Средневековых кочевых этносов Евразии.

Исключительную роль а истории Средневековья сыграли арабы, арабские завоевания VII-VIII вв., арабская цивилизация.. Родиной арабов является Аравийский полуостров. Кочевые арабские племена – бедуины – занимались скотоводством; оседлые – земледелием, ремес-лами, торговлей. Все арабы, еще до возникновения ислама почитали храм Кааба в Мекке. В стену храма был вделан «черный камень», упав-ший с неба, особо почитаемый всеми арабами. В VII в. на Аравийском полуострове зародилась третья после буддизма (V в. до н.э.) и хрис-тианства (I в. н.э.) мировая религия – «ислам» или «мусульманство», что означает «покорность Богу». Основатель ислама житель Мекки Мухаммед (ок. 570-632 гг.) призвал арабов отказаться от поклонения языческим богам, верить в одного только Бога – Аллаха и в то, что Мухаммед его пророк. В начале VII в. большинство арабских племен приняло ислам, а после смерти Мухаммеда произошло их объедине-ние. Около 650 г. была составлена священная книга «Коран» (по арабс-ки – «то, что читают»). Это прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммеду, а через него ко всем мусульманам.

«Коран» - главный источник вероучения – содержит установления, правила поведения, формулирует 5 главных обязанностей мусульман: 1) вера в то, что Аллах – единственный Бог, а Мухаммед – его посланник, пророк; 2) ежедневная пятикратая молитва (намаз); 3) пост в месяц рамадан; 4) хадж – паломничество в Мекку и посещение Каабы – храма, в стену которого вделан черный камень – давний предмет по-клонения арабов, унаследованный от языческих верований. Мухаммед учил, что Аллах воплощен именно в этом священном камне. 5) уплата налога на имущество и доходы, который распределяется среди бедных.

К обязаностям мусульман причисляется также отдача всех сил и воз-можностей ради торжества ислама, вплоть до «священной войны» (джихада, газавата) против немусульман. В Коране (2: 186-189; 4: 76-78,86) прямо говорится, что неверных надо истреблять и забирать их имущество. В хадисах же (сборниках изречений) Мухаммеда, правда, указывается, что надо стремиться распространять ислам не столько си-лой, сколько убеждением. Но после смерти пророка верх в исламе взяли наиболее непримиримые и воинственные силы. Ислам возник под влиянием иудаизма и христианства. Бог, согласно исламу, послал к лю-дям своих пророков – Моисея и Христа, которые несли слово Божье. Но люди забыли, чему их учили. Поэтому Аллах и направил к людям Мухаммеда, чтобы наставить их на путь праведный. Это последнее предупреждение Бога, после которого наступит конец мира.

Руководствуясь идеологией ислама, преемники Мухаммеда – хали-фы начали серию завоевательных походов. До конца VII в. под вла-стью арабов оказались Ближний Восток, Персия (Иран), Кавказ, Еги-пет, Тунис; в VIII в. – Средняя Азия, Афганистан, Западная Индия, Се-веро-Западная Африка, Пиренейский полуостров; к середине IX в. – Сицилия, Сардиния, Юг Италии. Арабы дважды осаждали Констан-тинополь. Столицей арабского халифата была первоначально Мекка, затем Дамаск. Победы арабов и захват ими огромных территорий бы-ли обусловлены консолидирующей ролью ислама, великолепной кони-цей, многолетней взаимоистощающей войной между Византией и Пер-сией. Население этих стран страдало и от византийского, и от персид-ского гнета, видело в арабах своих освободителей, принимало ислам, тем более, что это давало двухкратное уменьшение налогов.

