Глава vi. государственный аппарат российской империи в последней четверти xviii
1. Особенности государственного аппарата. Переход от "просвещенного абсолютизма ' к военно-полицейской монархии
Усиление феодальной эксплуатации, помещичьего произвола и налогового гнета привело крепостническое государство к острому политическому кризису — к Крестьянской войне под руководством Е. И. Пугачева в 1773—1775 гг. Она потрясла крепостническую монархию и ускорила проведение административных реформ. Через несколько месяцев после казни Пугачева и подавления Крестьянской войны Екатерина 11 утвердила губернскую реформу. В 1782 г. была принята городская полицейская реформа. В 1785 г. правительство дало две "жалованные грамоты" — дворянству и городам. Эти реформы укрепили местный государственный аппарат, увеличили значение дворянства в местном управлении и суде. В осуществлении своих отдельных функции на местах государство опиралось и на органы дворянского и городского "самоуправления".
Реформы местного управления вызвали ликвидацию в 80-x годах большинства коллегий, а также значительные изменения в аппарате Сената.
Со времени Крестьянской войны Екатерина II отказалась от политики лавирования и либеральных обещаний - период "просвещенной" монархии сменился периодом военной и полицейской диктатуры, сдерживавшей всякое проявление недовольства в стране. Усилению этого реакционного курса способствовало и опасение, что идеи Французской революции 1789-1794 гг. окажут влияние на передовые круги дворянской интеллигенции. Б эти годы правительство жестоко расправилось с А. Н. Радищевым, просветителями Н. И. Новиковым и Ф. В. Кречетовым. Реформы местного управления и роль дворянских привилегий, расправа с участниками Крестьянской войны и внешнеполитические успехи способствовали укреплению абсолютизма. Однако фаворитизм сохранялся. Некоторые из екатерининских фаворитов имели незаурядные государственные способности (светлейший князь Г А Потемкин).
В последние годы правления Екатерина II замышляла отстранить от наследования престола сына Павла и передать престол своему любимому
внуку (старшему сыну Павла) Александру. Паралич ("апоплексический удар") и последовавшая 6 ноября 1796 г. смерть Екатерины II помешали осуществлению этого плана — на престол вступил 42-летннй Павел I.
Несмотря на ряд мероприятий, нарушавших волю умершей императрицы (отстранение отдельных сановников, возвращение из крепости Н. II. Новикова, из ссылки А. Н. Радищева и вождя польских повстанцев Т. Костюшко и т. п.), в целом внутренняя политика Павла I сохраняла направление, наметившееся при Екатерине II. Это был отказ от либеральных обещаний и возрастание карательных военно-полицейских методов управления
В целях укрепления абсолютизма Павел I утвердил 5 апреля 1797 г. "Акт о порядке престолонаследия" — закон, устанавливавший новый порядок наследования престола: переход престола по праву первородства только по мужской линии. Принятое одновременно "Учреждение о императорской фамилии" укрепляло власть и авторитет монарха среди членов императорской фамилии, которые без его воли не могли вступать в брак; император определял имущественное положение и доходы членов царской фамилии.
В управлении государством произошли большие изменения. Павел вмешивался во все детали управления. В деятельности государственного аппарата установилась крайняя централизация. Император по личному усмотрению проводил повышения и разжалования чиновников, генералов и офицеров, раздавал и конфисковывал дворянские имения Большинство вельмож Екатерины II были отстранены от должностей; некоторые из них лишены чинов, званий, имений и высланы. Их места заняли новые фавориты.Особенно тяжелым было правление Павла для народных масс.
Разложение крепостного строя и крепостническая эксплуатация вызвали новую волну крестьянского движения: в 1796 — 1797 гг. оно охватило помещичьи имения в 32 губерниях1.
Неудачная внешнеполитическая ориентация на Францию, неспособ ность разрешить внутриполитические задачи (в том числе и установление спокойствия в стране), а также деспотическая форма правления привели к дворцовому перевороту 11 марта 1801 г. Павел I был убит, и на престол вступил его сын Александр I,' вынужденный изменить курс внутренней политики.
2. Высшие и центральные государственные учреждения
Местные административные реформы 1775—1785 гг., упразднение большинства коллегий, общее реакционное направление в политике абсолютизма - все это вызвало значительные изменения в высшем и центральном государственном аппарате России.
