Тема 9. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации
Письменно ответьте на вопросы:
1. Используя ФКЗ «О референдуме в РФ» и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в России» определите процедуру проведения местного референдума. Какие акты должны быть приняты органами местного самоуправления для его проведения? Какой статус у принятого решения на местном референдуме?
2. На основе уставов муниципальных образований (2-3на выбор студента) определите формы осуществления населением непосредственной муниципальной демократии на территории муниципального образования. Какие формы являются самыми распространенными? Какие муниципальные акты могут быть источниками конституционного права РФ?
3. На основе норм ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в России» сформулируйте варианты и виды ответственности органов местного самоуправления перед населением. Какие способы привлечения к ответственности перед населением регламентированы законом?
Письменно решите задачи:
1. Администрация г. Петропавловска-Камчатского обратилась в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению подп. 3 п. 2 ст. 17 Закона Камчатской области от 16.06.1997 № 87 «О муниципальной службе Камчатской области», ссылаясь на то, что данная норма предусматривает ограничение граждан в поступлении на муниципальную службу в Камчатской области в случае их близкого родства, если муниципальная служба граждан связана с непосредственной подчинённостью или подконтрольностью одного из них другому. Эта норма противоречит Трудовому кодексу РФ и Федеральному закону «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» 1, которые не предусматривают ограничения совместной муниципальной службы близких родственников. Вправе ли муниципальное образование оспаривать в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты субъектов РФ, затрагивающие права и законные интересы местного самоуправления? Подлежит ли удовлетворению исковое заявление администрации Петропавловска-Камчатского?
2. Согласно п. 2 ст. Закона Владимирской области от 06.05.2002 № № 34-ОЗ « О муниципальных образованиях Владимирской области» г. Покров включен в перечень муниципальных образований районного бюджетного регулирования. К. и Б. обратились во Владимирский областной суд с заявлением о признании этой нормы областного закона недействующей и не подлежащей применению, ссылаясь на то, что она противоречит Бюджетному кодексу РФ, Федеральным законам «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2, нарушает принцип самостоятельности формирования и исполнения местного бюджета муниципального образования г. Покров, предусматривает экономическую и финансовую подчиненность одного муниципального образования другому. Решением Владимирского областного суда от 04.09.2002 жалоба оставлена без удовлетворения.
В надзорной жалобе администрацией г. Покрова ставился вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных, вынесенных с существенным нарушением норм материального права. Допускает ли действующее законодательство соподчинённость муниципальных образований? Подлежит ли удовлетворению надзорная жалоба администрации г. Покрова.
Заместитель прокурора Владимирской области обратился в суд с заявлением о признании недействующей ч. 6 ст. 19 Закона Владимирской области от 04.08.1995 № 5-ОЗ «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления» (в ред. От 04.04.2002), в которой определено, что депутат представительного органа местного самоуправления, осуществляющий свои полномочия без отрыва от основной производственной и служебной деятельности, не может быть уволен по инициативе администрации предприятия, учреждения, организации в период исполнения своих полномочий, а также в течение одного года после окончания без согласия представительного органа местного самоуправления, депутат из числа военнослужащих, кроме этого, не может быть по инициативе командования понижен в должности, снижен в звании, лишён воинского звания, в указанный период ему не может быть задержано присвоение очередного офицерского и равного офицерскому специального звания согласно занимаемой должности.В обосновании заявления прокурор сослался на то, что оспариваемой нормой областного закона нарушаются права определённого круга лиц – работодателей, а также это противоречит законодательству РФ, к ведению которой относится установление порядка и заключения, изменения и расторжения трудовых договоров (ст. 6 Трудового кодекса РФ), поскольку для увольнения депутатов, в том числе из числа военнослужащих, по инициативе работодателей согласно Трудовому кодексу РФ и законодательству о военной службе и статусе военнослужащих согласие представительного органа местного самоуправления не требуется, на депутатов органов местного самоуправления, не освобождённых от основной работы, распространяются общие норма об основаниях и порядке расторжения трудового договора по инициативе работодателя.
3. На территории муниципального образования проходят выборы представительного органа местного самоуправления. Какой документ должен оформляться на каждом избирательном участке и что в нем должно содержаться?
4. В Устав Х-ского сельского поселения У-мского муниципального района Ч-ской области были внесены изменения. В соответствии с ними ранее применявшаяся мажоритарная система выборов в Совет депутатов - представительный органа данного муниципального образования была заменена пропорциональной избирательной системой с закрытыми списками кандидатов. правомерны ли данные изменения.