Т2. Христианство в пределах России до начала 10-го века.
История Русской Церкви
Т1. Вводная лекция. Общая терминология.
Грани церковной жизни:
1. Количественное распространение Церкви
2. Состояние иерархии и внутреннего управления Церкви.
3. Состояние богослужения
4. Состояние народа под влиянием внутренних ересей и расколов.
5.
Периодизация ЦИ:
1. Домонгольский период (988 – 1240 гг.)
2. Монгольский период (1240 – 1459 гг.) Разделение РЦ на две митрополии: Московскую и Литовскую.
3. Период разделённой Церкви (1459 -1589 гг.) - Московская метрополия и (1459 – 1686 гг.) – для Литовской метрополии. 1686 г. – присоединение Литовской метрополии к Московской.
4. Патриарший период (1589-1700 гг.)
5. Синодальный период (1700 – 1917 гг.) Избрание патриарха Тихона.
6. Новый патриарший период (1917 г. – наши дни)
Церковные историки:
Митр. Платон (Левший), Московский и Коломенский. При нём вводится обязательное изучение истории. Написал «Краткое изложение церковной истории», «Списки митрополитов до 1804 г.» и др. Умер в 1812 году. Погребён в ТСЛ.
Митр. Евгений (Болховитинов), Новгородский. Изучал краеведческие архивы. Результаты опубликовывал.
Митр. Макарий (Булгаков). Написал двенадцатитомную историю РЦ. Родился в бедной семье, рано потерял отца. Часто болел и был средненьким учеником. Закончил Киевскую семинарию и академию. Умер от сердечного приступа во время «моржевания» Похоронен в ТСЛ. На могиле высечено три книги: два тома догматического богословия и том ИРЦ.
Архиеп. Филарет (Гумилевский), Черниговский. Маленького роста, но очень энергичен. Закончил училище, Московскую семинарию и академию. В 35 лет стал ректором МДА. Преподавал до рексторства историю, а ставши ректором – догматическое богословие. Написал пятитомную ИЦ. Труд невелик, но критичен. Считается основателем школы русских церковных историков. Скончался в Чернигове 1866г. В 2009 канонизирован МП УПЦ.
Прот. Александр (Горский). Умер в 1875 г. в сане протоиерея. Первый целибат в Церкви. (Создан для него свт. Филаретом (Дроздовым) институт целибатства)
Евгений Евсигнеевич Голубинский. Ученик прот. Александра. Написал двухтомный труд по ИЦ. Именно он определил точную дату кончину преп. Сергия – 1392 год.
Александр Павлович Доброклонский. Родился 10.12.1856 в семье священника в Московской Епархии. Ученик Голубинского. Преподавал в Рязанской, а затем и в Московской семинарии. Умер в 1938 году в декабре.
Антон Владимирович Карташов. Преподаватель Парижской, Свято-Сергиевской семинарии. Написал очерки по РЦИ в крайне-критическом стиле. Также написал труды по Вселенским Соборам. Труд ценен использованием новейших научных данных.
Пётр Васильевич Знаменский. Был создан для семинарий. Учился в Новгородской семинарии, позже в Казанской академии. Написал настольную книгу по истории РЦ для семинаристов.
Николай Дмитриевич Тальберг (1886-1967). Крайний монархист. Написал несколько книг по ИЦ и ИРЦ. Похоронен в Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле.
Т2. Христианство в пределах России до начала 10-го века.
Путешествие Ап. Андрей(предположительный маршрут): Синоп - Киевские холмы – место, где основан был Великий Новгород – Скандинавия – Рим.
Святая равноапостольная княгиня Ольга \Елена/
(945-969)
Кн. Игорь был разорван между двумя согнутыми деревьями.
Крестилась княгиня в 957 г.
Порфирогениты – представители царской династии. Именно построение дружеских и семейных связей с порфирогенитами преследовали русские князья в первые века существования Руси.
Святые прославленные в синодальный период: Митрофан Воронежский, Иосаф Белгородский,
Святослав погиб в 972 году, после себя оставив трёх сыновей: Ярополка, Олега и Владимира.
В 1044 году Ярослав Мудрый крестил останки Ярополка и Олега.