Значите Совета при высочайшем дворе в этот период существенно возросло. Он превратился в высший совещательный и распоряди
Вся территория Российской империи в ЭТО время подразделялась на 41 губернию и I область.
тельный орган государства по вемвопросам не только внешней, но и внутренней политики. С осени 1773 г. по начало 1775 г. Совет заседал 54 раза. Он заслушивал и обсуждал все мероприятия, направленные на подавление Крестьянской войны под руководством Е. И. Пугачева, а также предполагаемые реформы государственного аппарата в 1775—1785 гг. Члены Совета заслушали в ноябре 1775 г. 28 глав "Учреждения о губерниях", и одобрили предполагаемую реформу.
Крайние централизаторские тенденции абсолютизма Павла вскоре отразились и на деятельности Совета. В конце правления Павла Совет превратился в совещательное учреждение, рассматривавшее второстепенные и малозначительные дела. Число заседаний его стало падать. С 21 декабря 1800 г. Совет не собирался вообще.
Местная реформа 1775 г. и связанное с ней значительное расширение прав и компетенций местных чиновников и учреждений вызвали упразднение большинства коллегий, контор и канцелярий. К концу 80-х годов сохранились только три "государственные" коллегии: Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел. Не успела сдать дела Коммерц-коллегия.
Дела упраздняемых коллегий, контор и канцелярий передавались местным учреждениям. Для общего руководства отдельными отраслями управления в составе Сената были созданы экспедиции. Экспедиция о государственных доходах наследовала распорядительные функции Камер- и Берг-коллегии, о государственных расходах — Штатс-конторы, о свидет"льстве счетов — Ревизион-коллегии, о государственных недоимках — Канцелярии конфискации. В состав Сената вошли также штатные казначейства в Петербурге и Москве — кассы, заведовавшие приемом, хранением и распределением денежных средств всего государства. Остатки средств, не израсходованных учреждениями, в течение года передавались в казначейства остаточных сумм. В ведении Сената оставались и банки. В 1794 г. межевая экспедиция Сената была преобразована в Межевой департамент, заведовавший межеванием и разбором межевых тяжб. Входя в состав Сената все эти учреждения подчинялись генерал-прокурору; в его же ведении находились Почтовый департамент. Ассигнационный банк и формально Тайная экспедиция. Генерал-прокурор превратился в своеобразного министра по делам внутреннего управления, соединяя в своем лице звание министра юстиции, финансов, государственного казначейства и государственного контроля. С генерал-прокурором сносились наместники; ему же подчинялась местная прокуратура.
Значение Сената резко упало. Он перестал быть органом, осуществлявшим общее руководство аппаратом и всей политикой государства; его департаменты превратились в основном в высшие судебные инстанции. Огромный канцелярский аппарат Сената действовал вяло и нерешительно. Генерал-прокурор имел право изъять из департамента любое дело и передать его в свою канцелярию, являвшую связующим звеном со всеми подведомственными поднадзорными учреждениями и совмещавшую в себе функции почти всех будущих министерств.
В 1796 г. Павел I провел централизацию управления государством. Должности слишком самостоятельных в своих действиях наместников были ликвидированы, а вместо них в центре восстановлены некоторые коллегии. Поставленный во главе каждой из них "директор над коллегией" получил право личного доклада царю, а также известную самостоятельность в действиях от членов коллегии. "Директора" возглавляли также созданный в 1798 г. как самостоятельное центральное учреждение Департамент водяных коммуникаций и выделившийся в том же году из Сената Почтовый департамент. Одновременно началось формирование новых ведомств. В 1797 г. казначейские экспедиции Сената были выделены из ведения генерал-прокурора и подчинены казначею графу А. И. Васильеву. Глава Коммерц-коллегии князь В. А. Гагарин стал именоваться министром.
"Учреждением о императорской фамилии" 1797 г. для заведования землями и крестьянами, принадлежавшими царской фамилии, было создано центральное ведомство — Департамент уделов во главе с министром уделов Из удельных доходов члены царской фамилии получали ежегодно денежные средства. Возникновение должностей министров мало отразилось на центральных учреждениях; их внутренняя организация и делопроизводство оставались коллегиальными. Значение Сената пало. Павел перестал интересоваться его делами, сносясь во всем только с генерал-прокурором.
