Общая характеристика государственного строя.
В борьбе против революции 1905—1907 гг. самодержавие наряду с жесткими репрессиями осуществляло политику лавирования и уступок, приведших к существенным преобразованиям государственного строя. В отличие от реформ 1860-х гг преобразования эти коснулись прежде всего системы высших учреждений Центральное место здесь заняло создание общероссийских представительных органов.
В манифесте 6 августа 1905 г. Николаи II объявил, что "ныне настало время... призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов". С этой целью создавалось новое учреждение — Государственная дума, имевшая законосовещательш функции и избиравшаяся в ходе невсеобщих, неравшлх и непрямых выборов.
Новый подъем революции осенью 1905 г. вынудил власть пойти на дальнейшие уступки. 17 октября царь подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», содержавший следующие обещания:
«1. Даровать населению России незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
2. Привлечь теперь же к участию в Думе те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав
3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы.
Во исполнение перечисленных обещании был издан целый ряд соответствующих законодательных актов.
Появившаяся в конце 1905 — начале 1906 г сепия «временных правил» («О повременных изданиях», «Для непериодической печати». «Об обществах и союзах», «О собраниях») по существу ограничивала свободы, провозглашенные в манифесте. Эти «временные» правила действовали вплоть до 191 7 г.
Указ 11 декабря 1905 г «Об изменении Положения о выборах в Государственную думу» несколько расширил избирательное право, которое по-прежнему оставалось далеко не всеобщим.
Наконец, третье обещание манифеста 17 октября получило свое разви-
тие в манифесте 20 февраля 1906 г. "Об изменении учреждения Государственного совета и о пересмотре учреждения Государственной думы", где провозглашалось предоставление законодательных прав не только Государственной думе, но и Государственному совету, половина членов которого отныне должна была избираться.
В бюрократических инстанциях (Государственная канцелярия, Совет Министров) был подготовлен текст новой редакции "Основных государственных законов", тщательно обсужденный на Царскосельском совещании (третьем по счету) в апреле 1906 г. и утвержденным Николаем II 23 апреля 1906 г Старое определение "император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный" (статья 1 Основных государственных законов 1832 г.) было заменено новой, более гибкой формулировкой: "Императору всероссийскому, — гласила статья 4 нового издания, — принадлежит верховная самодержавная власть... повиноваться власти его не только на страх, но и на совесть сам бог повелевает" Таким образом, из текста "Основных государственных законов" был исключен конкретный термин "неограниченный" и сохранен другой — "самодержавная власть", но с XVIII в оба эти понятия можно считать тождественными. Последующие статьи подтверждали священность и неприкосновенность особы паря, его право в окончательном утверждении законов, в верховном руководстве внешними сношениями, армией, флотом, в назначении высших чиновников, руководстве финансами и т. п. Законодательная власть Государственной думы и Государственного совета закреплялась статьей 86: "Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и воспринять силу без утверждения государя императора". Однако по статье 87 в случае прекращения или перерыва деятельности Думы и Государственного Совета, «если чрезвычайные обстоятельства вызывают необходимость»предписывалось проводить обсуждение законопроектов и в Совете Министров с последующим утверждением их императором в форме "высочайших указов", которые сразу же вступали в силу. Действие каждого "высочайшего указа" носило временный характер, и он подлежал утверждению в Думе и Государственном Совете в течение двух месяцев после возобновления их деятельности.
Кроме того, пользуясь неопределенностью в русском государственном праве понятии "закон" и "указ", самодержавие могло проводить законы и по статье 11 "Основных государственных законов" в форме единолично утверж лаемых императором "актов верховного управления".
Основные законы определяли взаимоотношения Государственной думы л Государственного совета, а также этих "палат" с Советом Министров и центральным аппаратом. Законопроекты, не принятые обеими "палатами", считались отклоненными. Законопроекты, отклоненные одной из "палат", могли быть снова вынесены на рассмотрение только с разрешения царя.
Следствием поражения перрон русской революции явились государственный переворот
3 июня 1907 г. и созыв III Государственной думы. Бюрократия сохранила старую, наследованную от XIX в. структуру. Руководство в государстве принадлежало верхам чиновничества (I—V классы).
