Из каких элементов складывается организационный механизм Европейского Союза?

Европейский Союз в качестве наднациональной организации публичной власти управляет подведомственными ему сферами общественной жизни через собственные органы, которых более 200.

Наиболее важные органы, наделенные, как правило, властными полномочиями, обозначаются в учредительных документах Союза термином "институты" (англ., франц. institutions). Остальные именуются "органы" (англ. bodies; франц. organes). В этой связи в статьях Договора о ЕС иногда можно встретить выражение "институты или органы"*(57).

Из сказанного вытекает, что организационный механизм Европейского Союза складывается из двух частей (подсистем).

Система институтов ("институционный механизм") в настоящее время является единой для всего Европейского Союза, хотя ввиду особенностей истории этой организации состав и порядок формирования институтов по-прежнему регулируется Договором об учреждении Европейского сообщества 1957 г. (см. вопросы N 10 и N 15).

На сегодняшний день Европейские сообщества и Союз в целом располагают пятью институтами, которые перечислены в ст. 7 Договора о ЕС 1957 г.:

"Реализацию задач, возложенных на Сообщество, обеспечивают:

- Европейский парламент,

- Совет,

- Комиссия,

- Суд,

- Счетная палата.

Каждый институт действует в пределах полномочий, которые предоставлены ему настоящим Договором".

Согласно Договору о Европейском Союзе 1992 г. в Союзе функционирует "единый институционный механизм" (ст. 3), а перечисленные институты "осуществляют свои полномочия на условиях и в целях, предусмотренных, с одной стороны, договорами, учреждающими Европейские сообщества... и, с другой стороны, иными положениями настоящего Договора" (ст. 5).

Следовательно, в зависимости от того, в рамках какой опоры Союза действуют институты, их полномочия и порядок принятия решений, устанавливают разные учредительные документы: Договор о ЕС и Договор о Евратоме 1957 г. (первая опора), разделы V и VI Договора о Европейском Союзе (вторая и третья опоры - ОВПБ и СПСО). Наибольшая часть полномочий институтов реализуется на основании Договора о ЕС, т.е. в рамках Европейского сообщества.

Система органов Европейского Союза, в отличие от институтов, является открытой: наряду с органами, предусмотренными в учредительных договорах, Европейский парламент, Совет и Комиссия своими правовыми актами ежегодно учреждают новые органы Союза, число которых, таким образом, постоянно возрастает.

В эту категорию, в частности, входят:

- Европейский совет как орган политической координации и планирования Союза;

- банки ЕС: Европейский центральный банк и Европейский инвестиционный банк;

- контрольные органы, прежде всего Европейский омбудсман;

- правоохранительные органы: Европол, Евроюст и Европейское ведомство по борьбе с мошенничеством;

- консультативные органы: Экономический и социальный комитет, Комитет регионов и др.;

- органы специальной компетенции, имеющие собственную правосубъектность (в качестве юридического лица) и называемые, как правило, агентствами: Европейское агентство по оценке медикаментов, Европейское агентство по авиационной безопасности и др. Ввиду специфики агентств Лиссабонский договор выделяет их в отдельную подсистему организационного механизма: "институты, органы и учреждения".

Необходимо отметить, что наряду с органами Европейского Союза как самостоятельными элементами его организационного механизма существуют также органы, выступающие подразделениями других институтов или органов ("внутренние органы"). Например, Европейский парламент, Совет и Комиссия располагают в качестве вспомогательного органа (аппарата) собственным Генеральным секретариатом.

Наши рекомендации