Политическое учение Томаса Гоббса

Гоббс Томас (1588-1679) – английский политический мыслитель, теоретик «сильного» государства.

Современники:Рене Декарт (1596-1650) – француз­ский философ (картезианство), математик (декартова сис­тема координат), физик (вихри Декарта), физиолог (ввел представление о рефлексе – дуга Декарта).

Логическое основание политико-правового учения.Т. Гоббс – материалист. Он считал, что человек – это тело в мире тел: «Человек ведь является не только физическим телом; он представляет собой также часть государства, иными словами, часть политического тела. И по этой при­чине его следует рассматривать равным образом как чело­века и как гражданина».

Основные работы:«О гражданине» (1642); «Левиа­фан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651). Эти сочинения были внесены в «Индекс запрещенных книг».

Содержание политико-правового учения. Концепция договорного происхождения государства.

Гоббс различает догосударственное, т.е. естественное, состояние (status naturalis) и государственное, т.е. граж­данское, состояние (status civilis).

В естественном состоянии человек действует как физи­ческое тело и руководствуется естественным правом (jus naturale). Естественное право – это «свобода всякого чело­века использовать свои собственные силы по своему ус­мотрению для сохранения своей собственной природы, т.е. собственной жизни, и, следовательно, свобода делать все то, что по его собственному суждению и разумению явля­ется наиболее подходящим для этого средством».

Естественное состояние – это состояние войны всех против всех (bellum omnium contra omnes); состояние по­стоянного страха за свою жизнь.

Однако людям присущ естественный разум, который им предписывает следовать естественным законам (leges naturalis) – неизменным и вечным. Естественный закон (lex naturalis) – «найденное разумом общее правило, со­гласно которому человеку запрещается делать то, что па­губно для его жизни или что лишает его средств к ее сохра­нению, и упускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни».

Гоббс различает три фундаментальных естественных закона.

1. Закон как цель: «следует искать мира и следовать ему».

2. Закон как средство: «в случае согласия на то других людей должно согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и са­мозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, какую он допустил бы у дру­гих людей по отношению к себе». Отказаться от права на все вещи означает для Гоббса «упразднить общность иму­щества» и установить право собственности, отсутствие ко­торого в естественном состоянии – причина «войны всех против всех».

3. Закон как долг: «люди должны выполнять заключен­ные ими соглашения, без чего соглашения не имеют ника­кого значения» (pacta sunt servanda).

Все естественные законы, в понимании Гоббса, это мо­ральные законы, они «всегда и везде обязывают людей пе­ред внутренним судом, или судом совести». Чтобы эти законы выполнялись всеми, а не только моральными лич­ностями, необходима общая для людей власть. Чтобы уста­новить эту общую для всех власть необходимо, чтобы «люди назначили одного человека или собрание людей, ко­торые явились бы представителями их лица». Каждый до­веряет носителю общей власти делать все, чтобы обеспе­чить общий мир и безопасность, икаждый подчиняется носителю этой власти: «Это больше, чем согласие или еди­нодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым че­ловеком с каждым другим...». «Если это свершилось, то множество людей, объединенных таким образом в одном лице, называется государством, по-латыни civitas. Таково рождение Левиафана... того смертного бога, которому мы под владычеством бессмертного бога обязаны своим миром и своей защитой».

Отрицание права индивидов на сопротивление государ­ству. Индивиды заключили договор друг с другом о подчи­нении суверену, а не отдельные договоры с ним, поэтому по отношению к конкретному индивиду суверен не может нарушить договор. Все, что бы суверен «ни делал, не может быть неправомерным актом по отношению к кому-либо из своих подданных и он не должен кем-либо из последних обвинен в несправедливости». Следовательно, ни один су­верен «не может быть по праву казнен или как-нибудь ина­че наказан кем-либо из своих подданных».

Государство представляется Гоббсу меньшим злом для людей, чем его отсутствие: «Положение человека никогда не может быть без того или другого неудобства и что вели­чайшее стеснение, которое может иногда испытывать на­род при той или иной форме правления, едва чувствитель­но по сравнению с теми бедствиями и ужасающими несчастьями, которые являются спутниками гражданской войны, или с тем разнузданным состоянием безвластия, когда люди не подчиняются законам и не признают над со­бой никакой принудительной власти, удерживающих их от грабежей и актов мести... если сохранить такое всеобщее право сопротивления, то будет уже не государство, но бес­порядочная толпа, как у циклопов».

Классификация форм правления государства. Критерием классификации служит принадлежность суверенитета и пригодность формы правления для обеспечения безопас­ности людей.

Гоббс выделяет три формы правления государства:

• монархию;

• аристократию;

• демократию.

Монархия – такая форма правления государства, при которой общие интересы совпадают больше всего с частны­ми интересами: «Богатство, сила и слава монарха обуслов­лены богатством, силой и славой его подданных».

Аристократия – такая форма правления государства, при которой «верховная власть принадлежит собранию лишь части граждан».

Демократия – такая форма правления государства, при которой верховная власть принадлежит собранию всех.

Гоббс критиковал монархию, потому что по наследству верховная власть может достаться несовершеннолетнему или тому, кто не может различать добро и зло. Но демокра­тия также вызывала его критику, так как в отношении ре­шения вопросов о войне и мира и в отношении составления законов она оказывается в «таком же положении, как если бы верховная власть находилась в руках малолетнего».

Образ государства. Государство представляется Гоббсу Левиафаном. Левиафан – это морское чудовище, о кото­ром сообщается в Библии. Тело Левиафана покрыто че­шуйками, каждая из которых символизирует гражданина государства, а в руках – символы государственной власти: «Ибо искусством создан тот великий Левиафан, который называется государством (по латыни civitas) и который яв­ляется лишь искусственным человеком, хотя и более круп­ным по размерам и более сильным, чем естественный чело­век, для охраны и защиты которого он был создан».

Гоббс проводит аналогии между государством как ис­кусственным человеком и человеком как таковым: верхов­ная власть – душа; магистраты – суставы; награда и нака­зание – нервы; благосостояние и богатство частных лиц – это сила; безопасность народа – занятие; справедливость и законы – искусственный разум и воля; гражданский мир – здоровье; смута – болезнь; гражданская война – смерть.

* * *

Б.Н. Чичерин назвал Гоббса геометром, настолько мате­матически образными были его выводы. Гоббс отправляется не от действительной истории, а исходит из гипотети­ческого естественного состояния. Идеи Гоббса были вос­приняты основателем школы юридического позитивизма Джоном Остином.

Словарь

«Bellum omnium contra omnes» – «Война всех против всех»

«Cogito ergo sum» – «Я мыслю, следовательно, я суще­ствую» (Декарт)

«Pacta sunt servanda» – «Договоры должны соблюдаться»

Наши рекомендации