Возросло значение плутократического элемента (представительство крупного капитала), занимавшего порой высокие государственные посты (В И Тимирязев, С. И. Тимашев и др). Циркуляр Совета министров 1906 г и "особое определение" Сената 1908 г сурово подтверждали несовместимость чиновничьей службы с участием в оппозиционном движении.
При оценке значения помещиков-дворян в государственном аппарате следует учитывать созданную в мае 1906 г. на первом съезде уполномоченных от дворянских обществ общероссийскую дворянскую организацию "Объединенное дворянство" и ее постоянный орган — Совет объединенного дворянства, выбираемый на три года Многолетним председателем этого совета был близкий к царскому двору реакционер граф А. А Бобринский.
Ходатайствами на имя царя, председателя Совета Министров, влиянием на реакционное большинство Государственной думы Совет объединенного дворянства и съезды уполномоченных от дворян направляли многие вопросы политики самодержавия (роспуск I Государственной думы, столыпинская аграрная политика, третьенюньский переворот и т. д.).
Третьеиюньская политическая система оказалась непрочной. Либералы рассчитывали на проведения государством реформ, которые бы способствовали мирной эволюции самодержавной России в конституционную, укрепили бы ее государственный и общественный строй и предотвратили новую революцию. Выступая 16 ноября 1907 г. с правительственной декларацией в III Думе П. А. Столыпин заверил, что правительство намерено с помощью Думы проводить реформы Однако, провозгласив в угоду верхам буржуазии эту программу реформ, П А. Столыпин не мог ее провести в жизнь, поскольку дальнейшее продвижение самодержавной монархии в сторону монархии буржуазной было связано с ее конституционным ограничением, а самодержавие и помещичье-бюрократическне верхи пойти на это не желали Декларированные и подготовляемые еще со времени революции реформы или были совсем сняты или проведены в урезанной форме Еще в годы революции был снят вопрос об упразднении "исключительного положения"; разрабатываемая в течение пяти лёт (1906—1911) реформа полиции, направленная на ее "европеизацию", провалилась; не состоялась и подготовляемая в 1907—1911 гг. реформа местного управления, рассчитанная на слияние местной администрации и земского самоуправления и усиление значения в ней кулачества. Военные "реформы" свелись к административным преобразованиям, программа социальных преобразований по "рабочему вопросу" — к куцей страховой реформе 1912 г.
Еще в годы революции возросло значение придворной камарильи — второго, неофициального, но более важного по значению правительства, опиравшегося на "объединенное дворянство" и черносотенное движение В годы революции ее представляли Д. Ф Трепов и некоторые великие князья (Николай Николаевич), в последующие годы большую ноль г ней стали играть фрейлина императрицы А. Танеева (Вырубова), начальник военно-походной канцелярии царя кн. В Н Орлов, генерал-карл гель А. А. Орлов, министр императорского двора барон В. Б. Фредерике, его зять дворцовый комендант В Н Воейков и др. Многие вопросы внутренней политики
(особенно назначения) стали решаться Николаем II в кругу близких ему лиц или в великосветских салонах.
В правящих верхах и государственном аппарате все явственнее обнажались признаки гнилости и упадка. Выявилась полная неспособность Николая II управлять государством Авторитет царя и царском семьи пал Мистико-религиозные настроения и появления при дворе различных авантюристов отталкивали господствующие классы. Скандальную славу приобрела близость к царской семье ловкого авантюриста Григория Распутина — крестьянина Тобольской губернии, конокрада, а в среде царской семьи и ее окружения слывшего за ясновидца, предсказателя и «святого человека». Не способствовали укреплению самодержавия и пропагандистские поездки царя по стране в 1909—1911 гг., рассчитанные на «общение с народом», а также ряд официальных юбилейных кампаний, используемых правительством в целях пропаганды монархизма и авторитета Николая II: ятидесятилетнее падения крепостного права в 1911 г., столетие изгнания Наполеона из России в 1912 г. и трехсотлетие дома Романовых в 1913 г.