Особое место в государственном аппарате Российской империи продолжала занимать Тайная экспедиция Сената. Являясь структурной частью Сената, она представляла собой вполне самостоятельное учреждение с личным докладом ее начальника Екатерине II, а затем Павлу I. Через нее прошли все крупные политические процессы последней четверти века. Важнейшую роль играла Тайная экспедиция в расправе над Е. И. Пугачевым и его сподвижниками. В процессе военного подавления Крестьянской войны летом — осенью 1774 г. были созданы секретные следственные комиссии в Оренбурге (с отделением в Яицком городке), Казани, Царицыне, Уфе и Симбирске. В этих комиссиях, возглавляемых царскими полковниками и генералами, допрашивались захваченные в плен руководители народного движения. Осенью 1774 г. материалы всех комиссий поступили в Москву, куда было переведено и "присутствие" Тайной экспедиции.
Часть руководителей народного движения была казнена на местах, а другие были доставлены в Москву. В железной клетке с большой хорошо вооруженной охраной был доставлен выданный яицкой казачьей верхушкой Е.И. Пугачев. С 4 ноября 1774 г. начались допросы Пугачева в "присутствии" Тайной экспедиции под руководством С. Шешковского. Допросы Пугачева, продолжались до 31 декабря. Наконец, из Петербурга последовали царское "определение" и манифест, 10 января 1775 г. Пугачев и его сподвижники А. Перфильев, М. Шибаев, Т. Падуров, В. Торнов были казнены. По решению Тайной экспедиции членов семьи Пугачева заточили в Кексгольмскую крепость.
30 июня 1790 г. в Петропавловскую крепость был доставлен и закован в цепи автор "Путешествия из Петербурга в Москву" А. Н. Радищев В течение двух недель руководивший допросами Шешковскнй, стремясь до-
биться устных и письменных показание, морил узника голодом, угрожал, обещал прощение и т. п. Одновременно Тайная экспедиция через органы полиции разыскивала уцелевшие, проданные или подаренные Радищевым экземпляры "Путешествия"
Петербургская палата уголовного суда приговорила Радищева к смертной казни, а две высшие инстанции — Сенат и Совет при высочайшем дворе - подтвердили приговор. В течение двух недель Радищев ожидал смерти. Но по случаю заключения мира с Швецией, а также по ходатайству покровительствовавшего ему вельможи кн. А. Р. Воронцова Екатерина II заменила смертную казнь ссылкой на 10 лет в Илимский острог.
В 1792 г. Тайная экспедиция рассмотрела дело просветителя Н. И. Новикова, осужденного на заключение в Шлиссельбургскую крепость. В 1793 г перед Тайной экспедицией предстал просветитель, сторонник республики и крестьянской вольности Ф. В Кречетов, который после окончания следствия был также заключен в Шлиссельбургскую крепость. Попал в Тайную экспедицию близкий по взглядам к Радищеву писатель В. В. Пассек и т. д.
При Павле I в казематах Тайной экспедиции томились опальные вельможи, чиновники, офицеры. Через Тайную экспедицию прошли лица всех сословий. Одни из них затем попадали в Петропавловскую и Шлиссельбургскую крепости, другие рассылались по губернским тюрьмам, третьи высылались под надзор местных властей Тайная экспедиция была упразднена указом Александра 1 2 апреля 1801 г.
Уже с середины века началось падение роли Кабинета. В 1763-1764 гг. Кабинет перестал быть государственным органом, превратившись в учреждение, заведовавшее личным имуществом императрицы. В ведении Кабинета находилось хранилище личных коллекций произведений искусств — Эрмитаж
Со времени правления Екатерины II ведет свое начало личная канцелярия носителя абсолютной власти; она зародилась в лице статс-секретарей. функции которых выделялись из Кабинета. В 1763 г. "для отправления собственных ее императорского величества дел" был определен особый чиновник — статс-секретарь Г. Н. Теплов, а для принятия челобитных на имя императрицы — статс-секретарь И. П. Елагин. К началу 1780 г. в канцелярии статс-секретаря кн. А. А. Безбородко сосредоточились все дела, восходящие на утверждение или разрешение императрицы. Являясь с 1784 г. руководителем внешней политики, он и при Павле 1 сохранил свое положение (канцлер, светлейший князь).
При Павле I окончательно сложилась личная канцелярия царя, получившая впоследствии наименование "Собственной его императорского величества канцелярии". В нее поступали заслужившие внимания царя мемории Сената, прошения, жалобы и другие документы.
