Изменения в составе Временного правительства
Однородно-буржуазное правительство Г.Е. Львова (2 марта-2 мая) | Первое коалиционное правительство князя Г.Е. Львова (5 мая-2 июля) | Второе коалиционное правительство А.Ф. Керенского (24 июля-26 августа ) | Директория (1-24 сентября) | Третье коалиционное правительство А. Ф. Керенского (25 сентября- 25 октября) | |||
Министр-председатель Министр внутренних дел Министр иностранных дел Военный и морской министр Министр юстиции Министр торговли и промышленности Министр путей сообщеня Министр земледелия Министр финансов | кн. Г. Е. Львов (примык. к кд.) кн. Г. Е. Львов Н.И. Милюков (кд.) А. И. Гучков (окт.) А. Ф. Керенский (труд.) А. И. Коновалов (прогр.) Н.В. Некрасров (кд.) А. И. Шингарев (кд.) М. И. Терещенко (бесп) | кн. Г. Е. Львов (примык. к кд.) кн. Г. Е. Львов М. И. Терещенко(бесп) А. Ф. Керенский (эсер) Вр. Упр. Морск. М-вом В.И. Лебедев (бесп.) П. Н. Переверзев (труд.) А. И. Коновалов (прогр.) Н.В. Некрасров (кд.) В. М. Чернов (эсер) А.И. Шингарев (кд.) | А. Ф. Керенский (эсер) Н.Д. Авксентьев (эсер) М. И. Терещенко(бесп) А. Ф. Керенский (эсер) Управляющий м-вом В. В. Савинков (эсер) А. С. Зарудный (нар. соц.) С. Н. Прокопович (бесп) П. П. Юренев (кд.) В. М. Чернов (эсер) Н. В. Некрасов (кд.) | А. Ф. Керенский (эсер) А. М. Никитин(бесп.) М. И. Терещенко(бесп) А. И. Верховский (бесп) Д.Н. Вердеревский | А. Ф. Керенский (эсер) А. М. Никитин (мш.) М. И. Терещенко(бесп) А. И. Верховский (бесп) Д.Н. Вердеревский до 22-30 окт. А. А. Маниковский (бесп) вр. упр. 22-25 окт. П. Н. Малянтович (мш.) А.И. Коновалов (прогр.) А. И. Ливеровский (бесп) С. Л. Маслов- с 3 окт. (эсер) М. В. Бернацкий (рад.-дем.) | ||
Однородно-буржуазное правительство Г.Е. Львова (2 марта-2мая) | Первое коалиционное правительство Г.Е. Львова (5 мая- 2 июля) | Второе коалиционное правительство А. Ф. Керенского (24 июля-26 августв) | Деректория (1-24 сентября) | Третье коалиционное правительство А. Ф. Керенского (25 сентября- 25 октября) | |
Государственный контроллер Министр просвещения Обер-прокурор (м-р исповеданий) Министр труда Министр продовольствия Министр государственного призрения Министр почт и телеграфов Пред. Экономического совета | И. В. Годнев (окт) А. А. Мануйлов (кд.) В. Н. Льнов (примыкал к кд.) - - - - - | И. В. Годнев (окт) А. А. Мануйлов (кд.) В. Н. Льнов (примыкал к кд.) М. И. Скобелев (мш) А. В. Пешехонов («нар. Соц») Кн. Д. И. Шахоновский (кд.) И. Г. Церетели (мш.) - | Ф. Ф. Кокошкин (кд.) С. Ф. Ольденбург (кд.) Л. В. Карташов (кд) М. И. Скобелев (мш) А. В. Пешехонов («нар. соц») И. Н. Ефремов (рад.-дем.) А.М. Никитин (мш) - | - | С. А. Смирнов (кд) С. С. Салазкин (кд.) Л. В. Карташов (кд) К. А. Гвоздев (мш) С. Н. Прокопович (бесп) Н. М. Кишкин (кд) А.М. Никитин (мш) С. Н. Третьяков (прогресс.) |
нов, министр иностранных дел М. И.Терещенко, министр государственного призрения
Н. М. Кишкин и министр финансов — М. В. Бернацкий. Остальные министерские посты занимали социалисты и беспартийные специалисты. Пост министра земледелия оставался вакантным. 3 октября его занял эсер С.Л. Маслов. Керенский сохранял в своих руках два наиболее важных поста в государстве: он был одновременно министром-председателем и Верховным главнокомандующим.
Под давлением масс правительство ввело в действие с 1 октября указ о ликвидации земских начальников, подписанный еще 30 июня, издало указ 6 октября об упразднении "частных совещаний" Государственной думы, ее канцелярии и безжизненного Государственного совета, а также дворянских сословных органов, созвало 7 октября заседание пополненного буржуазными элементами Совета республики, по-прежнему подтверждало обещания о созыве Учредительного собрания и т.п.
