Золотой век» Римской империи. Внешняя и внутренняя политика династии Антонинов.
Это время считается наиболее блестящим периодом в истории Римской рабовладельческой империи, ее «золотым веком».
Самый термин династия Антонинов весьма условен; так принято называть ряд римских императоров II века, правивших непосредственно один за другим: это Нерва (96—98 годы), Траян (98—117 годы), Адриан (117—138 годы), Антонин (138— 161 годы), Марк Аврелий (161—180 годы) и Коммод (180—192 годы).. Объединяет их то, что все они, за исключением Нервы, принадлежавшего к старинной римской сенатской семье, были выходцы из семей провинциальной знати, притом все (кроме последнего, -Коммода) — люди весьма незаурядные, прекрасные организаторы и администраторы, смотревшие на свой высокий пост как на ответственную службу •
Первый из них, М. Кокцей Нерва, старый, семидесятилетний сенатор, был несколько случайным явлением в их ряду. Императором он стал путем сенатского избрания, как один из сановных участников дворцового переворота 96 года. Нерва, по выражению Тацита, «умел соединить несоединимые дотоле вещи — единовластие и свободу» («Агрикола»). Прекращены были процессы об оскорблении величества, доносы стали преследоваться, прежде потерпевшие от них даже получили вознаграждение. Стала воскресать деятельность литературных кружков: Тацит в это время написал свое первое произведение «Жизнь Агриколы» и в нем приветствовал «первую зарю этого счастливейшего века» (там же). Поэт Марциал восхвалял Нерву: «Он не господин, но император и справедливейший из всех сенатор» (X, 72). Однако это сенатское правительство Нервы встречено было естественным недоверием военных кругов. Поэтому Нерва вскоре принужден был усыновить и объявить своим наследником виднейшего из военных людей того времени, легата Германии М. Ульпия Траяна, отличившегося во время подавления восстания Антония Сатурнина. Уже через четыре месяца после усыновления Траяна, в январе 98 года, Нерва умер, и Траян стал императором.
М. Ульпий Траян (98 — 117 годы) происходил из Бетики, наиболее романизованной провинции Испании. Он был первым императором из той провинциальной знати, которой Флавии открыли широкую дорогу правящие слои Рима или, как выразился Марке, «…первый иностранец, восшедший на римский престол». Благодаря своим блестящим военным и административным способностям, соединенным с простотой, прямотой и ласковостью в обращении, Траян, которому было 42 года, уже приобрел громадную популярность и в армии, и у населения. Впоследствии он получил даже официальное прозвище «Наилучший принцепс» (Ор-timus priiiceps).Траян стремился объединить либеральный режим Нервы с тенденциями внутренней и внешней политики Домициана и Флавиев.
Экономика Рима в I-II вв.
. Мелкие собственники постепенно превращались в колонов — арендаторов, которые за право пользования землей выплачивали землевладельцу денежную аренду или несли в его пользу натуральные повинности. Во II в. латифундии стали поглощать не только крестьянские участки, но и виллы средних размеров. Земли латифундистов обрабатывались рабами или колонами (существовал и смешанный тип производства). В то же время в централизованных императорских латифундиях широко применялся труд рабов. Мелкое землевладение продолжало играть большую роль в дунайских провинциях империи.
Расцвет ремесла в указанный период в значительной степени был обусловлен расширением сырьевой базы за счет интенсивного поиска полезных ископаемых и активной разработки рудников.Развитию ремесел способствовало также широкое применение рабского труда в ремесленном производстве, углубление специализации и кооперации. Интенсивный рост был характерен для таких отраслей, как стеклодувное дело, изготовление обожженного кирпича и бетона, ткачество, керамическое производство, ювелирное ремесло и т. д. Во II в. в латифундиях появляются ремесленные мастерские, которые начинают конкурировать с городскими ремесленниками. В целом провинциальное ремесло в I—II вв. не только удовлетворяло местный спрос, но и обеспечивало поступление товарной продукции на экспорт, что содействовало дальнейшему развитию товарно-денежных отношений во всем средиземноморском регионе.
Во II в. развитие товарного производства привело к небывалому размаху торговых операций в римском Средиземноморье. В Италии и провинциях в этот период возрастают объемы продаж, развивается внутренняя и внешняя, оптовая и розничная торговля, происходит активное вовлечение в товарооборот не только предметов роскоши, но и товаров массового потребления: продуктов сельского хозяйства, льняных и шерстяных тканей, керамики, изделий из металлов. Товарообмен, в свою очередь, стимулировал производство и способствовал специализации отдельных регионов. Коммерсанты, как правило, объединялись в коллегии, которые располагали значительными денежными и транспортными средствами. Совершенствование форм кредитования благоприятно сказывалось на росте деловой активности в римском Средиземноморье эпохи Антонинов. Вместе с тем развитию рыночных отношений препятствовало преобладание натурального хозяйства, а также несовершенство транспорта и путей сообщения.
Еще при Августе в Риме началась систематическая чеканка золотых монет (aureus).Оживление денежного обращения в I—II вв. явилось отражением интенсификации товарного производства и рыночных отношений на территории империи. В юридическом плане этот динамичный процесс сопровождался разработкой корифеями римской юриспруденции комплекса правовых норм, которые обеспечивали защиту заключаемых сделок в соответствии с действующим законодательством. Так, в рамках учения об обязательствах были прописаны права и обязанности контрагентов (в частности, интересы покупателя и продавца). Важнейшим компонентом этой правовой системы стало учение о контрактах.