3. Местные государственные учреждения и сословные органы.
Расправившись с народным движением с помощью армии, правительство в 1775 г. провело большую реформу местного управления и суда. Особая комиссия из опытных чиновников (Я. Сиверс, И. Завадовскнй, А. Вяземский, Г. Ульрих и др.) под руководством Екатерины II в течение 9 месяцев разработала пространный законодательный акт —«Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». 28 глав этого акта были утверждены 7 ноября 1775 г., а три последние главы — 4 января 1780 г.
В предисловии к "Учреждениям" давались объяснения реформы, отмечалось, что "по великой обширности некоторых губернии, оные недостаточно снабжены как правительствами, так и надобными для управления людьми". Господствовавшее в течение почти полувека объединение в ведении губернаторов и воевод административных, полицейский, финансово-хозяйственных и судебных функций признавалось неудобным, так как от этого "возрастают своево льство и ябеды общие со многими пороками".
К моменту реформы 1775 г. Россия разделялась на 23 губернии, 66 провинций и до 180 самостоятельных уездов (не считая уездов губернских и провннциальных городов). Большинсво губерний были обширнейшими территориальными единицами.
Реформа 1775 г. провела разукрупнение губерний; их число увеличилось более чем вдвое. К концу правления Екатерины II насчитывалось 50 губерний. Каждая губерния подразделялись на уезды; промежуточная территориальная единица — провинция — была ликвидирована. Новое административно-территориальное деление полностью игнорировало экономические связи отдельных местностей России и национальные особенности местного населения. Основу территориального деления составляли задачи налоговой и карательной политики государства. Каждая губерния, чтобы "порядочно могла быть управляема", должна была иметь от 300 до 400 тыс. ревизских душ, а уезд — 20-30 тыс. ревизских душ.
Большинство губерний получило наименование по губернским городам (Тверская, Вологодская); некоторые — по реками (Енисейская), озерам (Забайкальская), историческим наименованиям местности (Волынская, Таврическая) и т. п.
Была проведена значительная децентрализация местного управления, т. е. расширение распорядительных и исполнительных прав местных чиновников и учреждений; им были переданы многие функции и права коллегий, контор и прочих центральных учреждений.
Каждую из столичных губерний, а также более крупные регионы (чаще всего в две губернии) возглавлял наместник (генерал-губернатор) — должностное лицо, наделенное чрезвычайными полномочиями и ответственное только перед Екатериной II. Наместники назначались преимущественно из высших сановников. Находясь в Петербурге, наместник мог принимать участие в деятельности Сената.
Расплывчатые формулировки, определявшие права наместника по "Учреждениям о губерниях", давали ему неограниченные полномочия. Наместник был главой местной администрации и полиции, осуществлял общий надзор за всем аппаратом управления и суда, чиновниками и сословными органами генерал-губернаторства. Формально не вмешиваясь в судопроизводство ("главнокомандующий не есть судья"), он мог оказывать давление на судебные решения, останавливать исполнение приговоров. Наместнику подчинялись войска, находившиеся на территории губернии. Его исполнительным органом было наместническое правление из 2-3 советников.
Все учреждения и должностные лица, созданные местной реформой 1775 г. можно подразделить на три основные группы: административно-полицейские, финансово-хозяйственные и судебные. Первая группа была представлена в губернии губернатором, губернским правлением и приказом общественного призрения, а в уезде — земским исправником (капитаном), нижним земским судом и городничим. Губернатор являлся административным органом губернии и управлял ею с помощью коллегиального учреждения — губернского правленая, которое было основным административным учреждением губернии. Оно доводило до сведения подчиненных учреждений и чиновников законы и государственные распоряжения, побуждало их к исполнению. Хотя "Учреждения о губерниях" и подчеркивали, что губернское правление управляет б силу законов всей губернией, однако уже в первые годы после после введения реформы 1775 гг. стала обнаруживаться тенденция губернаторов подчинять себе членов губернского правления.
Особое место в администрации каждой губернии занимало совершенно новое учреждение — приказ общественного призрения. В состав этого учреждения, возглавляемого губернатором, входили заседатели от губернских сословных судов. Приказы общественного призрения управляли местными школами, медицинскими и благотворительными учреждениями (госпиталями, больницами, богодельнями, сиротскими домами). Кроме того, они заведовали некоторыми тюремными учреждениями — "работными" и "смирительными" домами Всех людей, которые "праздно шатаются" или занимаются нищенством, закон предписывал забирать и определять в работные дома В смирительные дома разрешалось сдавать непокорных помещикам крепостных; поступали туда и другие категории "преступников". Например, родители могли определять туда "за неповиновение" своих детей. В этих учреждениях был установлен полутюремный режим с принудительным трудом и жестокими телесными наказаниями.