В конце сентября в Ставке состоялось секретное совещание, па котором присутствовали Керенский и деятели буржуазных партий. На совещании был утвержден пллн военного переворота в стране: он предусматривал мобилизацию и приведения в боевую готовность всех армейских сил, сосредоточение их вблизи крупнейших администрационных центров, и прежде всего столиц.
В конце сентября — начале октября правительство приступило к реализации этого плана. С фронта Ставка снимала армейские корпуса и дивизии и направляла их в глубь страны. Под председательством министра внутренних дел А. М. Никитина действовала специальная Комиссия по "разгрузке Петрограда". На закрытом заседании 4 октября Временное правительство приняло решение о необходимости скорейшей эвакуации в Москву правительства, высших и центральных учреждений и даже некоторых фабрик и заводов.
Специальная «Особая комиссия» Юридического совещания по составлению проекта основных государственных законов под председательством профессора государственного права Н. И. Лазаревского (затем В М Гессена) приступила к составлению проекта конституции, согласно которому будущая Россия должна представлять буржуазную республику во главе с президентом, избранным Учредительным собранием на один год, и двухпалатным парламентом.
|Необыкновенно широкие права президента в деле управления государством, назначения и увольнения высших чиновников (вплоть до министров), руководство армией и внешней политикой очень напоминали компетенции царя по "Основным законам Российской империи", а верхняя и нижняя палаты российского парламента были схожи с Государственным советом и Государственной думой.1
1. Комиссия действовала с 11 по 24 октября 1917 г. и не завершила своей деятельности. «Конституцию Российского государства» дорабатывали уже в 1919 г. в Париже члены Юридического совещания и Особой комиссии.
3. Местные государственные учреждения Временного правительства
С начала марта 1917 г. двоевластие сложилось и на местах, где, несмотря на стремление буржуазии сохранить старый правительственный аппарат, пришлось производить гораздо большую реорганизацию, чем в центре. Целый ряд учреждений был ликвидирован уже в первые недели революции Революция прогнала со своих мест генерал-губернаторов, губернаторов, градоначальников, полицеймейстеров, исправников, становых приставов, урядников, земских начальников с соответствующими канцеляриями и делопроизводст-вами, были уничтожены такие учреждения, как полицейские управления, комитеты по делам печати, жандармские управления и охранные отделения. В февральские дни служащие жандармских управлений и охранок, опасаясь разоблачений, нередко сами громили и поджигали эти учреждения Однако все эти изменения в местном аппарате были, разумеется, неполными. Целые звенья местного правительственного аппарата (особенно судебного, финансового, государственного контроля, военного, просвещения и пр.) продолжали существовать и после свержения царизма.
Упраздненные должности и учреждения правительственного аппарата на местах были заменены губернскими, городскими уездными комиссарами Временного правительства и их аппаратом (канцеляриями) Циркулярным распоряжением правительства от 5 марта "временно" обязанности этих комиссаров возлагались на председателей губернских и уездных земских управ и городских голов, которые были избраны еще по рекомендации царского правительства из наиболее реакционных, нередко черносотенных деятелей. В дальнейшем они стали назначаться Временным правительством:
Первоначально права этих комиссаров были неопределенными Созданное в марте 1917 г. при Министерстве внутренних дел Особое совещание по местным реформам только к сентябрю разработало проект положения о комиссарах, согласно которому компетенция комиссаров напоминала компетенцию губернаторов и исправников. Само "Временное положение о губернских (областных) и уездных комиссарах" было обнародовано лишь 25 сентября.
В первые дни Февральской революции городская и сельская буржуазия; буржуазная интеллигенция, либерально настроенные чиновники и помещики в противовес Советам стали создавать выборные временные "комитеты общественных организации». В состав этих органов входили гласные земских и городских органов самоуправления, представители различных буржуазных и мелкобуржуазных общественных организаций, либерально настроенные чиновники правительственных учреждений и т. п. С этими комитетами вынуждены были считаться комиссары, которых правительство назначало по согласованию с комитетами общественных организаций; комитеты создавали органы милиции, противодействовали захвату власти Советами.
Характерной особенностью местного управления являлось расширение объема полномочий и компетенции земских и городских органов самоуп-
равления. Территория ведения земств и городских органов самоуправления была значительно расширена. Земства были созданы даже на таких окраинах, как Сибирь, Семиреченская, Акмолинская, Архангельская и Астраханская губернии.