Объединение многих, враждовавших между собой этносов и государств в единый Арабский халифат способствовало экономическому и культурному общению народов Азии, Северной Африки, Европы. В пределах Арабского халифата быстро развивалась культура, вобравшая в себя греко-римское, иранское и индийское наследие. Через арабов Европа познакомилась с достижениями восточных народов в области математики, астрономии, географии, медицины, философии, в том числе с сочинениями Платона и Аристотеля. Многие города халифата (Багдад, Дамаск, Иерусалим, Мекка, Бухара, Самарканд, Александрия, Кордова) стали крупнейшими культурными центрами Средневековья. В одном только Гранадском халифате (завоеванная арабами часть Испании) было основано 9 университетов. Арабский язык стал для многих стран Азии и Северной Африки языком науки и межнационального общения, наподобии латыни в Западной Европе.

Однако столь огромное и аморфное объединение не могло быть прочным. Правители отдельных частей Арабского халифата (эмиратов) - эмиры стремились к большей самостоятельности. Уже с конца VIII в. на территориях халифата стали образовываться самостоятельные эми-раты и отвоевавшие независимость государства Средней Азии, Закав-казья, Ирана. С 713 г. началась реконкиста (отвоевание) у арабов (ма-вров) Испании и Протугалии.

Монголо-татарские завоевания XIII-XIV вв. стали серией похо-дов и войн, организованной монголо-татарской знатью (нойонами) с целью ограбления и порабощения стран и народов Азии и Восточной Европы. Завоевания начались после объединения в 1206 г. монголо-татарских племен и племенных союзов в единое государство при хане Темуджине (Чингисхане, т.е. великом хане). Ему удалось создать мо-щную армию (в основном из конницы), сплоченную железной дис-циплиной и оснащенную лучшим для того времени оружием, в т.ч. ки-тайскими стенобитными и камнемётными машинами. С 1207 г до смер-ти Чингисхана (1227 г) многоло-татарами были покорены разрознен-ные племена Южной Сибири, Средняя Азия, Северный Китай, Север-ный Иран, Азербайджан. В 1223 г. монголо-татары вышли на Северный Кавказ, вторглись в Крым, а 31 мая 1223 г. нанесли поражение русско-половецкому войску на р.Калка. Образовалась общирнейшая держава, простиравшаяся от Тихого океана до Каспийского моря. После смерти Чингисхана завоевания продолжили его сыновья и внуки – чингизиды. До конца XIII в. монголами было завершено завоевание Китая, Ирана и части Кореи. Поражением, однако, закончились их морские походы в Японию и Вьетнам.

Но еще раньше, в 1235 г. на своем курултае (съезде) монгольская знать решила осуществить завоевательные походы в Восточную Евро-пу. В 1236 г. монголо-татары во главе с внуком Чингисхана Батыем разгромили и подчинили Волжскую Булгарию, в 1237-40 гг огнем и мечём прошли по русским землям, не дойдя 120 км до Новгорода. В 1241 г. монголо-татары, ослабленные героическим сопротивлением русского народа, двинулись на Запад, вторглись в Венгрию, Чехию, Польшу, Сербию, Боснию, Болгарию и роазорили в этих странах не-мало городов. Но, не дойдя до «последнего» - Адриатического моря, повернули назад и ушли на Волгу. В состав обширного монголо-татар-ского государства, созданного Батыем в 1243 г. («Орды» или. «Золотой Орды») со столицей в Сарае-Бату (сарай по-монгольски – дворец) на Нижней Волге, входили Западная Сибирь, Хорезм, Волжская Булгария, Северный Кавказ, Крым, Кипчакская степь (от Иртыша до Дуная). Зо-лотая Орда фактически отделилась от огромной Монгольской импе-рии, превратившись в самостоятельное разбойничье государство. В русских летописях употреблялось только одно название по отношению к населению Золотой Орды – татары. Это был конгломерат различных народов – кипчаков, половцев, волжских булгар и др. живших здесь до прихода завоевателей и ассимилированных ими. Большинство собст-венно монголов вскоре после кратковременного вторжения в Европу вернулись в Центральную Азию. Оставшиеся представляли собой не-многочисленную аристократическую верхушку Золотой Орды – чинги-зидов, их ближайших родственников и окружение.