Разложение коснулось многих звеньев государственного аппарата: возросли грубость и произвол царской администрации, полиции и жандармерии, а также тюремных властей (особенно в централах). В суде чаще применялись фальсификации процесса, подтасовки фактов и свидетелей («щегловитовская юстиция»). Важнейшими методами деятельности политического сыска стали насаждение секретной агентуры в «обследуемой среде» и провокация. Не было единства и в среде министров. Николай II и придворная камарилья подбирали на ведущие государственные посты посредственных, но «преданных престолу» сановников.
Начавшаяся в июне 1914 г. война с Германией и Австро-Венгрией господствующими верхами России расценивалась как средство разрешения внутриполитических затруднений.
2. Высшие государственные учреждения
В рескрипте на имя министра внутренних дел А. Г. Булыгина, подписанном царем 18 февраля 1905 г. обнародованном на следующий день, выражалось намерение «привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей» к участию в предварительной разработке и обсуждении «законодательных предположений» при условии «непременного сохранения незыблемости основных законов империй», т. е.
самодержавия
Практическая разработка законопроекта о новом государственном учреждении Булыгиным затягивалась. Возглавляемая им комиссия представила проект в Совет Министров только к 23 мая. Для окончательного обсуждения проекта нового учреждения, названного в Совете Министров Государственной думой в Петергофе 19—26 июля 1905 г. проходили совещания высших чиновников России под председательством царя. Большинство участников этих совещаний признали, что сделать проект еще
умеренный возможно, и 6 августа царь утвердил «Учреждение Государственной думы» и «Положение о выборах в Государственную думу» Эти законы устанавливали законосовещательный характер будущей (булыгинской) Думы.
Широкие слои населения: женщины, военные, учащиеся, городская беднота, многие нерусские народы избирательных прав в Государственную думу не имели; лишен был собственного представительства в Думу и рабочий класс.
При выборах в Думу была установлена система курии, т. e. распределения избирателей по сословным и имущественным признакам. Для каждой курии правительство установило определенные нормы представительства. Были созданы гри курии: землевладельческая, городская и крестьянская. Дляучастии в выборах по земледельческой курии устанавливался земельный (от 100 до 650 дес. земли в зависимости от местности) или имущественный (недвижимая собственность не менее 15 тыс. руб.) ценз Землевладельцы, не имевшие цензовых участков, выбирали своих уполномоченных на предварительном съезде Уездный избирательный съезд землевладельцев выбирал выборщиков. В городском избирательном съезде принимали участие представители юродской буржуазии, для которых также требовался значительный имущественный ценз. Для крестьян (кроме Сибири и Польши) ценза не требовалось но устанавливалась сложная четырехстепенная система выборов: сельские сходы выбирали десятидворников, те на волостных сходах — уполномоченных, а последние на уездных съездах — уполномоченных от волостей (у казаков — от станиц) выборщиков.
Выборщики губернии, избранные куриями, собирались на губернское избирательное собрание, где каждая курия выбирала установленное законом число членов Государственной думы Крупные города получили право выбирать членом в Думу от городской буржуазии на городских избирательных собраниях.
События осени 1905 г (стачки, всероссийская политическая забастовка в октябре) сорвали выборы и созыв булыгинской Думы. В манифесте 17 октября правительство было вынуждено обещать созыв законодательной Думы с расширенным представительством. Совещание (первое) в Царском селе подготовило дополнительный избирательный закон, который был утвержден ц рем 11 декабря 1905 г. в самый разгар Декабрьского вооруженного восстания в Москве. Он давал избирательные права и рабочим: в каждой губернии создавалось рабочая курия. Для рабочих были установлены трехстепенные выборы. Право голосовать получали рабочие (мужчины) с предприятия, насчитывающих от 50 до 1000 человек: они выбирали одного уполномоченного Крупные предприятии избирали по одному уполномоченному на каждую тысячу рабочих Уполномоченные всей губернии собирались на губернское собрание уполномоченных от рабочих, А котором выбирали выборщиком.
Закон 11 декабря расширил и избирательные права мелкой буржуазии По городской курии в число избирателей включались мелкие ремесленники, квартиронаниматели и чиновннкн-пенсионеры.