Законом 21 мая избирательная система для уездных земских учреждений значительно демократизируется; вводятся всеобщие, прямые, равные выборы при тайном голосовании. Для губернских земств сохранялась старая система выборов Значительно расширилась компетенция земств в хозяйственном управлении. Тем же законом утверждались волостные, земские учреждения: волостные земские собрания и управы. В связи с этим упразднялись волостные крестьянские органы и соответствующие им должности (волостной сход, правление, суд, волостной старшина), а также и волостные продовольственные комитеты. Административные, финансовые и хозяйственные функции упраздненных учреждений наследовали волостные земства. Волостное земское собрание выбиралось на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании на три года и состояло из 20—50 гласных на каждую волость; собиралось оно на двухнедельные сессии. Исполнительным органом волостного земства была земская управа. Опасаясь самостоятельных действий крестьянства в волостных земствах, правительство предписало уездным комиссарам "наблюдать" за их деятельностью.
Общее руководство всей системой земских учреждений возлагалось на Всероссийский земский союз
Аналогичные изменения произошли и в органах городского самоуправления Законом 15 апреля в городах с населением более 150 тыс. человек учреждались районные органы самоуправления; районные думы и управы. Деятельность этих учреждений в городах объединялась советом дум.
Постановление Временного правительства 17 апреля законодательно учреждало организацию возникшей еще в дни революции милиции. Ее содержание и управление возлагалось на органы городского и земского самоуправления Города подразделились на районы, а районы — на милицейские участки; уезды также делились на участки. Земские и городские органы самоуправления выбирали начальников городской, уездной, районной, участковой милиции и их помощников. При начальниках милиции учреждались особые канцелярии с помещениями для арестованных. В столицах и крупных городах создавались общегородские управления начальников милиции. На органы милиции возлагались задачи ''охраны безопасности и порядка", оповещение населения о правительственных мероприятиях, исполнение распоряжений комиссаров правительства, решения судов, учет населения и прочие функции, наследованные от старой полиции. При милиции стали создаваться и органы уголовного розыска.
С падением самодержавия в России были провозглашены буржуазные свободы и политическая амнистия, проведены некоторые мероприятия по демократизации аппарата суда. Все изменения в области судоустройства и судопроизводства основывались на последовательном проведении в жизнь буржуазных судебных уставов 1864 г
аппарате Министерства юстиции были созданы комиссии «для восстановления основных начал судебных уставов и согласования их с происшедшей переменой в государственном строе», "по пересмотру и введению в действие Уголовного уложения 1903 г"
В России и после Февральской революции продолжаем сохраняться ранее существовавшая система местных судов судебные палаты, окружные суды, мировые судьи и их съезды. В отношении смены судей, назначенных царским правительством, Временное правительство отличалось большей терпимостью. 5 мая в Министерстве юстиции на совещании председателей и прокуроров судебные палат и обер-прокуроров Сената, а также представителей советов присяжных поверенных дел был поставлен вопрос о смене некоторых старых судей. Совещание с негодованием отвергло это предложение, считал его "посягательством" на принцип несменяемости судей. Для занятия судебных должностей в судах с назначаемым составом требовалось высшее юридическое образование и длительный стаж практической работы в судебном ведомстве, а для мировых судей — среднее образование и стаж чиновничьей службы.
Функции судебных палат несколько сузились — был упразднен суд с сословными представителями. В окружных судах широко стал применяться суд с присяжными заседателями; он вводился даже там, где ранее отсутствовал (на окраинах). Юрисдикция окружных судов значительно расширилась; они превратились также и в органы регистрации новых союзов, обществ и товариществ. 21 июля 1917 г. при окружных судах были созданы регистра ционмые отделения.
Наибольшие изменения коснулись мирового суда. Постановлением Временного правительства от 4 мая 1917 г. закон 15 июня 1912 г. о преобразовании местного суда был распространен еще на 33 губернии. По-прежнему для выборов в мировые судьи требовались образовательный и служебный цензы (среднее образование, три года службы чиновником). Закон повысил гражданскую (до 1000 руб. иска) и уголовную юрисдикцию мировых судов. В уголовных делах мировой суд имел право давать выговоры, делать замечания, внушения, налагать денежные взыскания до 300 руб., производить арест на срок до трех месяцев, заключать в тюрьму до полутора лет. Гот же закон установил, что наиболее важные уголовные и гражданские дела, подсудные мировым судьям, рассматривались в каждом участке особым мировым присутствием, состоявшим из участкового и добавочного мировых судей и двух членов.
Закон 30 мая вводил суд по административным делам. По этому закону в каждый уезд назначался административный судья, имевший свое делопроизводство. В губернских и областных городах, при окружных судах были созданы особью административные отделения, а в Сенате высшей инстанцией для административных судей стал первый департамент. Этот закон воплотил в скромной мере кадетские проекты учреждения еще в самодержавной России органов административной юстиции
Административные судьи рассматривали конфликты между государственными органами, комиссарами правительства и общественными учрежде-
пнями (городского и земского самоуправления, местных органов Земгорз, военно-промышленными комитетами и т. п.). Законом 7 сентября ведению судов по административным делам были подчинены земельные и продовольственные комитеты.
