797 г.: «Право свободной переписки и обмена мнениями, взглядами и информацией между гражданами на основе их общих интересов, как общественных, так и личных, независимо от юрисдикции, под которую эти их общие интересы подпадают (...) это естественное право и отнюдь не дар какого-либо местного закона».

Из письма к Ф. У. Джил меру, 1816 г.: «Идея, согласно которой, вступая в общество, мы отказываемся от каких-либо своих естественных прав, просто неосновательна».

Из письма к Дюпону де Немуру, 1816 г.: «Право на собственность основано на наших природных потребностях и на средствах, с помощью которых мы наделены способностью удовлетворять наши нужды, и (...) для нас существует право на то, что, не нарушая такого же права других разумных существ, мы приобретаем благодаря этим средствам».

Из письма к У. С. Смиту, 1787 г.: «И какая страна может сохранить свои свободы, если ее правители не получают время от времени предупреждения о том, что ее народ хранит свой дух сопротивления?.. Дерево свободы необходимо поливать время от времени кровью тиранов и пат ютов. Это его естественное удобрение».

Из письма к Г. Грейнждеру, 1800 г.: «Истинная теория нашей Конституции — безусловно, самая мудрая и самая лучшая. Каждый наш штат независим во всем, что касается его самого, и объединен в союз относительно всего, что касается других стран и народов. Пусть же наша общая государственная власть уменьшится до размеров наших зарубежных интересов и пусть наши дела и интересы не будут переплетены с делами других стран во всем, за исключением торговли, с которой сами коммерсанты справятся тем лучше, чем больше им оставят для этого свободы. А наша общая государственная власть может быть сведена к очень простому учреждению и очень недорогому (...) несколько простых направлений деятельности и непосредственных обязанностей, которые могут исполняться небольшим числом служащих».

Из письма к Дж. Мэдисону, 1788 г.: «Билль о правах—это то, на что народу принадлежит право в противовес любой власти на земле, общей или местной; и это право ни одно имеющее верные и справедливые основы государство не должно отрицать».

Из письма к доктору Пристли, 1802 г.: «Я находился в Европе, когда готовилась Конституция, и не видел ее текста до тех пор, пока он не был окончательно сформулирован (...) Получив его, я написал энергичное письмо м-ру Мэдисону, особо подчеркивая отсутствие в Конституции необходимых ей положений о свободе совести и религии, свободе печати, о суде присяжных, о Хабеас корпус и о замене армии милицией в мирное время, а также о ясно оговоренном сохранении за штатами всех прав, не переданных ими совершенно определенным образом Союзу. В соответствии с этим он внес на первой же сессии Конгресса предложение о необходимых поправках; с ним согласились, и эти поправки были ратифицированы всеми штатами, которые в настоящее время входят в наш Союз. Это все, что я сделал относящегося к Конституции (...)».

Из письма к Дж. Картрайту, 1824 г.: «(...) Нет ничего, что нельзя было бы изменить, кроме врожденных и неотъемлемых прав человека».

Наши рекомендации