Лога, собиравшийся отныне не с количества дворов, а с числа «душ»: по-
душная подать. Ее размер составил 74 коп. в год с частновладельческих
(помещичьих) крестьян; государственные крестьяне платили на 40 коп. больше (по 1 руб. 14 коп.); посадские люди — на 46 коп. больше (по 1 руб. 20 коп.). Введение подушного обложения значительно расширило социальный состав налогоплательщиков. Теперь подать платили отдельные категории населения, которые раньше никакой налоговой тяготы не несли: дворовые и холопы, однодворцы (бывшие служилые люди «по прибору»), «вольные гулящие люди» и др.
Таможенный тариф 1724 г.установил следующие пошлины на ввозимые (импортные) товары: 75% от стоимости на те товары, производство которых в России полностью удовлетворяет внутренний спрос; 50% — на те, отечественное производство которых почти полностью удовлетворяет потребность; 25% — на те, производство которых в стране явно недоста- точно для внутреннего потребления; 10% — на те товары, которые вообще не производятся в России. Пошлина на вывозимые (экспортные) товары была определена в 3% от их стоимости. Характерной чертой экономической политики Петра I были государственные монополии на товары (вино, соль, табак и т.д.) и принудительная роль государства (даже владельцы частных мануфактур состояли на службе). В 1721 г. было разрешено покупать крепостных крестьян к мануфактурам, появились так называемые посессионные крестьяне.В результате последовательного проведения политики меркантилизма к концу царствования Петра I экспорт значительно превысил импорт: в 1726 г. экспорт составил 4,2 млн. руб., а импорт — 2,1 млн. руб.
Указ о единонаследии. В социальной политике по отношению к дворянству большое значение имел изданный в 1714 г. указ о единонаследии,которым Петр I ликвидировал различие между вотчиной и поместьем. Указом предписывалось передавать родовую земельную собственность только одному из сыновей (в случае отсутствия завещания имение передавалось старшему сыну), остальные сыновья не имели другого выхода, кроме как поступление на ту или иную государственную службу. Этим указом Петр стремился прекратить процесс дробления земельных владений и обнищания дворянских родов, с одной стороны, и создать чиновно бюрократический слой дворянства как одну из основных опор абсолютноймонархии, с другой.
Табель о рангах. Другим документом, имеющим важнейшее значение в развитии социальной структуры общества, был изданный в 1722 г. «Табель о рангах». Этот документ определял соотношение чинов (должностей) военной (сухопутной или морской) и штатской (гражданской) службы, этапы карьерного продвижения дворян. Вся служилая часть населения бы ла разделена на 14 рангов («классов»): низшим рангом (14-м), с которого начиналась служба, являлись артиллерии констапель (морская служба), прапорщик или корнет (сухопутная военная служба), коллежский регист ратор (гражданская служба); высшим рангом (1-м) были должности генерал-адмирала, фельдмаршала (генералиссимуса), канцлера. С делением на новые разряды применительно к прохождению службы прежняя аристократическая иерархия (родовитость) заменилась бюрократической иерархией — заслугой и выслугой. Дворяне не служившие «чина» не получали.
По «Табели» в состав чиновничества включались лишь те, кто имел соответствующие ранги («классы»). Низшее звено администрации — служащие канцелярий (копиисты, канцеляристы и др.) — не было включено в «Табель». Все чиновники, чьи должности вошли в «Табель», получали личное дворянство. Дослужившиеся до 8-го класса (капитан третьего ранга, майор, коллежский асессор) получали потомственное (наследственное) дворянство. Издание «Табели о рангах» явилось важным этапом в бюрократиза- ции государственного аппарата и оформлении абсолютизма в России. Он поддержал формирование особой прослойки общества — бюрократии, обособление высшего и среднего слоя чиновничества. Нормы «Табеля о рангах» существовали до начала XX в., претерпевая лишь некоторые несущественные изменения. Автоматическое присвоение личного дворянства с получением чина низшего класса по «Табелю» позволяло интегрировать в господствующее сословие наиболее способных выходцев из других слоев общества. Не случайно именно это достижение Петра I в сфере социальной политики про-
существовало до падения Российской империи.
Реформа самодержавия
До Петра порядок престолонаследия в России никак не регулировался законом, и целиком определялся традицией. Петр в 1722 г. издал указ о порядке престолонаследия, согласно которому царствующий монарх при жизни назначает себе преемника, причем император может сделать своим наследником кого угодно (предполагалось, что царь назначит своим преемником «самого достойного»). Этот закон действовал до царствования Павла I. Сам Петр не воспользовался законом о престолонаследии, так как умер, не указав преемника.