Законом от 21 апреля 1917 г одновременно с Главным земельным комитетом учреждались (я фактически нередко закреплялись возникшие ранее) губернские, уездные и волостные земельные комитеты. На главный и местные комитеты возлагались задачи "подготовки земельной реформы и для неотложных временных мер, впредь до разрешения земельного вопроса Учредительным собранием" Местные земельные комитеты занимались сбором необходимых для земельной реформы сведений, составлением предварительных заключении и соображений по этим вопросам, приведением в исполнение постановлений центральных органов Министерства земледелия. Все эти мероприятия были рассчитаны на отвлечение крестьян от немедленного "самочинного" разрешения аграрного вопроса. Эти же цели преследовала и такая функция земельных комитетов, как "разрешение вопросов, споров и недоразумении" между крестьянами и помещиками. Для выполнения этих задач устанавливался и соответствующий состав земельных комитетов. В состав губернских и уездных земельных комитетов входили члены. избранные соответствующими земскими собраниями (губернскими или уездными) и городскими думами, представители экономических отделов (агрономического и статистического) соответствующий земских управ, уездного мирового съезда, уездных (в губернском комитете) или полостных (в уездном комитете) земельных комитетов, "сведущие" лица и представители Министерства финансов. С состав губернских земельных комитетов входили и другие чиновники — представитель Министерства земледелия и член окружного суда Волостной земельный комитет состоял из пяти членов, избранных волостным земством. В губернских и уездных земельных комитетах было сильно влияние эсеров.
В первые дни революции стихийно возникли губернские, уездные,
городские и волостные продовольственные комитеты, которые были закреплены законом 2 апреля в составе Министерства земледелия. С учреждением Министерства продовольствия в мае эти комитеты признаются его органами на местах Волостные продовольственные комитеты упраздняются с учреждением волостных земств законом 21 мая.
Функция комитетов заключалась в борьбе со спекуляцией, монополией хлебной торговли, успокоения голодающих. С сентября 1917 г. продовольственные комитеты проводят откровенно реакционную антинародную политику поощрения спекуляции, срыва политики твердых цен, организации голода в стране
На местах вплоть до октября 1917 г. просуществовали фабрично-заводские инспектора, которые выполняли функции сбора информации. Более активную роль играли так называемые комиссары труда, учрежденные законом 11 июня Каждым комиссар возглавлял округ труда, включавший несколько губернии В велении комиссара каждого округа находились не только фабрично-заводские инспектора, но и ряд учреждении примиритль-
ные камеры, третейские суды, биржи труда. Учрежденные законом 5 августа примирительные камеры создавались напредприятиях по отдельным отраслям Промышленности или районам из представителей рабочих к заводской или фабричной администрации Дела в камерах разрешались большинством голосов. Если камера не достигала примирения, то она предлагала сторонам передать спор на разрешение третейского суда Третейский суд состоял из нескольких членов поровну от рабочих и предпринимателей и председателя, избираемого членами этого суда из посторонних лиц. Законом 19 августа были учреждены областные и городские (для городов с населением более 50 тыс. человек) биржи труда "в целях упорядочения спроса и предложения труда" Председатели бирж избирались органам} городского самоуправления.
Управление окраинами
После свержения царизма на окраинах России также устанавливается двоевластие. В городах стали возникать советы рабочих и солдатски?! депутатов, имевшие организацию, сходную с организацией Советов центральных губерний Несколько позднее и далеко не повсеместно возникают советы крестьянских депутатов. Местное нерусское население некоторых окраин (например, Средней Азии) объединяется в особые национальный
организации трудящихся — советы мусульманских раоочих депутатов союзы трудящихся мусульман эти органы действовали в полном согласии с советами рабочих и солдатских депутатов. В деятельности этих органов национально-освободительное движение народов окраин сливалось с социалистическим движением рабочего класса.
В первые недели после Февральской буржуазно-демократической люции на национальных окраинах возникают местные комитеты общественных организаций, в состав которых кроме русских общественных деятилей и некоторых чиновников входили представители местной национальной буржуазии и национальных организаций. Эти комитеты провели мероприятия по замене старых царских чиновников комиссарами Временного правительства.
Временное правительство отрицательно относилось к автономии Украины, отказало в самоопределении и даже расширении автономии Финляндии, разогнав заседания финляндского сейма в июне 1917 г Для управления Средней Азией 7 апреля был учрежден Туркеста комитет, а для управления Кавказом 9 марта Особый Закавказский комитет, наделенные правами бывшей царской администрации.