Приказы общественного призрения стали играть роль и своеобразных банков. Располагая значительными средствами, частью, отпускаемыми правительством на благотворительность, частью, собранными в форме пожертвований с населения для тех же целей, приказы общественного призрения пускали эти средства в оборот: они ссужали на небольшие сроки помещиков под залог их именин. Таким образом, под видом благотворительности. осуществлялась материальная поддержка господствующего класса.
Губернатору и губернскому правлению в уезде был подведомствен нижний земский суд — полицейский орган, состоящий из избираемых
дворянством уезда земского исправника или капитана и 2-3 заседателей Нижний земский суд исполнял распоряжения вышестоящих властей, а также приговоры судов, проводил предварительное следствие по уголовным преступлениям. На него возлагалась основная полицейская функция — сохранять в уезде "благочиние, добронравие и порядок". Особой заботой уездной полиции было то, чтобы "никто беглых людей не принимал, не держал и не укрывал". В ведении исправников и нижних земских судов находились и иные полицейские задачи:побуждение "тяглового" населения к исправной уплате и сборов, выполнение натуральных повинностей, надзор за порядком во время торговли, продовольственными делами и состоянием дорог, соблюдением противопожарных и противоэпидемических мер и т. п.
Охрана "тишины и спокойствия" в уездном городе возлагалась на городничего, выполнявшего на территории города функции земского исправника.
Финансово-хозяйственные функции обособились в ведении особой группы учреждений: казенной палаты — в губернии и казначейства — в уезде. Председателем казенной палаты был вице-губернатор, а членами -директор экономии, советник, два асессора и губернский казначей Казенная палата распоряжалась множеством финансовых и административно-хозяйственных дел. Она наследовала многие функции Камер- и Ревнзион-коллегии: заведовала податным делом, надзирала за налоговыми поступлениями, осуществляла финансовый контроль, ведала источниками доходов: государственными имуществами (землями, лесами, водами, казенными предприятиями), государственными, дворцовыми, экономическими (т. е. находившимися ранее в ведении Коллегии экономии) крестьянами, винными откупами и подрядами, продажей соли, заведовала казенными зданиями, надзирала за частной торговлей промышленностью. Палата проводила и учетно-статистическую работу по ревизиям — переписям податного населения. В ее ведении находились и уездные казначейства — кассы, ведавшие приемом, хранением денежных сборов и доходов и выдачей чиновникам по распоряжению властей денежных сумм.
Реформа 1775 г. создавала целую систему местных судов: общесослов-ные (палата уголовного и палата гражданского суда), суды специального назначения (совестный и надворный), а также сословные губернские и уездные суды.
Важнейшими местными судами губернии были палаты уголовного и гражданского суда. Палата уголовного суда наследовала права Юстиц-коллегии, а палата гражданского суда - Юстиц- и Вотчинной коллегий. Обе палаты являлись апелляционными инстанциями для пересмотра дел, решенных в нижестоящих судах. Состав каждой из палат (председатель, два советника и два асессора) назначался Сенатом.
Совестный суд несколько разгружал суды губернии от многих запутанных дел: как уголовных (преступлений безумных, несовершеннолетних, от несчастных случаев, "колдовских" дел), так и гражданских (главным образом тяжб между родственниками). Этот суд ставил целью примирение сторон; в случае несогласия на примирение дело передавалось в обычные суды
Особое место занимали созданные в столицах верхние и нижние надворные суды с назначаемым составом судей. Они обслуживали чиновников и разночинцев. Создавая эти суды, правительство стремилось выделить столичных чиновников из подсудности общих судов, а также приспособить судебную систему крепостнического государства к разложению сословий с надсословной группой разночинцев.