Владимир Красное Солнышко (980-1015)
Владимир убил Ярополка. Ярополк и Олег были от родной жены, а Владимир от рабыни-ключницы Малуши. Святослав дал Владимиру в удел Новгород, управляемый с помощью своего дяди Добрыни. Взял княгиню Рагнеду в жёны после взятия Полоцка (с помощью варягов).
После похода на Ятвягов, Владимир совершил человеческое жертвоприношение: Иоанн и отец его Феодор, причисленные к лику святых.
У кн. Владимира было около 200 жён и несколько сот наложниц.
Крещение кн. Владимира произошло в Херсонесе (Корсунь) 6 августа 988 году. В крещение получил имя Василий. После крестилась и вся Русь. Вернувшись в Киев он крестит 12 своих сыновей и бояр.
15 августа (ст. ст.) 988 года было общее крещение Руси.
В 1635 г. мощи были обретены в Киеве митр. Петром (Могилой)
Распространение христианства при св. князе Владимире. После крещения, князь Владимир абсолютно преобразился. Подобрел, каждое воскресение посещал богослужения. Проповедовал нищелюбие и милостыню.
После крещения в Киеве, Владимир стал ходить по городам и сёлам и ставил церкви и крестил людей.
На юго-западе крещение принимали легко. Путь «из варяг в греки» вполне подготовил юго-запад Руси к принятию Христианства, т.к. греко-христианская философия уже сделала своё дело. Тяжелее всего принимали христианство северные и северо-западные земли.
Распространение христианства в 11-12 вв при приемниках кн. Владимира.
Ростовская земля
грек Феодор (междуречье Оки и Волги), поставил там храм. (Первый епископ, впоследствии сбежал)
грек Илларион (Ростов Великий), тоже сбежал.
свт. Леонтий Ростовский (русский или грек). Проповедовал в основном среди детей. Вышел сам вместе со всем клиром к своим убийцам, тем самым обратив их в христианство.
свт. Исаия Ростовский (просвещал ростовские пределы)
Муромская земля
Ярослав Святославович (правнук кн. Владимира) – крестил Муром. Впереди себя отправил увещать муромцев сына Михаила, который был убит.
Трудно просвещались вятичи и радимичи. В 12 веке в Киево-Печерской обители был воспитан и пострижен преп. Кукша. Он проповедовал у них, и был убит вместе с учеником своим, преп. Никоном.
Распространение христианства у инородцев
К инородцам относились половцы. В 11 веке они кочевали между Днепром и Волгой в степной зоне. Христианство, в основном, проникало к ним за счёт военных действий. Иногда пленные половцы принимали христианство, иногда пленённые русские являлись миссионерами половцев.
Преп. Никон Сухой чудом Божиим показал своему хозяину правду христианства. Хозяин крестился вместе со всей семьёй.
1223 г. – битва на р. Калка по взаимному договору. Но русско-половецкий альянс проиграл монголо-татарам, и половцы массово мигрировали на Русь, принимая христианство.
Причины успешного распространения христианства на Руси.
Одной из причин, историки называют способствование гос. власти.
865 г. – массовое крещение болгар. Именно они были, преимущественно, нашими учителями, а не греки, т.к. был общий язык.
Периодизация по Голубинскому:
· - Киевский
· - Московский
· - Петербургский
Русь в первые времена была под Константинопольским патриархате, где власть патриарха была очень сильна. Киевская метрополия была сильно ущемлена им, но, вследствие отдалённости, власть не могла быть тотальной.
Митрополит Иоанн 1 (в схиме Иона). По разным источникам он управлял Киевской метрополией с 1019, другие, что не позже 1008.
14.07.1021 – открытие и прославление им мощей кн. Бориса и Глеба.
Митр. Феопемт. Состоял в Константинопольском патриаршием клире.
1036 г. – после открытия и освящения, митр. Феопемт перенёс резиденцию предстоятелей церкви в Софию Киевскую.
Скончался в 1048 г.
Русская летопись от 1051 года сообщает, что митрополитом был избран священник Илларион.
Написал «Слово о законе и благодати». В 1054 году ушёл с кафедры. Возвращается на место своего подвижничества, приняв схиму под именем Никон. Скончался в начала 1080 года.
Летописи свидетельствуют, что на Руси, помимо Киевской были ещё Черниговская и Переяславская метрополии.
Никифор 1. Перенёс в Киев мощи вмц. Варвары. Скончался в январе 1121 г.