Наряду с этим возникли национальные организации в лице «национальных советов» в Прибалтике, Закавказье, Киргизии и Среднем Поволжье, "Рады" на Украине и Белоруссии, сфатулцерий в Бессарабии, курултаев в Крыму и Башкирии. Руководящую роль в этих органах играла местная национальная буржуазия.
***
Накануне Октябрьской революци госдарственный строй Россиипредставлял собой буржуазную республику с очень неустойчивой властью Временного правительства. Эта неустойчивость вызывалась тем, что пришедшая власть к буржуазии обуржуазившиеся помещики вместе с поддерживавшими их умеренными социалистами зашли в тупик: они хотели и не могли разрешить важнейшие внутри-и внешнеполитические задачи, стоявшие перед страной: дать народным массам мир, землю, продовольствие, вывести народное хозяйство из хаоса и разрухи
Временное правительство сохраняло основные звенья старого государтвенного аппарата социалистами, стремилось подчеркнуть от него "преемтвенность", "непрерывность в праве", откладывало разрешение многих вопросов до созыва Учредительного собрания.
Оставленные за штатом чиновники упраздненных учреждении (за исключением чинов полиции и жандармерии) при Временном правительстве получали значительные пенсии, выходные пособия и даже так называемые «заштатные пособия» -фактически жалованье. Сохранялись «Табель о рангах», чины, звания, и чиновничьи привилегии, закрепленные в третьем томе «Свода законов».
Важнейшим законодательным и распорядительным учреждением России считалось Временное правительство, возглавляемое министром-председателем; власть последнего с каждым новым составом правительствавозрастала. С конца августа министр-председатель А. Ф. Керенский стал одновременно и верховным главнокомандующим. Внешним выражением власти Керенского было создание 30 августа особой канцелярии министра-председателя в июле, его «военного кабинета» (фактически военно-походной канцелярии).
Из других высших учреждений официально действовали Сенат, Синод и Особые совещания. Государственная дума собиралась на закулисные «частные совещания» до начала октября. Приступивший к деятельности с 7 октября многолюдный Совет республики оказался говорильней, поскольку его законосовещательные функции были урезанными, правительство не передавало на его обсуждение законопроектв.
Местный государственнй аппарат к осени 1917 г. представлял собой пеструю мозайку. Наряду с новыми должностными лицами и учреждениями (комиссары, управления и комитеты) продолжали действовать многие старые органы суда финансового административно-хозяйственного и военного аппарата и пр. Возросло значение земских и городских органов ставших действительно органами самоуправления; большое влияние в местном управлении играли комитеты общественных организаций.
К осени 1917 г. Временное правительство пришло с сильно ослабленным и разложившимся карательным аппаратом. Ему не удалось восстановить ряд разрушенных народными массами в Февральскую революцию карательных звеньев аппарата. Положение о комиссарах Временного правительства установившее юридическую определенность этого местного органа админи-
страции, было введено в действие за месяц социалистической революции. Милиция формально находилась не в ведении комиссаров, а в ведении органов земского и городского «самоуправления», она не имела достаточной квалификации, была неоднородна по составу (в рабочих кварталах ее функции выполняли отряды рабочей Красной гвардии)
Во всех без исключения звеньях государственного аппарат была подорвана сложившаяся веками организация деятельности, и прежде всего делопроизводство, что замедляло и запутывало оперативность государственныхучреждений.
