Практика откладывания разрешения выявленных конфликтов интересов.
Конфликты интересов в практике российского бизнеса
Конфликт интересов в государственных учреждениях
Конфликты интересов в практике российского бизнеса
Конфликт интересов— ситуация, когда у работника или компании есть коммерческие или иные интересы вне компании. Они не совпадают с интересами самой компании и могут нанести или уже наносят ей финансовый и (или) репутационный ущерб.
А) «Подставные» компании -риск заключения с ними контрактов одна из наиболее серьезных угроз.
1. на документах директора, который не встречался с контрагентом.
2. документы готовятся менеджерами и подписываются каждой стороной отдельно.
3. в ходе налоговых проверок выясняется, что деньги перечислялись фирмам-однодневкам, которые не уплатили в бюджет НДС.
4. компании выставляются многомиллионные претензии.
5. налоговая инспекция передает информацию в ОБЭП
6. начинается проверка на предмет возможных преступных действий руководства компании.
7. в основе данных проблем лежит конфликт интересов, искусственно созданный профильными менеджерами, которые могут получать от 10 до 20% наличными от суммы контракта в коммерческих организациях, сумма отката в государственных достигает 60%.
Способ предотвратить сделки с фирмами-однодневками — проверка контрагентов. Для этого есть консалтинговые компании.
Чтобы обезопасить компанию от конфликта интересов:
1.подписание сотрудниками обязательства избегать конфликта интересов;
2. контроль соблюдения этих обязательств:
2.1. не вовлечен ли сотрудник или его ближайшие родственники в бизнес, входящий в противоречие с интересами компании (гос. организации);
2.2. соответствует ли образ жизни и траты сотрудника официальному доходу и т.д.
Помимо финансовых потерь растут и репутационные риски. Дискредитируется руководство в глазах бизнес-сообщества, подрывая доверие к бизнесу и гос. учреждениям.
Б) Конфликт интересов, создаваемый самими руководителями.
1 вариант:
1.1. контроль владельцев предприятий не осуществляется должным образом - происходит «растаскивание» бизнеса и активов.
1.2. в судах доказать мошеннические действия крайне сложно.
1.3. банкротство предприятия и полная потеря вложенных средств и самого проекта.
2 вариант:
2.1. руководитель ведет вполне успешный бизнес, но при этом преследует свои собственные интересы.
2.2. заключаются контракты с компаниями, владельцами или руководителями которых являются его родственники или друзья.
Предотвратить конфликты интересов можно путем проверок контрагентов по бизнесу и постоянным контролем за работой персонала. Важная роль принадлежит корпоративной культуре.
В) Конфликт интересов при взаимодействии юридических лиц и организаций.
Обычно конфликты интересов возникают в практике консалтинговых и юридических фирм и адвокатских бюро.
Если такая фирма имеет договор с компанией, представляющей определенный сегмент рынка, обращение другой компании этого же сегмента должно проходить оценку на отсутствие возможного конфликта интересов, дабы новые контракты не наносили ущерба интересам тех, с кем контракты заключены ранее.
Неэтично и недопустимо, когда консалтинговая или юридическая фирма, пользуясь доступом к внутренней информации какой-либо фирмы или организации, передает эту информацию другим компаниям и лицам.
Если юридическая фирма представляет интересы какой-либо компании в суде, она не может одновременно представлять интересы противной стороны в какой-либо форме.
Практика откладывания разрешения выявленных конфликтов интересов.
Известно много случаев, когда по необъяснимым причинам высвеченные и преданные огласке конфликты интересов продолжали свое существование несмотря на многочисленные публикации в прессе, протесты общественности.
Разрешение конфликта интересов в виде увольнения уличенного в коррупции или других нарушениях чиновника откладывается сознательно в силу определенных политических, конъюктурных и иных соображений.
В коммерческих структурах приоритет отдается финансовым интересам. Кадровые решения в целях ликвидации конфликта интересов могут откладываться до завершения начатого проекта или программы или умышленно замалчиваться, чтобы избежать финансовых и репутационных рисков и потери ключевых сотрудников, отвечающих за этот проект.
Часто конфликт разрешается кулуарно с вовлечением узкого круга лиц, чтобы не подрывать авторитет руководства и не портить имидж компании.
Когда речь идет о государственных служащих во внимание могут приниматься политические аспекты и репутационные риски, зачастую понятные лишь узкому кругу лиц.