Для "проверки правильности выборов и рассмотрения заявлений и жалоб по делам о выборах" создавался специальный аппарат: губернские, уездные и юродские комиссии по делам о выборах. Эти комиссии состояли из чиновников, представителей дворянских сословных учреждений, городских самоуправлении и земств. Председательствовали в этих комиссиях чиновники Министерства юстиции — председатели окружных судов, уездные члены окружных судов и пр. Деятельностью избирательных комиссий руководило особое делопроизводство по выборам в Думу, созданное в аппарате Министерства внутренних дел.
Организационное устройство Государственных дум всех созывов определялось новым, обсужденным на втором Царскосельском совещании, 'Учреждением Государственной думы" 20 февраля 1906 г. Одна из первых статей этого закона устанавливала срок деятельности Думы в пять лет. Впрочем, специальным указом царь мог досрочно распустить ее и назначить выборы и сроки созыва Думы нового состава. Продолжительность ежегодных сессий и сроки перерыва в работе Государственной думы устанавливались царскими указами. 'Учреждение Государственной думы" узаконивало и «предметы ведения» ее. Первая статья этого закона определяла их как "обсуждение законопредложений, восходящих к верховной самодержавной власти". Предметами ведения Думы были: а) вопросы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия к отмены; б) государственная роспись доходов и расходов с финансовыми мерами министерств и главных управлений; в) отчеты государственного контролера по исполнению государственной росписи; г) дела о постройке железных дорог за счет казны; д) дела об учреждении компании на акциях; е) дела, рассматриваемые по повелению самого царя.
Формально Думе принадлежали законодательные права, право законо-1Тельнон инициативы по изданию законов, штатов, их изменении, право обсуждения бюджета государственных и отдельных ведомств, верховный надзор за государственным контролем. Самодержавие стремилось заключить союз с буржуазией проведением через Думу в «законодательном порядке» уставов акционерных обществ, компаний и т. д. Одна из статей "Учреждения" ограничивала права законодательной инициативы Думы: «Государственная дума может возбуждать дела об отмене или изменении действующих и издании новых законов за исключением основных государственных законов».
8 марта 1906 г. были изданы бюджетные правила, ограничивающие деятельность Думы в области утверждения бюджета: отказ Думы в утверждении бюджета того или другого ведомства не приостанавливал проведения его в исполнение.
По "Учреждению" 20 февраля 1906 г. аппарат Думы состоял из общего собрания и канцелярии, а также отделов и комиссий. Члены Государственной думы распределялись по партийным группам — фракциям Общее собрание ежегодно выбирало из своей среды председателя и двух его товарищей; по истечении года они могли быть переизбраны. Для управления канцелярией на все пять лет из состава Думы избирался секретарь и его товарищи. На председателя Думы возлагались ведение прений в общем собрании, наблю-
дение за порядком, руководство сношениями Думы с другими правительственными учреждениями, назначение думского пристава и его помощников для поддержания порядка и доклад о действиях Думы царю. Для разрешения общих вопросов деятельности Государственной думы при председателе создавалось совещание или президиум. Со II Думы стали практиковаться совещания представителей фракций и групп.
На заседаниях Думы могли присутствовать и выступать министры и главноуправляющие (в голосовании они не участвовали) Статья 33 "Учреждения" давала право группе депутатов (не менее 50 человек) интерпеллировать (обращаться с запросом) к председателю Совета Министров, министрам, главнокомандующим. Такое количество подписей, необходимое для запроса, нередко лишало левые группировки и фракцию (особенно в III и IV Государственных думах) возможности воспользоваться этим правом.
В процессе деятельности Думы каждого созыва создавалось несколько постоянных и временных комиссий. Некоторые комиссии касались организационного устройства и порядка деятельности Думы (распорядительная, по личному составу, по выработке всеподданнейших адресов), другие были связаны с финансовой деятельностью правительства (финансовая, бюджетная, по исполнению государственной росписи доходов и пр.), с укреплением армии и флота (по государственной обороне), с деятельностью земских и городских органов самоуправления и т. п. Особенно много комиссий было создано в III и IV Думах Комиссии чаще всего играли роль предварительных инстанций при разработке и обсуждении какого-либо законопроекта Их заседания были закрытыми.