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
Абаза A.M. 186
Абросимов 266
Авдаков М.С 265
Авинов Н.Н 286, 289
Авксентьев Н Д. 286, 289
Аврех А Я 19
Адашев А.Ф 32, 40
Адлерберг В Ф 183
Азеф Е 251. 256
Акимов М Г 246
Аксаков КС 33
Александр I 108, 110, 113, 125, 126,132, 133, 137, 138
Александр II 147-148, 161. 183, 191-192, 208
Александр III 185, 187, 208
Александр (кн по прозвищуНевский) 26
Александра Федоровна (императрица) 263
Александров Л.А 222
Алексеев М В 264. 275
Алексеев НИ 209
Алексей (царевич) 82
Алексей Александрович (в к ) 208, 255
Алексей Михайлович 46, 47, 56-59, 142
Амбургер Э. 18
Андреевский И Е 17, 117
Андрей Юрьевич (по прозвищу Боголюбский) 26
Акдриан (патриарх) 55, 73
Аидронников ММ 263, 284
Анна Иоановна 91. 92, 94-96, 101, 102
Анна Леопольдовна 92
Анна Петровна 94
Апостол Д 128
Апраксин Ф М 79. 83. 94
Апухтин В Г 71
Аракчеев АЛ MI. I6I
Бабурин Д С 19
Багульянский МЛ 142
Бадмаев ПА 263, 271
Барсуков А. 34
Барк. П.Л. 273
Барятинский А И 180
Бахрушин СВ. 35
Безбородко А.А 113
Безобразов A.M. 186, 209
Беккарий 4, 93
Белецкий СП. 251
Беляев М.А 274
Бенкендорф А.Х. 143-141
Берви-Флеровский В.В 1
Бернацкий М.В. 289, 291
Бескровный Л.Г 19
Бестужев-Рюмин А.П 95
Бецкий ИИ. 93
Бибиков А.И. 99
Бильфельд 93
Бирилев А.А. 255
Бирон Э.И. 92, 95, 100, 101
Блинов И. 17-18, 117
Блок А.А. 284
Блюментрост Л.Л. 69
Бобринский А А 236, 243, 273
Бобриков Н.И. 231
Богров Д. 249
Болдин ИВ. 73
Боровой С.Я. 19
Б ре идо 266
Брусилов А.А 275
Брюс Я.В. 81
Бубликов А.А. 266
Буганов В И. 18
Булавин К.Ф. 102
Булыгин А.Г. 237, 248, 250
Бунге Н X. 200
Бутурлин Д.П. 146
Бутурлин И. 82
Быокенен Д. 275
Валуев П.А. 188, 191, 195, 204
Ванновский ПС 208
Васильев АИ. 1 12
Васильчиков ИВ 145
Вейде А. 79
Вельяминов 128
Вердеревский Д.Н 287, 289
Верховский АИ 287, 289
ВеееловскийБ Б 17
Виленский Б.В. 19
Висковатый ИМ 39
Витте СЮ. 188, 200, 204, 206, 209,218, 248
Владимир Святославович (кн.) 23
Владимирский-Буданов Л Ф 138
Воейков В.Н. 236
Волжин АН. 274
Волконский Г И. 71
Волконский Н 245
Волконский ИМ 161
Волобуев П.В 20
Волынский А.П 95, 102
Воронкова С В 20
Воронцов АР 113
Воронцов-Дашнов ИИ 260
Воронцов М.С 179
Воротьенский И.В. 34
Воротынский ИМ 32, 36
Всеволод(кн но прозвищу Большое гнездо) 26
Вуич НИ 247
Вырубова (Танеева) А А 236. 263, 284
Вышнеградский И.А 200
Вяземский А.А. 98, 103, 114
Вязмитинов С К 160
Гагарин В А 112
Гагарин П.П 206
Гамильтон М 82
Гармиза ВВ. 19
Гвоздев К А 266. 290
Гепнер 272
Гернет М.Н. 19
Гессен В.М 17, 289. 291
Гессен ИВ. 17. 183
Гиндин И Ф 19
Глебов АИ. 103
Годпев И.В 290
Годунов Б 30, 60
Голиков Г.Н. 20
Голицин АН. 145. 160. 190
Голицин ВВ. 34, 51
Голицин ДМ 80. 83. 93, 94, 95, 102
Голицин Н Д. 273, 276. 277
Голицин ПА. 71
Головачев А.А. 183
Головин ФА 241
Головкин Г И 79. 94, 95
Головнин А В. 183. 206
Голубев И.Я. 267
Горемыкин ИЛ 196, 216. 248. 249, 253. 268. 269
Горчаков AM 173, 209
Готье К) В 19
Гоц АР 286
Гпадовский АО 16 17, 138
Григорович И К 273
Григорьев В 117
Гримм Д.Д. 265
Гужон Ю.П. 266
Гурко В.И 267, 275
Гурьев ДА 133. 154. 155
Гучков А И 243. 244. 263. 265, 279. 284, 287
Данилов НА 18
Дашкова ЕР 93
Дельвиг А.А. 173
Делянов ИД. 206
Деникин 287
Дерюжинский В Ф 17
Джанишев ГА 183. 17