Русские земли в состав Орды непосредственно не входили, но нахо дились в вассальной зависимости от нее. Русские князья, а их как и уделов, на которые делилась Русская земля становилось все больше, к началу XIV в. - свыше 240. Монголо-татарская знать действовала по принципу «разделяй и властвуй»: чем больше будет русских земель и князей, тем труднее им будет объединиться для борьбы за освобо-ждение. Русские князья получали в Орде «ярлыки», т.е. охранные грамоты на княжение и платили в ее пользу ежегодную дань – «выход» и др. поборы. После первого похода 1237-40 гг. Русь вплоть до падения от ига в 1480 г. отразила еще 45 разбойничьих ордынских набегов.

Обратим внимание на еще одно обстоятельство – невиданную жес-токость завоевателей. В завоеванных странах, в т.ч. на Руси были раз-граблены и сожжены многие города – основа цивилизации. В Средней Азии кроме того была уничтожена густая сеть оросительных каналов, которая из-за массовой гибели населения потом так и не была восста-новлена. В результате зона пустыни Кара-Кум уже в эпоху Средневе-ковья почти удвоилась. Население завоеванных стран уничтожалось. В плен уводились лишь наиболее квалифицированные ремесленники, обогащавшие своим трудом знать завоевателей. Кочевникам в первую очередь нужны были пастбища, а не города, пашни и люди. Элита за-воевателей даже не могла сообразить, что население покоренных стран можно не уничтожать поголовно, а переписать и обложить данью в свою пользу; карательные же походы предпринимать в случаях неу-платы дани. Эту мысль монгольской верхушке подсказали китайские чиновники. Таков был уровень культуры завоевателей: между дикос-тью и варварством древней эпохи. В начале XIV в. правители Золотой Орды приняли в качестве официальной религии ислам. Но сущности Орды как разбойничьего государства это не поубавило.

В конце XIV в. вследствие внутренних усобиц и борьбы русского народа за независимость, поражения в Куликовской битве 8 сентября 1380 г. и разгрома 1395 г. среднеазиатским правителем - чингизидом Тимуром (Тамерланом) Золотая Орда распалась на несколько враждо-вавших между собой орд. Но Тимур не пошел на Русские земли, а по-вернул свои полчища в Иран, Закавказье, разоренные ордами Чингис-хана еще в начале XIII в., и на Ближний Восток, оставляя повсюду пепел, разрушения и пирамиды из человеческих черепов. Лишь смерть Тамерлана в 1405 г., вторгнувшегося уже в Китай, остановила эту вакханалию убийств, грабежей и разрушений.

Турция и турецкие завоевания XIV-XVII вв. Турецкая или Ос-манская (по имени ее основателя султана Османа) империя сфомиро-валась в Малой Азии (Анатолии) из небольшого государства, образо-ванного в XI в. на территории Византийской империи, выходцами из Средней Азии, мусульманами турками-сельджуками – этническими ро-дственниками туркменов. В Среднюю Азию турки пришли из Центра-льной Азии, видимо, под давлением Китая. Близость к богатой, но сла-бевшей Византии обусловила основное направление внешней полити-ки Турции – завоевание балканских провинций империи. Уже концу XIV в. турки завоевали всю Анатолию, Галлиполийский полуостров, Болгарию, Сербию, Боснию, установили, морскую блокаду Костанти-нополя, в 1396 г. под Никополем нанесли поражение коалиции запад-ноевропейских рыцарей, но в 1402 г. они были разбиты Тамерланом. Оправившись от поражения, Турция возобновила агрессию в Юго-Вос-точной Европе, Закавказье, на Ближнем и Среднем Востоке.

