Крестьянский вопрос в России во второй половине XVIII в. Восстание Е.Пугачева.
В 60 - 70-е гг. по стране прокатилась мощная волна выступлений крестьян, казаков, работных людей. Пытаясь добиться стабильности на границах государства, Екатерина II начала наступление на казачество. Ограничивалось казацкое самоуправление, правительство стало вводить армейские порядки в казацких частях. В частности, яицкие (уральские) казаки были лишены права беспошлинного лова рыбы, добычи соли. Тогда яицкие казаки отказались подчиняться властям.
В 1773 -1775 гг. в России началась самая мощная крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва, который выступал в роли челобитчика о нуждах казаков. За это он был арестован, затем бежал из казанской тюрьмы к яицким казакам. Им он представился как уцелевший император Пётр III. С отрядом в 80 чел. он двинулся к Яицкому городку - центру яицкого казачества. Вскоре его отряд превратился в 30 - 40 тыс. армией, оснащённой артиллерией. Социальный и национальный состав пугачёвцев был разнообразным: казаки, крепостные крестьяне, рабочие уральских заводов и мануфактур, русские, татары, калмыки, башкиры и др. Войска пугачёвцев 6 месяцев осаждали Оренбург. Против восставших были двинуты правительственные войска, во главе которых Екатерина II поставила бывшего руководителя Уложенной Комиссии генерала А.И. Бибикова. 22 марта 1774 г. у крепости Татищевой Е.И. Пугачёв потерпел поражение. Осада Оренбурга была снята.
После этого Е.И. Пугачёв двинулся на территорию Башкирии и горнозаводского Урала. Оттуда пугачёвцы двинулись к Волге и в июле 1774 г. взяли Казань. 31 июля 1774 г. Е.И. Пугачёв объявил манифест, который позже историки назовут "Жалованной грамотой крестьянству". Е.И. Пугачёв "жаловал" крестьян "вольностью и свободой", землями и угодьями, освобождал их от рекрутских наборов, подушных податей, призывал крестьян "ловить, казнить и вешать" дворян, помещиков. К Казани подошли правительственные войска под управлением полковника И.И. Михельсона. Они освободили Казань от восставших. С отрядом в 500 чел. Е.И. Пугачёв перешёл на правый берег Волги. Пугачёвцы захватили ряд городов: Саратов, Пензу, Алатырь, Саранск. В охваченных восстанием областях пугачёвцы истребляли дворян, помещиков, офицеров, служилых людей. Екатерина II приняла энергичные меры. Во главе правительственных войск вместо умершего А.И. Бибикова был поставлен П.И. Панин. С театра русской - турецкой войны был вызван А.В. Суворов. Попытка Е.И. Пугачёва взять Царицын окончилась неудачей. С небольшим отрядом он переправился на левый берег Волги, где рассчитывал укрыться у яицких казаков. Но зажиточные казаки, опасаясь гнева императрицы, схватили Е.И. Пугачёва и 12 сентября 1774 г. выдали его. В деревянной клетке Е.И. Пугачёв был отправлен в Москву. 10 января 1775 г. Е.И. Пугачёв и его соратники были казнены в Москве на Болотной площади.
В 1775 г. Екатерина II ликвидировала Запоржскую Сечь. Запорожские казаки попросили императрицу оставить их в казачестве. Екатерина II переселила запорожцев осваивать только что присоединённую Кубань, дав им определённые привилегии. Так началась история кубанского казачества.
Революция цен в XVIII в.
В XVIII в., как отмечают исследователи, в России произошел феноменальный рост цен, по сути -настоящая революция цен. Общий индекс реальных цен возрос за столетие примерно в пять раз, причем главной причиной послужило нивелирование почти 10-кратного разрыва в ценах, который существовал на рубеже XVII - XVIII вв. в России и западноевропейских странах. Эта революция цен оказала огромное влияние на экономику страны, в наибольшей степени последствия влияния проявились во второй половине XVIII в. Происходил известный экономический рецидив, который может быть назван аграризацией экономики. Сельскохозяйственная ориентация народного хозяйства стала углубляться, развиваясь в направлении производства зерна, пеньки и льна. По данным Б. Н. Миронова, в составе российского экспорта доля сельскохозяйственных продуктов в 1710 г. составляла 92 %, к 1725 г. понизилась до 52 процентов, а затем снова стала расти и к началу XIX в. достигла 72 %. Особенно прогрессировал вывоз зерна. Важнейшим фактором специализации российской экономики на производстве сельскохозяйственной продукции, помимо включения России в международное разделение труда, явилось неравномерное повышение цен на различные группы товаров в ходе революции цен: цены на сельскохозяйственные товары повысились больше (особенно на зерно), чем на ремесленно-промышленные. Площадь пашни в Европейской России только за 1780 —1804 гг. увеличилась примерно на 60 %. Это сказывалось отрицательно на темпах роста промышленности (наблюдалось сокращение среднегодового темпа роста числа рабочих в обрабатывающей промышленности, металлургии) и миграции крестьян в города. Так, в 1740—1783 гг. число горожан в среднем в год за счет миграции возросло на 0,18 %, а в 1783—1801 гг.— на 0,16 %. Отсюда происходило замедление роста городов. Надо учитывать и то, что более быстрый рост цен на сельскохозяйственные товары заставлял многих горожан до последнего держаться за огород, пашню. Во второй половине ХVШ в. земледелие и скотоводство давали средства к жизни примерно половине городского населения.
Революция цен выступила одним из важных условий экономического преуспевания дворян-землевладельцев. В 1790-е гг. помещики с каждого барщинного крестьянина стали получать почти в 30' раз; больше дохода, чем в начале XVIII в. Неуклонно росли доходы и с оброчных крестьян. Почти, 2/3 прироста доходов, помещики получили за счет роста цен на сельскохозяйственные товары. Они чрезвычайно выигрывали от ножниц цен на сельскохозяйственные и ремесленно - промышленные в том числе импортные, товары. Громадный рост цен на сельскохозяйственные продукты стимулировал товарное сельскохозяйственное производство на крепостной основе. С одной стороны, это привело к усилению крепостного права, а с другой - способствовало развитию товарно-денежных отношений. Хозяйственные успехи дворянства, те миллионы рублей, которые оно заработало на революции цен, по мнению Б. Н. Миронова, содействовали усилению его социальных и политических позиций при Екатерине II, “ибо бедность и политическое господство - вещи несовместные”.