Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию
Класс
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию
Школьный этап
Час (60 минут). Всего 64 балла.
1. При помощи стрелок соедини слова и их определения
А) Случай, происшествие, недоразумение. Инстинкт
Б) Столкновение партнёров. Самооценка
В) Качества человека, от которых зависит
успех в какой – либо деятельности. Инцидент
Г) Оценка человеком своих качеств,
своей деятельности. Конфликт
Д) Врождённая форма поведения животного. Способности
Всего 5 баллов (1 балл за каждый правильный ответ).
2. Разгадай кроссворд
По горизонтали: Переживания человека, отражающие значимость для него той или иной ситуации. 3. Высокий уровень развития способностей. 8. Несколько логически связанных суждений, из которых можно вывести новое знание. 9. То, чего человек хочет добиться в своей деятельности. 10. Высказывание, содержащее определённую мысль. 12. Осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности. 13. Устойчивое отношение человека к чему-либо. 14. Оценка человеком самого себя, т.е. своих качеств, способностей.
По вертикали: 2. В русском языке этим словом обозначают сам процесс рассуждения, мышления, так и его результат. 4. Человек, обладающий сознанием и способный к различной деятельности. 5. Один из видов деятельности человека. 6. Процесс удовлетворения духовных потребностей. 7. Занятие человека, его труд. 11. Основная деятельность школьников.
Всего 14 баллов (1 балл за каждый правильный ответ).
3. Правовая задача
12-летний Гонщиков катаясь на велосипеде, подаренном ему родителями на день рождения, повредил припаркованный автомобиль. Владелец автомобиля потребовал от родителей Гонщикова в качестве компенсации причиненного вреда – велосипед ребенка.
Правомерно ли требование владельца автомобиля? Ответ обоснуйте.Всего 7 баллов за правильный ответ и обоснование.
4. Заполни пропуски в тексте
В Законе о Государственном __________ нашей страны написано: «Государственный ___________ Российской федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым _________ _____-орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми ---------------и – над ними – одной большой_----------------, соединенными лентой.
В правой лапе орла - ___________ (жезл – один из почетных знаков носителя верховной власти), в левой - ____________(символ власти монарха – золотой шар с крестом или короной наверху). На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном ___________, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь ___________».
Всего 9 баллов (1 балл за каждый правильный ответ).
5. Прочитайте высказывания и напишите пропущенные слова
1. «Легче составлять ………., чем исполнять их» (Наполеон Бонапарт).
2. «Кто не идет вперед, тот идет …………….: стоячего положения нет»
(В.Г. Белинский).
3. «Кто родителей …………., тот навеки не погибает» (русская поговорка).
4. «Земля – мать богатства, а труд его………….» (У. Бетти).
Всего 4 балла (1 балл за каждый правильный ответ).
6. Дайте ответ на вопрос одним словом «да» или нет»
1. Нет человека – нет общества.
2. Богатства природы неисчерпаемы.
3. Мораль – это правила доброго поведения.
4. В Конституции названы основные права и обязанности граждан.
5. Способности невозможно развить в деятельности, с ними нужно родиться.
6. Деятельность присуща только человеку и отличает его от животных.
7. Межличностные отношения зависят от эмоций, различных чувств.
8. Каждый человек не может одновременно входить в разные группы.
Всего 8 баллов (1 балл за каждый правильный ответ).
7. Расшифруйте изографы.
Что же такое изографы? Это необычные картинки, составленные из букв (на рисунках они могут быть повернуты как угодно). Из букв необходимо составить слова. Сочетание букв на рисунках представляет образ слова, состоящего из этих букв.
а) ________________________
б) _______________________
в) _______________________
Дайте определения, получившимся обществоведческим терминам:
а)___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
б)____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в)___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Всего 12 баллов (за каждый правильный ответ 3 балла, определение -1 балл).
Логическая задача
В летнем спортивном лагере трём победительницам спортивных соревнований (Оле, Насте и Маше) подарили букеты из полевых цветов: незабудок, колокольчиков и ромашек.
Заполните таблицу, учитывая следующее:
1. Место у Насти - лучше, чем у награжденной колокольчиками.
2. Оля - не на втором месте.
3. За третье место вручили букет из ромашек.
Место | Имя | Цветы |
Первое | ||
Второе | ||
Третье |
Объясните свой ответ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Всего 64 балла
Критерии оценивания
1.Инстинкт – Д
Инцидент – А
Самооценка – Г
Конфликт – Б
Способности – В
5 баллов (1 балл за каждый правильный ответ).
2.По горизонтали: 1. Эмоции. 3. Талант. 8. Умозаключение. 9. Цель.
10. Суждение. 12. Потребность. 13. Чувство. 14. Самооценка.
По вертикали: 2. Мысль. 4. Личность. 5. Труд. 6. Познание.
7. Деятельность. 11. Учение.
14 баллов ( 1 балл за каждый правильный ответ).
3. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, несут его родители, если не докажут, что вред возник не по их вине (2 балла). Поэтому родители должны компенсировать причиненный ущерб из собственных средств (1 балл), но велосипед является собственностью ребенка, поэтому передаче не подлежит (2 балла). Родители должны компенсировать причиненный вред либо в денежном эквиваленте, либо путем устранения повреждений (2 балла).
Класс
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию
Школьный этап