Первые епархии на Руси (середина 12 века)
ü Киев
ü Новгород
ü Чернигов
ü Владимир-Волынский
ü Ростов
ü Белгород (село Белгородка)
ü Тмутаракань
ü Туров
ü Полоцк
В середине 13 века было уже 15 епархий без митрополичьей кафедры:
v Новгород
v Чернигов
v Переяславль
v Владимир-Волынский
v Туровская
v Полоцкая
v Смоленская
v Галичская
v Рязанская
v Владимиро-Клязьминская
v Перемышинская
v Ростовская
v Белгородская
v Юрьевская (Белая Церковь)
v Угорская или Холмская
Границы епархий совпадали с границами княжеств. В сравнении с греческими, епархии были очень большими.
1165 г. – новгородцы выхлопотали своим владыкам титул архиепископа.
В Новгороде выбирали архиепископа на вечевом собрании до 15-го века.
Митрополиты домонгольского периода:
· МИХАИЛ
Первый митрополит русский (согласно наиболее достоверным историческим свидетельствам). Грек. Был отправлен греческим императором Василием Македонянином и патриархом Константинопольским Фотием в 861 г. для крещения русских. Возглавил малую русскую церковь из 200 православных семейств, крещенных Кириллом и Мефодием.
· ЛЕОН (Лев)
Митрополит русский с 991 г., также греческого прохождения. По всей видимости, Леон (Лев) как глава автокефальной Охридской (Болгарской) митрополии одновременно имел под своим началом еще не сформировавшуюся миссионерскую русскую церковь.
· ИОАКИМ
Первый Новгородский епископ, направленный (согласно Новгородской летописи) в 991 г. киевским князем-крестителем Владимиром для крещения народа Новгорода.
· ФЕОПЕМПТ
Первый Киевский митрополит греческого происхождения, получивший киевскую митрополию в 1037 г, при Ярославе.
· ИЛАРИОН
Первый митрополит из русских, поставленный Ярославом в 1051 г. без согласования с Константинополем. Этим актом устанавливалась русская церковная автономия.
· ЕФРЕМ
Киевский митрополит греческого происхождения, сменивший Илариона. Поставлен в 1055 г.
· КЛИМЕНТ
Киевский митрополит из русских, поставленный в 1147 г. независимо от греков собором шести русских епископов по желанию великого князя Изяслава Мстиславовича. Это второй (после Илариона) самостоятельно поставленный митрополит из русских.
· ФЕОДОР
Митрополит, приглашенный на Киевскую митрополию в 1161 г. великим князем Ростиславом. Умер в 1163 г.
· ИОАНН IV
Митрополит-грек, поставленный Константинополем на Киевскую митрополию в 1164 г. С его приходом завершилась 17-летняя смута на русской митрополичьей кафедре.
· КИРИЛЛ (1223—1233 гг.)
Т3. Христианство на Руси. Продолжение.
Церковное законодательство Киевской Руси.
Было два законодательных собрания на Руси.
1) Иоанн Схоластик «Правила»
2) Номоканон (патр. Фотий). Переведён на славянский в Болгарии и назван «Кормчий». Делился на две части: церковные законы (каноны) и гражданские и светские законы по церковным делам (указы)
Церковное правило митр. Иоанна Второго (редакция «Кормчего» на славянский манер). Включало в себя особенности жизни славян, в частности о точках касания с язычеством, об отношениях церковных властей, о пище и принятии пищи, и пр.
Некоторые из правил:
· Старые иконные доски нельзя сжигать, а надо закопать в саду или ином непопираемом месте, чтобы не осквернять.
· Дочь государя нельзя выдавать за вкушающего от опреснок и от иного нечистого.
· Священникам и монахам нельзя присутствовать на свадьбах во время плясок.
· Никого не продавать иноверцам.
· В монастырях не подобает устраивать пиршества в присутствии женщин.
· Брак следует совершать только всенародно в церквях.
Вместе с правилами митр. Иоанна Второго с 17 века вносились вопросы диак. Кирика еп. Нифонту Новгородскому и ответы на них, например:
Какого рода пищу следует вкушать в Великий Пост? В субботу и воскресенье рыбу, а в остальные дни икру.
Может ли служить священник, если в его одежду вшит женский платок? Можно, разве жена погана?