В каждой губернии создавались сословные суды для рассмотрения в апелляционном порядке уголовных и гражданских дел дворян — верхний земский суд, горожан — губернский магистрат, а также государственных, экономических, дворцовых крестьян, ямщиков, однодворцев — верхняя расправа. Председатели этих судов назначались Сенатом, а заседатели избирались соответствующими сословиями. Закон делал оговорку, что для свободных крестьян в верхние расправы "не запрещается" заседателей "избирать и из дворян". Практически местные власти комплектовали заседателей расправ из дворян. В самодержавно-крепостнической России последней четверти XVIII в. государственные крестьяне не имели политических прав, ими управляли чиновники-дворяне.
В каждом уезде действовали сословные суды первой инстанции: уездный суд для дворян, городской магистрат (или ратуша) — для горожан и нижняя расправа — для непомещичьих крестьян.
При уездных судах и городовых магистратах создавались соответствующие сословные органы по опеке. Это были дворянская опека (в составе уездного предводителя дворянства, уездного судьи и заседателей) и сиротский суд (в составе городского головы, членов магистрата и городского старосты). Их задачей было сохранение дворянской или буржуазной собственности в том случае, если владельцами ее оказывались вдовы, малолетние или лица, проматывающие состояние. Над такими владельцами назначались опекуны, которые управляли опекаемым имуществом за 5% с его доходов. Дворянские опеки и сиротские суды осуществляли надзор за состоянием этих опек, разбирали жалобы на опекунов.
В характеристике реформы 1775 г. дворянско-буржуазной историографией (А. Романович-Славатинский, И Андреевский, А Лохвицкий, И Блинов, В. Григорьев, А. Кизеветтер) особое место отводилось провозглашаемому этой реформой принципу "разделения властей", в котором усматривалось влияние идей французских просветителей. Между тем в отличие от провозглашенного Ш. Монтескье разделения трех властей (законодательном, исполнительной и судебной) "Учреждения" 1775 г. декларировали лишь отделение суда от администрации и полиции. Это создание внешне обособленных от администрации и полиции органов суда было формальным, оно не устранило прямой зависимости суда от наместников, губернаторов, органов полиции. В XVIII в. условия для создания самостоятельных и независимых от администрации и полиции органов суда в России отсутствовали, так как "разделение властей" предполагало наличие известных гражданских прав большинства населения, т. е. освобождения крестьян от крепостной зависимости, установления элементарной законности. Провозглашенное в 1775 г "разделение властей", так же как и идеи "Наказа" 1767 г, должны были
чисто внешними формулировками буржуазной государственности прикрывать абсолютизм, административно-полицейский произвол дворянской бюрократии.
Реформа 1775 г. создавала в каждой губернии штат чинов прокурорского надзора . Это были губернский прокурор с двумя помощниками — "стряпчими" (уголовных и казенных дел). При губернском сословном суде назначалось по одному прокурору и два стряпчих, а в уезде действовал подчиненный губернскому прокурору уездный стряпчий. Роль этих чинов прокуратуры на местах была незначительной. Губернский прокурор по чину был ниже не только губернатора, но и вице-губернатора, председателей палат уголовного и гражданского суда и приравнивался лишь к советникам губернских правлений и палат, председателям верхнего и земского суда и советному судье. Это были как раз те чиновники, за деятельностью которых губернский прокурор должен был надзирать. Еще ниже были остальные чины прокурорского надзора. Чины прокуратуры при судах существовали только на бумаге.
Действия прокуратуры ограничивались весьма немногосложными задачами: формальным "надзором" за "законностью" действий чиновников и учреждений и чтением текстов вновь полученных законов чиновниками с соответствующим "разъяснением" их.
Реформа 1775 г. не только усилила местный чиновничий аппарат, но и повысила значениe местного дворянства в управлении и суде. Для законодательного оформления этого комиссия по разработке реформы широко использовала сословные законы прибалтийского дворянства, выбиравшего большинство губернских и уездных органов полиции и суда и умело использовавшего этот местный аппарат для феодальной эксплуатации. Из 75 штатных чиновников, определяемых в состав новых учреждений губерний, дворяне выбирали около 1/з состава (совестного судью, 10 заседателей верхнего земскою суда, 2 заседателей совестного суда и, как правило, 10 заседателей в верхнюю расправу); примерно столько же местных дворян — главнокомандующий, губернатор и губернское правление — рекомендовали Сенату для определения на различные чиновничьи должности губернии.
