Выборы как атрибут демократии

Значимость и удельный вес выборов в различных странах неодинаковы и определяются как историческими традициями, так и спецификой политиче­ского режима в конкретной ситуации. Являясь непременным атрибутом демо­кратии, выборы позволяют мирно и законно сменить одних лидеров другими, фактически они являются способом принятия коллективных политических ре­шений, когда правоспособные граждане посредством голосования формируют центральные и местные органы власти. Это приводит к тому, что даже в авто­ритарных, и тоталитарных системах, где возможность реального выбора огра­ничена или отсутствует вообще, сам институт «избрания» властных структур в политической практике используется. В этих политических условиях, как пра­вило, выборы заканчиваются «триумфальной победой» безальтернативного кандидата и «единодушием» народа, «избравшего» его. Ритуальный характер избирательной кампании служит задачам режима - мобилизовать массы на дос­тижение целей власти, показать имеющиеся «достижения и преимущества», придать жесткому режиму более цивилизованный вид.

По мере либерализации и движения в сторону демократизации политической жизни изменяется и на­значение выборов. Они становятся основным способом политического участия граждан, в процессе которого осуществляется развитие политического сознания населения, формируется их гражданская ответственность, повышается леги­тимность власти. В условиях свободного выбора между несколькими канди­датами или партиями политические конфликты получают возможность широ­кого мирного разрешения и урегулирования, а борьба за власть идет на основе конкуренции альтернативных программ. В процессе выборов проявляется сте­пень доверия населения к существующим политическим лидерам, элитам и пар­тиям, формируется легальная оппозиция, конструктивно контролирующая власть. Конечно, эти возможности становятся действительностью, если выборы являются всеобщими, равными, свободными и тайными.

Выборы различаются по характеру проведения: прямые и опосредован­ные (непрямые). В условиях прямых выборов между избирателями и кандида­тами нет промежуточных ступеней, избиратель отдает свой голос непосредст­венно тому кандидату, которого он предпочитает (например, на президентских выборах в РФ или РТ). При проведении непрямых выборов воля избирателей опосредована специальными органами или выборщиками, которые избраны на­родом и окончательно решают судьбу кандидата на выборную должность (например, при выборе президента в США, Финляндии).

Участие в избирательном процессе реализуется через активное (право избирать) и пассивное (право быть избранным) избирательное право. Это право ограничивается рядом цензов, т.е. требований, которым должен отвечать гра­жданин для участия в выборах. При помощи цензов формируется электорат как совокупность правоспособных граждан, избирательный корпус страны. Цен­зовая практика имеет изменяющийся характер, и некоторые цензы в демокра­тических странах постепенно ушли в историю. Это относится к прямому иму­щественному цензу, который не допускал до голосования лиц, не обладавших определенным уровнем благосостояния, половому цензу, который сохраняется сейчас в некоторых мусульманских странах, образовательному цензу и некото­рым другим. Основными цензами являются возрастной ценз и ценз оседлости.

Отношения между избирателями и кандидатами в период предвыборной кампании и самих выборов регулируются: во-первых, конституцией и законо­дательством страны; во-вторых, политическими традициями; в-третьих, осо­бенностями социально-экономического, политического и психологического со­стояния общества.

Типы избирательных систем

Важнейшим этапом любых выборов является определение результатов голосования. Под избирательной системой понимается совокупность установ­ленных законом правил, принципов, критериев, с помощью которых и опреде­ляются эти результаты. Традиционными являются два основных типа – мажо­ритарная система и система пропорционального представительства, а так­же их разновидности и сочетания.

Мажоритарная система предполагает голосование избирателями за конкретную личность – кандидата на тот или иной государственный пост. Она имеет две разновидности:

1) система абсолютного большинства, при которой победившим считается тот кан­дидат, который на выборах получил более половины голосов участвовавших в выборах избирателей (50% + 1 голос). При этой системе появляется возможность создать прочное стабильное прави­тельство, опирающееся на надежное большинство в парламенте. Однако эти выборы не всегда результативны, поскольку трудно собрать в первом туре такое большинство. Приходится проводить повторные выборы, когда к участию до­пускаются два кандидата, набравшие большее количество голосов в первом ту­ре. При этом активность избирателей падает, растет абсентеизм (неявка избира­телей на выборы).

2) система относительного большинства, при которой избранным считается тот кандидат, который набирает голосов больше, чем другие претенденты, но не обязательно больше половины. Эти выборы всегда результативны, но они могут привести к парадоксу Кондорсе, т.е. к избранию далеко не лучшего кандидата, который при парном срав­нении по принципу большинства проиграл бы любому другому кандидату.

Пропорциональная избирательная система, как правило, применяется на парламентских выборах. Выборы проводятся по большим избирательным ок­ругам, что позволяет отчетливее отразить расстановку политических сил. Вы­боры носят характер строго партийных, т.е. избиратель на выборах голосует не за конкретного кандидата, а за политическую партию. Распределение мест в органах власти между партиями зависит от количества поданных за каждую из них голосов избирателей, т.е. система основана на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами.

При пропорциональной системе устанавливается процентный порог – партии, набравшие голосов меньше данного порога, не участвуют в распределении кандидатских мандатов. Процентный порог определяется законодательством каждой страны. В России на парламентских выборах в Государственную Думу с 2007 г. введен 7%-ный порог, вместо 5%-ного, существовавшего ранее. Еще одно нововведение состоит в том, что ранее половина депутатов нижней палаты Федерального Собрания (Госдумы) избиралась по мажоритарной системе, а другая половина – по системе пропорционального представительства (то есть действовала смешанная избирательная система). С 2007 г. весь состав Государственной Думы будет избираться только по системе пропорционального представительства. Президентские выборы в РФ проводятся по мажоритарной системе.

Наши рекомендации