Сохраняя внешние формы буржуазно-парламентарного органа (избираемость членов, право запросов, законодательной инициативы и т. д.), Государственная дума являлась фактически не законодательным, а законосовещательным учреждением, прикрывающим самодержавие лжеконстпту-ционными формами.
I Государственная дума действовала всего 72 дня — с 27 апреля по 8 июля 1906 г. Самой большой фракцией Думы первого созыва была кадетская. Правые члены (черносотенцы и октябристы) составляли ничтожное меньшинство, равное примерно 9% (44 члена). Председателем Думы был выбран адвокат и бывший проректор Московского университета кадет С А .Муромцев; кадетским был весь состав президиума.
Основным вопросом I Думы был аграрный Дума рассмотрела и ряд других вопросов и проектов, имевших актуальное значение (об отмене смертной казни, о гражданском равноправии, ассигновании сверхсметных кредитов на продовольственную помощь голодающим и т. д.). Но правитель-сгзо не желало считаться с мнением Думы. Председатель Совета Министров И. Л. Горемыкин отверг аграрные думские проекты, считая, что их утверждение "безусловно недопустимой а реакционное большинство Государственного совета похоронило утвержденный Думой законопроект об отмене смертной казни Правительство стремилось занять Думу рассмотрением мелких законопроектов ("думской вермишелью")
Недовольное составом ихарактером деятельности Государственной
думы первого созыва правительство подготовило ее разгон. 9 июля был обнародован указ царя о роспуске I Думы и выборах во II Думу. опубликованном одновременно манифесте правительство обвиняло Думу в возбуждении революционных настроений.
Часть членов I Думы (около 230 членов), главным образом кадеты итрудовики, не подчинились указу о роспуске Думы и, собравшись в одной из гостиниц Выборга, провели два заседания (вечером 9 и утром 10 июня). Кадетское руководство Думы обратилось к населению с воззванием, призы, вая его в знак протеста не платить налоги и уклоняться от воинских наборов. Впоследствии членам Думы, подписавшим Выборгское воззвание, было предъявлено обвинение в возбуждении к неповиновению и противодействию законам (статьи 51 и 129 Уголовного уложения). Дело 167 членов Думы рассматривалось в Особом присутствии петербургской судебной палаты в 1907 г. На "Выборгском процессе" еще раз подтвердилась умеренность взглядов кадетов. Один из лидеров кадетской фракции оправдывал на суде действия думцев, подписавших воззвание, тем, что они старались предупредить "новую смуту, новые беспорядки и, может быть, пролитие крови", и заверял судей, что "уговора распространения воззвания у нас не было". Суд вынес мягкий приговор (тюремное заключение на 3 месяца, которое многие уже отбыли, дожидаясь суда).
В условиях спада революции в начале 1907 г. правительство провело выборы во II Думу. Из 518 ее членов фракцию правых составляли лишь 54 члена. Кадеты потеряли почти половину мест (со 179 до 98): зато значительно возросли левые фракции, трудовики имели 104 места. Социал-демократическая фракция, отсутствовавшая в I Думе, состояла из 66 членов (55 членов с решающим голосом). В ней преобладали меньшевики.
Несмотря на уменьшение числа мест, кадеты сохранили руководство и во II думе; их поддерживали автономисты (76 членов), а нередко и мелкобуржуазные фракции (народных социалистов, эсеров и трудовиков). Председателем Думы был выбран кадет Ф. А. Головин.
Основным вопросом оставался аграрный вопрос, по которому каждая фракция предложила свой проект. Проект выступления по аграрному вопросу от большевиков был написан В. И. Лениным. Кроме того, во II Думе рассматривались: продовольственный вопрос, роспись бюджета на 1907 г., исполнение государственной росписи, набор новобранцев, отмена чрезвычайного указа о военно-полевых судах, реформа местного суда.
