В чем особенность учения Ф. Ницше о справедливости и о праве
Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900) – немецкий мыслитель, представитель иррационализма и волюнтаризма, профессор философии Базельского университета. Вопросы политики, государства и права освещаются в таких его работах, как «Греческое государство» (1871), «Воля к власти», «Человеческое, слишком человеческое» (1877), «Поту сторону добра и зла» (1886), «К генеалогии морали» (1887). Учение Ницше очень противоречиво, поэтому к его наследию обращались и реакционные, и прогрессивные мыслители. Рассмотрим основные положения его учения.
Источник справедливости – сила и обмен притязаниями. «Справедливость возникает первоначально среди приблизительно одинаково могущественных.. .Где нет точно различимого превосходства в силе и борьба привела бы к бесплодному обоюдному вреду, там возникает мысль о соглашении и об обсуждении взаимных притязаний: первоначальный характер справедливости есть характер обмена. Каждый удовлетворяет другого тем, что каждый получает то, что он больше ценит, чем другой... Справедливость есть, следовательно, воздаяние и обмен при условии приблизительного равенства сил...» («Человеческое, слишком человеческое»).
Обратимость прав и обязанностей. «Наши обязанности – права других на нас. В силу чего они приобрели их? В силу того, что они считали нас способными к договору и к отплате, ставили нас наравне с собою, так что они доверяли нам что-нибудь, воспитывали нас, наставляли нас на путь, поддерживали нас».
Воля к власти. Воля к накоплению силы и увеличению власти -специфическое свойство всех явлений, в том числе социальных и политико-правовых. Причем воля к власти – это повсеместно самая примитивная форма аффекта, а именно – «аффект команды». Социально-политическая история – борьба двух воль к власти – воли сильных видов (аристократии) и воли слабых (толпы). Аристократическая воля к власти – это воля к жизни; рабская воля к власти – воля к смерти.
Право производно от воли к власти, от силы. Несостоятельны естественно-правовая доктрина, идеи свободы и равенства. Правомерны привилегии, преимущества и неравенство. «Неправота никогда не заключается в неравных правах, она заключается в притязании на «равные» права». Право – результат войны и победы, что исходит еще от «правового инстинкта» древних. Так возникает естественное право победителя. Соответственно праву необходимой обороны следует признать и право необходимой агрессии. Право победителя в войне – основа аристократического правопорядка. Право в мирном порядке фиксирует результаты войны различных воль и предполагает соглашение неких борющихся сил.
Принцип неравенства правовых притязаний. Неравенство прав -условие права вообще. Право есть преимущество. Органическая связь права с насилием определяет отношение к справедливости. Правовая справедливость исходит от различных индивидов и зависит от того, относятся они к аристократическим типам или являются обычными людьми. Человек сам по себе не обладает ни правами, ни достоинствами, ни ценностями.
Отрицание народного суверенитета. Реализация его ведет к падению государства, устранению противоположности между «частным» и «публичным». Расширение суверенитета приводит к постепенному вырождению здоровых жизненных сил, в конечном счете, к победе многочисленной массы угнетенных над немногочисленной аристократией.
Мораль – орудие слабых, рабов против господ для низвержения сильных и установления власти слабых. Образец совершенной политики – макиавеллизм. Стандарты макиавеллистской политики, уже освобожденной от морали, надо вновь внедрить в сферу моральных оценок и ориентации – как принципы «великой политики добродетели».
Время мелкой политики прошло: двадцатое столетие будет временем большой политики – борьбы за мировое господство, невиданных ранее войн. Вокруг понятия политики будет развязана духовная война.
Ф. Ницше о культуре, государстве и демократии
Культура есть обнаружение, проявление космической борьбы сил и воль. То, что уже раз было в прошлом, возможно и в будущем (идея вечного возвращения). Истоки строя новой аристократии – в истории древней аристократии (Индии, Греции, Риме).
Высокая культура и развитие высших видов людей нуждаются в рабстве, в труде громадного большинства для освобождения привилегированного класса от физической борьбы за существование. Ценности высокой культуры и содействующего государства выше ценности свободы. Аристократическая культура возможна лишь в условиях господства немногих и рабства остальных.
Государство – это возникновение и продолжение насильственного процесса, в ходе которого происходит зарождение культурного человека, господствующего над основной массой. Государство, право, политика – служебные орудия культуры. Они положительны лишь постольку, поскольку исполняют роль подходящих средств поддержания аристократической культуры и гения.
Демократия – упадочная форма государства. Существуют два основных типа государственности: аристократический и демократический. У аристократии высокая культура, а господство «толпы» ведет к
культурному упадку.
Аристократические государства – теплицы для высокой культуры сильных людей. Римская империя – «самая великая форма организации» (Высоко оценивает Ницше и императорскую Россию). Наличие аристократической воли к авторитету, ответственности на столетия вперед, к солидарности поколений определяет подлинные государственные образования, например, такие, как Римская империя или Россия.
Антагонизм между культурой и государством. Критические выпады против государства и политики способствуют упадку высокой культуры, распространению пагубных стереотипов против аристократии. Необходимо следовать природе общества, т.к. в каждом «здоровом» обществе имеются три различных физиологических типа с собственной функцией и призванием: 1) гениальные люди (немногие); 2) исполнители идей гениев, их правая рука и лучшие ученики (стражи права, порядка и безопасности – царь, воины, судьи и другие блюстители закона); 3) посредственные люди (основная масса).
Лекция 7
Политико-правовое учение XX в. (4 часа)
План
1. Политико-правовое теории о политическом господстве, тоталитаризме и бюрократии.
2. Нормативизм Г. Кельзена.
3. Социологическая юриспруденция в XX в.
4. Психологическая теория права Л. Петражицкого