После взятия Константинополя в мае 1453 г. он был переименован в Стамбул и стал столицей Османской империи. Одновременно по указу султана состоялись выборы православного константинопольского пат-риарха. Официальная власть демонстрировала таким образом свою ве-ротерпимость. Однако эта веротерпимость превращалась в свою про-тивоположность в условиях полной бесконтрольности наместников султана в провинциях – бейлербеев и уездных правителей – санджак-беев. В состав империи помимо бывших византийских владений на Балканах вошли все земли бывшего Арабского халифата на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Закавказье, а функции верховного ду-ховного руководства всеми мусульманами перешли к турецкому султа-ну. Вассалом турецкого султана стало также татарское Крымское хан-ство, ставшее вплоть до конца XVII в. плацдармом агрессии против России, Украины, Молдавии, Армении, Грузии, а Черное море вообще превратилось во внутренне озеро Турции. В XIV-XVII вв. под жесто-чайшим турецким игом оказались греки, албанцы, хорваты, словенцы, болгары. Турецкий флот господствовал в Средиземном море, а ее сухо-путные войска не раз штурмовали Вену, Краков и др. европейские го-рода. Турция превратилась в главную угрозу для всей Европы. Но лишь на исходе XVII в. офорилась «Священная лига» - антитурецкий союз Австрии, Польши, Венеции и России.

Успехи турок в войнах во многом были обусловлены их социальной организацией, восходившей к привычным родоплеменным связям ко-чевников. Оседая на землю, вчерашние кочевники превращались в не-сущих регулярную военную службу кавалеристов, каждый из которых получал от султана за свою службу «тимар» - условное земельное вла-дение и платил за него налог – «тимар». Это земельное владение на-следовалось лишь при обязательстве наследника служить в кавалерии, являвшейся основной силой турецкой армии. Нашей официальной ис-торической наукой эта система обычно именуется «военно-ленной», а крестьяне – тимариоты приравниваются к западноевропеским феода-лам – владельцам бенефициев. Это не меньшая ошибка, чем зачисле-ние Турции, как и других стран средневекового Востока в число фео-дальных государств, подобно западноевропейским. Вторым родом су-хопутных войск Турции была пехота, основу которой составлял кор-пус «янычар», что в переводе с турецкого означает «новый воин». «Янычары» комплектовались пленными детьми и юношами из хри-стианского населения Балкан, Малой Азии, Кавказа. Они воспитывались непосредственно при султанском дворе в духе воинствующего мусуль-манского фанатизма. Здесь все было подчинено воинскому мастерству. Это были совершенно бесстрашные воины, умевшие ходить в стреми-тельные штыковые атаки и отражать их (из европейских армий только русская армия обладала такими навыками), не боявшиеся смерти, т.к. были уверены, что попадут в рай, где обретут вечное блаженство.

Однако, с конца XVI в. Турецкая империя все очевиднее вступала в состояние кризиса. Сложившаяся система «тимаров» успешно работа-ла, когда земли всем хватало, а в страну обильными потоками посту-пала богатая военная добыча и рабы. Но в XVI в. площадь обраба-тывавшихся земель перестала расти, а население, напротив, увеличи-валось быстрыми темпами. Это вело к дроблению «тимаров», к уху-дшению жизни основной массы тимариотов, а следовательно и к уменьшению доходов казны; нередки были волнения и даже восстания тимариотов. Результатом стал ощутимый упадок военного могущества Османской империи, являвшейся или казавшейся долгое время наиболее завершенным вариантом восточной деспотии. В стране, особенно в ее национальных окранах процветали коррупция, ничем не ограниченная власть местных правителей, фактически никак не контролировавшихся центральной властью, религиозные преследования. С конца XVII в. и особенно в XVIII – начале XIX вв. Турция потерпела ряд серьезных поражений в войнах с Австрией и особенно с Россией. В этих условиях Англия и Франция стали добиваться от султанского режима льгот и преимуществ в торговле на внутреннем рынке Турции. В турецкой армии и на флоте появились английские и французские инструкторы. Такое положение получило наименование «режима капитуляций», который постепенно все шире открывал двери для проникновения в Турцию европейских капиталов и европейского влияния.

Наши рекомендации