В процессе рассмотрения всех этих вопросов кадетская фракция проявляла уступчивость, призывала "беречь Думу", не давать правительству повод для ее роспуска. Кадеты сделали свой аграрный проект более умеренным, чем прежний, сняли с обсуждения вопрос о безработице, похоронили внесенный социал-демократической фракцией проект продовольственной помощи населению, сняли внесенный трудовиками проект амнистии и т. д. Фракции трудовиков, эсеров и народных социалистов нередко блокировались с кадетами в решении ряда вопросов.
II Дума не оправдала надежд правительства Аппарат Министерства внутренних дел подготовил втайне от нее проект нового избирательного
закона, который был настолько реакционным, что даже в Совете Министров, где он рассматривался, его охарактеризовали как «бесстыжий».
Правительство решило избавиться от социал-демократической фракции I июня 1907 г Столыпин потребовал проведения закрытого заседания Думы, на котором прокурор Петербургской судебной палаты Камышанский предъявил ее членам обвинение в подготовке к "ниспровержению государственного строя", потребовал лишения их неприкосновенности и выдачи Обвинение основывалось на подложном тексте солдатского наказа к социал-демократической фракции Думы, сфабрикованном петербургской охранкой
3 июня 1907 г был обнародован манифест и указ о роспуске II Государственной думы г назначении выборов в III Думу; одновременно был издан текст полого избирательного закона.
Распустив II Думу, правительство вскоре осуществило расправу над ее социал-демократической фракцией Рассмотрев при закрытых дверях сфабрикованное "дело", Особое присутствие Сената в 1907—1908 гг осудило большую часть членов фракции на каторгу и ссылку II Дум л действовала 102 дня. Кратковременность действий Государственной думы первых двух созывов объясняется их левым составом и попытками обсуждать наиболее важные и актуальные вопросы революции
Государственная дума гюрвых двух созывов была лишь формально законодательным учреждением, а фактически все законодательство самодержавия проходил мимо этого конституционного парламента. За 72 дня деятельности I Государственной думы Николай II утвердил 222 законодательных акта, и из них только одни рассматривался в Государственной пуме и Государственном совете и был ими одобрен. Столь же скромна была деятельность и II Государственной думы. За 102 дня ее работы царь утвердил 390 законов, и и них только дна обсуждались и были одобрены Государственно»! думой и Государственным советом.
Утверждение нового избирательного закона 3 июня 1907 г правительство фактически произвело государственный переворот, так как по «Основным государственным законам» (статья 86) этот закон должен был рассматриваться Думой. Новый избирательный закон сводил избирательные права широких масс населения до минимума. Почти на 33% возросло число выборщиков от помещиков, а число выборщиков от крестьян уменьшилось на 56%. Единая городская курия была разделена на две. В первую городскую курию входили представители крупной и средней промышленной и торговой буржуазии, помещики, богатые чиновники, владельцы значительных недвижимых имуществ в городах, а во вторую — представители мелкой буржуазии (владельцы недви- жимой собственности, квартиронаниматели, ремесленники и т. п.). Права избирателей по второй городской курии были урезаны .Только семь городов получили прлво самостоятельно выбирать членов Думы (по избирательному закону 6 августа в 1905 г их было 21)1 Сильно сократилось Представительство национальных окраин (по Польше и Кавказу — в 2,5 раза,
1. Перетбург Москва. Киев. Одесса. Рига. Варшава.
по Сибири —в 1,5 раза; население Средней Азии вообще лишалось права выбирать депутатов в Государственную думу).
Избирательные права рабочих подверглись еще более жестким ограничениям. Рабочим наиболее промышленно развитых губерний: Петербург-скоп, Московской, Костромской, Владимирской, Харьковской и Екатеринославской было дано право выбирать своих депутатов в Думу В остальных же губерниях рабочие имели право участвовать в выборах по второй городской курии при условии, если они имели определенный имущественный ценз или снимали отдельную квартиру.