Дитмар-фон И Ф 266
Дмитрий Иванович(кн ) 26
Дмитрий Павлович (\\ к ) 275
Дмитркжов 278
Добровольский Н А 273
Долгорукие (князья) 94-95,102
Долгорукий MB 71
Долгорукий Я.Ф 80
Долгоруков В А 144.183.190
Доррер В 243
Дрен тел ьн АР 190
Дружинин Н.М. 19
Дубельт Л В 144
Дубровский СМ 19-20
Дурново И Н 196-197
Дьяконов М 31
Дякин ВС 20
Екатерина I 91-92,94
Екатерина II 91, 93. 95. 97. 98. 100, 103. 106. 109-110. 112. 1 14
Елагин И П 113
Елизавета Петровна 92. 94. 95. 102
Ерошкин Н.П. 19
Ефремов И.Н 290
Ефремов ПН. 20
Жуковский В В 266. 267
Жученко-Гернгросс 3 251
Завадовский П.В. 114, 139. 158
Загоскин Н.П 17
Зайнчковский ПА 19
Замятин Д.Н 198
Зарудный АС 297
Засулич В 222
Захаров Л.Г 19
Зимин А А 18. 35
Знаменский ОН 17. 20
Зотов В 79
Зотов Е 73
Зубатов С В 215
Иван III 25, 41
Иван IV (Грозный) 32. 35
Иван Антонович 92. 103
Иван Данилович(кн по прозвищу Калита) 26. 28
Иванов Н И 278
Ивановский В В 17
Игнатьев А В 20
Игнатьев ПН 188. 196
Изяслав Ярославич(кн) 23
Иоаким (патриарх) 55
Иосаф (патриарх) 55
Иоффе ГЗ 20
Каин И 104
Кампенгаузен Б Б 133
Канкрин Е.Ф. 155
Канк[)ин Ф Ф 136
Каракозов Д В 206
Карамзин Н.М. 16, 133
Карл (Готинский) 94
Картанюв А В 286. 290
Катков М Н 185. 221
Каштанов СМ 18
Керенский А Ф 275. 279. 285. 290
Кизеве пер А 117
Киняиина НС 19
Киселев П.Д 19. 145. 157
Кишкин Н.М 289, 290, 291
Ключевский ВО. 14,16-17
Княжевич A.M. 199
Козельский Я. 100
Козодавлов О П 136,152
Коковцев В.Н. 249, 254
Кокошкие! Ф.Ф 284, 285. 290
Ко идо иди В. Г. 184
Кони А.Ф. 222
Коновалов АИ. 245. 265. 267. 279, 288. 289
Коновницин П.П 161
Константин Николаевич (в.к.) 147, 183, 187
Коняев А 19
Коновалов А.Н. 288
Корелин А.П. 19
Коркунов Н.М. 17
Корнилов Л.Г 278. 287
Коробьин Г. 99-100
Корф М.А. 145. 173
Корф С.А. 17
Костюшко Т. 110
Котошихин Г. 47
Кочаков М. 19
Кочубей В.П. 133. 137. 145, 151-152
Кравчинский СМ. 228
Кречетов Ф В 109. 113
Кривошеий А В 246, 253. 273
Кригер-Войновский Э.Б. 274
Крупенский ПН 265. 267
Крыжановский СЕ 252
Крымов А.И 275, 287
Курбатов А. 80
Курбский А. 32
Курицын А. 36
Курлов П.Г. 271, 272
Курлятов Д. 32
Куропаткин АН 208. 209
Кутлеи Н.Н 252- 253
Кутузов МИ. 160
Кюхельбекер В К 173
Лаверычев В.Я. 20
Лазаревский НИ 17. 289
Ламсдорф В.Н. 209
Ланской С С. 195
Латкнн В.Н 17. 33
Лебедев В И 286
Лемке М.Н 17-18. 183, 196
Ленин В.И. 188. 198. 241
Леонтьев А.К 18, 35
Ливгровский А.И. 289
Лихачев Н П 32. 36
Лихачев Н Ф 60
Ломоносов MB 92
Лопухин А.А 251
Лопухин П В 137
Лопухина Е. 82
Лорис Меликов М.Т 187 191, 1 93, 196
Лохвицкий А 117
Лукомскик (генерал) 287
Лыков Б.М. 52
Львов В Н 298
Львов Г Е. 262. 266. 279. 284. 285, 288. 290
Мавролин В В 18
Мачеиа И 12 £
Макаров А А 244. 259. 251.273
Макмрои А В 70
Маклаков В 245
Маклаков Н А 273
Маклаков Т 39
Макон Л С 191
Маляктович П.II 28У
Манасевич-Манулу! в И lv 263,269
Маниковсккй А А 289-290
Мануйлов А.А 289-290
Man /с И.П 263
Манухик С С 250
Мария Фёдоровна 14 1
Марков Н (2 ой) 243, 245, 267 -
Маркс К 188
Маслов С А 289. 291
Матвеев А.А «41. 96
Матвеев АС \
Мацоевич А. 103
Медведев С. 58
Мезениов Н.В 190 191 228
Меллср-Закомельский В В 265
Мельников П П. 203
Мельницкий И П. 71
Меншиков А Д. 79, 83. 92
Мстим ов А С. 94. 146, 163
Милос л 1ВСКМЙ ИД г>9
