СТАТИСТИКА В 1955–1965 гг.
Решения XX съезда КПСС (1956) открыли новую страницу в развитии советской статистики. Осуждение культа личности Сталина, реабилитация необоснованно репрессированных позволили вернуться к полноценной творческой деятельности тем, кто составлял гордость советской статистической науки: А.Л. Вайнштейну, Б.И. Карпенко, В.В. Новожилову, Н.С. Четверикову и др.
На XX съезде была поставлена задача разработки экономической теории на основе анализа фактических материалов, действительного положений дел в народном хозяйстве. Возобновились публикации статистических данных: после многолетнего перерыва в 1956 г. был издан статистический сборник «Народное хозяйство СССР», который стал ежегодным.
Централизация статистической отчетности
В 1956 г. в связи с изменением управления промышленностью (ликвидацией промышленных министерств и созданием совнархозов, руководивших промышленностью экономических районов) изменилось соотношение в объеме статистических работ, выполняемых ведомственной и государственной статистикой. Прежде большая часть работ выполнялась ведомственной статистикой (составление отчетности предприятиями, учреждениями, подчиненными определенному министерству, сбор этой отчетности, составление сводок по отрасли и представление сводок в ЦСУ СССР). ЦСУ СССР и его органы осуществляли методологическое руководство работой ведомственной статистики и проводили специально организованные единовременные работы. И хотя предприятия и организации высылали отчетность в два адреса: вышестоящей организации по линии ведомственной статистики и соответствующему учреждению государственной статистики, основные разработки отчетности велись Министерствами.
С ликвидацией союзных промышленных министерств значение органов ЦСУ СССР резко возросло. Они были призваны и руководить статистической отчетностью и разрабатывать ее по отраслям. На долю ведомственной статистики осталось только составление сводок и представление статистической отчетности по отдельным предприятиям и учреждениям.
Вслед за централизацией в органах ЦСУ отчетности промышленности и строительства (1957) была централизована статистика других отраслей народного хозяйства, хотя в этих отраслях управление не изменилось.
Централизация статистики промышленности сохранилась и после воссоздания промышленных министерств в 1964 г. Очевидно, причины централизации были связаны не с организацией управления, а с ростом объема статистических данных, их детальностью. Централизация способствовала внедрению вычислительной техники, рассчитанной на большой объем работ, устранению дублирования, неизбежного при параллельном проведении статистических разработок в ведомствах и в органах ЦСУ СССР.
Однако чрезмерная централизация, изъятие у ведомственной статистики всех ее сводно-аналитических функций было не лучшим решением вопроса. Позднее, в 1968 г., на Всесоюзном совещании статистиков в ряде выступлений отмечалось, что сужение рамок ведомственной статистики отрицательно отражается на оперативно-плановом руководстве деятельностью предприятий и учреждений, органы ЦСУ СССР не всегда справляются с анализом всего объема поступающих статистических материалов, и качество анализа ниже того, что могли бы обеспечить отраслевые министерства. Отмечалось также, что ведомства параллельно продолжают вести сводные статистические работы даже в тех случаях, когда официально они лишены такого права.
Необходимыми стали специальные научные исследования, уточняющие взаимоотношения народнохозяйственной и внутрихозяйственной статистики.
Сосредоточение сбора и разработки отчетных данных в органах ЦСУ СССР потребовало дальнейшего укрепления всей системы государственной статистики – от районного звена до центра и решительного усиления механизации статистических работ. В областных статистических управлениях были созданы вычислительные центры (машинно-счетные станции), в административных районах — машинно-счетные станции, которые затем были слиты с инспектурами государственной статистики в один низовой статистический орган – районную информационно-вычислительную станцию (РИВС).