Избирательный закон 3 июня, его сенатские «разъяснения» И действия администрации в условиях политической реакции обеспечили реакционный состав Государственной думы третьего созыва. Из общего числа членов III Думы (442) правых и националистов разных оттенков насчитывалось 146, а октябристов – 154 Лидерами правых в III Думе был граф А. Бобринский, херсонский и курский помещик граф В. Доррер, бессарабский помещик Вг^Пуришкевич, курский помещик Н. Марков (Марков 2-й). Октябристов возглавляли московский капиталист А. Гучков и Екатерннославскип помещик М. Родзянко.
Кадеты и примыкавшие к ним фракции прогрессистов и национальной буржуазии окраин России имели 108 членов. Их лидером был П. Милюков.
Представительство рабочих и крестьян в III Думе было ничтожно Трудовики были представлены 14 членами. Социал-демократическая фракция состояла из 20 членов; большинство в ней (11) принадлежало меньшеикам.
На почве общих интересов и отстаивания самодержавия, помещичьего землевладения, господства дворян в управлении, жестоких репрессий против рабочих и крестьян на первых же заседаниях III Думы сложилось большинство черносотенцев и октябристов, составлявшее 2/з от всей Думы (300 членов). Однако между черносотенными помещиками и октябристами существовали некоторые противоречия. Октябристы настаивали на расширении прав земского и городского самоуправления и признавали «конституцию» 17 октября, а черносотенцы были против местного «самоуправления» и манифеста 17 октября. Это вынуждало октябристов в ряде вопросов искать союзников в лице сильно поправевших кадетов. Так сложилось второе, октябристско-кадетское большинство, составлявшее немного менее 2/3 состава Думы (262 члена).
Наличие этих двух большинств определяло характер деятельности III Думы Попеременно опираясь на третьедумские большинства, правительство Столыпина укрепляло позиции самодержавия, осуществляло в интересах господствующих классов помещиков и буржуазии внутреннюю и внешнюю политику
Реакционный состав III Думы обеспечил ее «работоспособность» и сотрудничество с правительством. Государственная дума третьего созыва действовала пять лет с1 ноября 1907 г. по 9 июня 1912 г.), собираясь на ежегодные сессии примерно одинаковой длительности (7—8 месяцев).
Пост председателя III Думы последовательно занимали октябристы:
смоленский помещик Н. А. Хомяков (до 10 марта 1910 г.), А. И. Гучков (до марта 1911 г.) и М. И. Родзянко. В процессе деятельности III Дума возникло более 30 комиссий.
За 611 заседаний III Дума рассмотрела 2572 законопроекта. Она утверждала многочисленные законопроекты правительства, направленные на усиление администрации, полиции, жандармерии, увеличение ассигнований на строительство тюрем; ею были приняты аграрные мероприятия Столыпина, направленные на "землеустройство", переселенческую политику, расширение деятельности Крестьянского банка. Подавляющее большинство этих законопроектов были выдвинуты по инициативе министерств и главных управлений. Законодательная инициатива самой Думы была ничтожной: ею было выдвинуто 205 второстепенных проектов (часть их была отклонена Николаем И, Государственным советом, похоронена в различных комиссиях). Половина неутвержденных законопроектов была взята из Государственной думы министрами. Государственный совет отклонил 31 законопроект, Государственная дума — 76.
Ежегодно Дума утверждала бюджеты государства. За пятилетие (1907— 1912) военный бюджет России вырос на 51%. Не желая выслушивать критику некоторых теневых сторон военной организации и военной бюрократии в Государственной думе и ее комиссии по государственной обороне, правительство, вопреки "Основным государственным законам", издало "правила" 24 августа 1909 г., изымавшие из ведения Государственной думы военное законодательство.
Одной из форм работы Думы были думские запросы; 45% всех внесенных в III Думу запросов исходило от социал-демократической фракции. Подавляющее большинство думских запросов о произволе, царящем в отдельных звеньях государственного аппарата России, внесенных социал-демократической фракцией, реакционное большинство Думы объявило "несрочным" и похоронило в различных комиссиях На срочные запросы отвечали министры, главноуправляющие и другие царские чиновники.
Ввиду истечения полномочий членов Государственная дума третьего созыва прервала свою деятельность 9 июня 1912 г.