Милюков П.Н 9, 16 17. 243, 245, 265. 267, 2:2, 279 28(5. 2*}. 289
Милютин Д " 147. i83 !9i 207
Милютин Н А 183
Мирович В Я 103
Михаил Николаевич 187
Михаил Павловичич 161
Монтескье Ш. Л.86, 117
Мордвиноз Н С 163
Морозов Б И 59
Мстислав Влглимирэви ; 23
Мстиславский Ф И 32, 29
Муравьев Н К 284
Муромцев С A 240
Мусин-Пушкин 73, 80
И А Мякинин А 85
Мясоедов С 264
Набокоа В Д 280
Набоков ДН 191
Наполеон 160, 237
Hayмов A H 273
Некрасов Н В 265. 279. 286 289
Некрасов Н.Д 164
Нессельроде KB 161
Никитин A.M. 287, 289 290
Николай I 38 161 163 183 208
Николай II 185-186. 209 234 237. 242.244 266 268 271 275. 278. 280
Николай Николаевы-: (велик ) 236. 249. 262. 264
Николай Павлович(вел.кн) 161
Никон (патриарх) 55 58
Никитин А М 298
Новиков Н И 109
Новосильцев Н Н 13З 137 160
Нольде Б. Э 17
Носов Н Е 18. 35
Одоевский Н И 44
Окунь С В 19
Олег (кн) 22
Олег Святославович (кн) 22
Ольдеибсргский Георгий 156
Ольденбург С Ф 200
Ольдснбургский П Г 184
Орлов А.Ф 144. 203
Орлов ВИ 236
Остерман АИ 94-95
Павел I 109-113. 124. f26. 135, 145
Павленко М И 16. 18
Павлов-Сильвакский Н П. 33
Падуров 'I 112
Палеолог .Л 275
Панин В.Н 147. 153. 181. 197.
Панин Н И 91. 95-97. 103
Пассек В В 113
Переверзев ПН 239
Перфильев А 112
Пестель И Б 176
Петр I 14. 16-18. 50, 67. 72, 75, S2,
86-89, 91. 92. 96. 100. 103, 120, 127, 128
Петр II 92. 94
Петр III 91. 92. 95. 103
Печерин Я И. 15
Пешехонов А В 285, 286, 290
Писарев Д И 188
Питирим (патриарх) 55
Плевако Ф. Н 222
Плеве В.К 186, 197. 198. 209,
Плеве Н В 247
Племянников ГА 71
Победоносцев К П 185. 194. 248,
Погреб и не к ли А. II. 19
Пожарский ДМ 34, 52 .
Покровский Н Н 274
Поливанов А А 264, 274
Полоцкий С 58
Поплавский Ю II 266
Потапов АЛ 190
Потемкин Г А 109
Предтеченский А В 18
Преображенский А А. 18
Прокопович С Н 289. 290
Прокопович Феофан 73 Протасьев В 27
Протопопов АД 271. 272. 273. 275. 276, 284
Пугачев Е II 96. 103. 108. 109, 111, 112. 130
Пуришкевим В 243. 245. 275
Пушкин АС I 73
Пущин И И 1 73
Радищев А Н 109 110 112 113
Раев М 18
Раев Н.П. 274
Разин С. 45, 50, 53. 56, 57. 67
Разумовский А.Г. 92
Разумовский А.К 160
Разумовский К.Г. 129
Распутин г 237. 263. 269. 271. 272
Рачковский П И 197, 250
Ре и тер к MX 183. 199
Риттих Н.П. 273
Родзянко MB 264. 278
Родзянко МИ. 243. 244. 245, 267, 268, 277. 281
Родичев Ф. 245
Рождественский СВ. 18
Романов М. 34, 46, 47
PoiviaHOB H. 31
Романович-Словатинский А 117
Романовский 287
Романовы 34, 46, 237
Ромодановский ФЮ 75
Ростовцев Я.И. 145
Рубинштейн Д.Л. 263, 272
Рузский Н.В. 275
Румянцев Н.П. 137
Румянцев ПА 128
Рухлов С. В 274
Рындзунский П Г 19
Рюрик 22
Рюриковичи 22, 34
Рябушинский П.П. 266, 267, 2
Саблер В.К 244, 274
Савинков В.В 289
Садиков ПА 18, 35.
Сазонов С Д 255. 271. 274
Салазкин С.С 290
Салтыков Н Н. 137
Самарин А.Д 274
Самарин MB. 71
Самарин Ю.Ф. 33
Сановников В.В. 297. 299
Святополк-Мирский П.Д 186, 187
Сергеевич В И 17. 33 60, 138
Сергеи Александрович (велик кп ) 186
Серебоякова А 251 Середонип СМ 18 Сивере Я. 114
Сидельников CM 19
Сидоров АЛ. 13-20
Сильвестр А 29, 32
Сипягин Д.С 198
Скобелев МИ 285. 286. 298
Скорпяков-Писарев Г 82
Скоропадский И И 128
Скримилев Е.А 20
Скрынников Р Г 18
Смирнов ИИ 35
Смирнов С.А 266. 288. 290. 291
Соловьев СМ 16
Соло