Избирательная кампания в IV Государственную думу .проходила в обстановке нового подъема революционного движения масс Правительство приступило к подготовке выборов в IV Думу еще в начале 1912 г. Министр внутренних дел А. А. Макаров предписал губернаторам сообщать ему о том, не предвидятся ли опасения, что в связи с предстоящими выборами в Думу могут быть избраны левые. Департамент полиции усилил субсидии черносотенным организациям. Для укрепления позиции правительственного лагеря значительно активизировалось духовенство. Обер-прокурор Синода В. К. Саблер развил бурную предвыборную деятельность: при Синоде было создано особое предвыборное синодальное бюро, а на местах — епархиальные избирательные комитеты. Правительство пустило в ход и грубые административно-полицейские приемы устранения неугодных избирателей, уполномоченных и выборщиков: аресты, закрытие предвыборных собраний (особенно рабочих), сенатские разъяснения и т. п.
Избирательные комбинации Министерства внутренних дел и Синода принесли результаты. Фракции правительственного лагеря получили в Государственной думе четвертого созыва 283 места (185 правых, черносотенцев и националистов и 98 октябристов). Черносотенно-октябристское большинство опять получило господствующее положение в Думе. Их лидерами были правые и черносотенцы — В. Пуришкевич, Н. Марков 2-й, националист, редактор черносотенной газеты "Киевлянин" В. Шульгин, октябристы М. Родзянко и рязанский помещик Н. Волконский.
Фракциями либерального лагеря были прогрессисты, кадеты и национальная буржуазия окраин. Все вместе они составляли 128 членов Думы. Во главе их стояли кадеты — П. Милюков, уездный предводитель дворянства Тверской губернии Ф. Родичев, врач и земский деятель А. Шингарев, адвокат В. Маклаков, прогрессист-фабрикант А. Коновалов. Вместе с октябристами либеральный лагерь составлял второе большинство (226 членов).
Мелкая буржуазия была представлена фракцией "трудовиков" (10 членов). Социал-демократическая фракция была представлена 14 депутатами: б большевиками и 8 меньшевиками.
Заседания IV Государственной думы открылись 15 ноября 1912 г. Председателем Думы на протяжении пяти лет (до 25 февраля 1917 г.) был октябрист М Родзянко. В процессе деятельности Думы было создано 36 постоянных и временных комиссий.
В условиях революции в бюрократических сферах России был поставлен вопрос о реформе Государственного совета. Подготовкой этой реформы занимались особая чиновничья комиссия (конец 1905 — начало 1906 г.) и чиновничье совещание (второе царскосельское в феврале 1906 г.). Состав, структуру и компетенцию обновленного Государственного совета определили два законодательных акта: 20 февраля 1906 г. — "О переустройстве учреждения Государственного совета" и 23 апреля 1906 г. — "Учреждение Государственного совета" Государственный совет продолжал провозглашаться законодательным органом, и его деятельность была приспособлена к деятельности Государственной думы.
Половина членов Государственного совета стала выборной от земств, дворянских собраний, буржуазии, интеллигенции. Состав Государственного совета обновлялся в течение девяти лет по третям каждые три года. В составе назначаемых царем лиц преобладали крупные чиновники, занимавшие в прошлом министерские и прочие высшие посты в государстве. Из членов совета царем ежегодно назначались председатель и вице-председатель Государственного совета
Введение в Государственный совет выборных элементов от буржуазии и буржуазной интеллигенции должно было повысить "авторитет" этого высшего законодательного учреждения в глазах крупной буржуазии. В основном же его состав оставался дворянско-помещичьим.
"Учреждение Государственного совета" установило новую структуру: общее собрание, два номерных департамента, два присутствия и государственная канцелярия. В процессе деятельности совета учреждались комиссии и особые совещания
Руководящую роль в обновленном Государственен совете играли чиновники и представители "объединенного дворянства". Первым председателем Совета был назначен граф Д. М. Сольский, бывший председателем и до реформы; с 20 мая 1906 г его сменил
Э. В Фриш.
Вместо фракций в Государственном совете существовали группы: правых, "центра", "академическая" (из научной интеллигенции) и беспартийные. В Государственном со