Еще заметные была роль местного дворянства в уезде. Дворяне выбирали не только главу уездного дворянства — предводителя, но и главу полиции — земского исправника, главу сословного суда — уездного судью. заседателей в уездный суд, заседателей в нижний земский суд, порой и в нижнюю расправу, т. е. до 1/2 состава чиновников уезда. Остальные чиновничьи вакансии (включая даже должность уездного стряпчего — блюстителя "законности" в уезде) заполнялись губернской администрацией из местных дворян. Привлечение местных дворян в состав чиновничества губерний и уездов по реформе 1775 г. укрепляло самодержавно-дворянскую монархию, помогало ей полнее учитывать интересы господствующего класса помещиков-дворян.
"Учреждении о губерниях" вводились постепенно. 13 нюня 1 781 г. было утверждено "расписание" новых 40 губерний с распределением их между 19 наместниками. Ряд последовавших за реформой 1775 г. законодательных актов дополнял "Учреждение о губерниях".
Крупной вехой в реформах местного управления было утвержден 8 апреля 1732 г. "Устава благочиния или полицейского", определявшего устройство полицейского аппарата городов. Сохранение "благочиния, добронравия и порядка" возлагалось в городах на городскую (отдельную от уездной) полицию и ее органы. Во главе полиции каждой из столиц стоял обер-полицейместер, являвшийся председателем полицейского общегородского учреждения — управы благочиния, которая охраняла порядок в городе, принуждала жителей к исполнению законов и постановлений, приводила в исполнение повеления местной администрации и решения судов, заведовала городским благоустройством и торговлей. Управа благочиния имела и некоторые судебные функции. Как и все полицейские органы, она проводила предварительное следствие и судила по мелким уголовным делам (кражи и мошенничество на сумму не более 20 руб.).
Кроме обер-полицеймепстера в состав управы благочиния входили два пристава (уголовных и гражданских дел), а также ратманы — выборные члены от купечества. В некоторых вопросах хозяйственного управления местные власти не могли не считаться с буржуазными элементами города.
В каждом губернском городе управу благочиния возглавлял полицеймейстер или обер-комендант. Город, насчитывавший более 4000 дворов, подразделялся на части (200—700 дворов) во главе с частным приставом. Центром части было полицейское учреждение — канцелярия частного пристава, называвшаяся "часть", "частный" или "съезжий" дом. Полицейская часть следила за охранением "тишины и спокойствия", боролась с пожарами (при частях к концу века стали создаваться пожарные команды во главе с брандмейстерами), ей был подведомствен неопределенный круг дел: осмотр мертвых, призрение подкидышей, надзор за трактирами, гостиницами и ресторанами. Части были основными исполнителями судебных решений. При каждой части находился словесный суд по мелким гражданским тяжбам с устным, упрощенным судопроизводством. Словесный судья выбирался горожанами. Части делились на кварталы (по 50—100 дворов) Полицейский надзор в каждом квартале осуществляли квартальный надзиратель и его помощник — квартальный поручик.
За первой частью "Устава благочиния" — "Должностью" — следовали 34 статьи, которые составляли "Наказ управе благочиния". Большую часть этого наказа занимало написанное Екатериной II "Зерцало управе благочиния" — собрание нравственных афоризмов, которыми должны были руководствоваться и полиция ("с пути сошедшему укажи путь", "буде и скотина злодея споткнется подними ее"), и городское население ("жена да прилепится к своему мужу", "всем и каждому воспрещается пьянство" и т. п.). Эти морально-нравственные правила подтверждали господствовавшую в стране полицейскую регламентацию жизни простого народа, а также неограниченное право полиции на вмешательство не только в общественную, нои в частную жизнь городского населения.
Рост дворянских сословных привилегий завершился утверждением 21 апреля 1785 г. "Грамоты на права, вольности и преимущества благородного дворянства" Первый раздел ее подробно освещал "личные преимуще-
ства дворян", т. е. их юридическое положение. Честь, жизнь и имущество дворянина можно было отнять только после свершения им преступления. Судить дворянина мог только суд, состоявший из равных ему. Приговор суда подлежал утверждению самой императрицы. Дворяне окончательно освобождались от телесных наказаний: "...телесные наказания да не коснутся благородного". Жалованная грамота "подтверждала вольности и свободы дворян". Находящийся на службе дворянин мог продолжать службу или просить отставку, беспрепятственно выезжать за границу. Подтверждалось полное право дворян распоряжаться своими поместьями, а следовательно, и крепостными: продавать их, завещать, заводить фабрики, заводы, рудники, торги, ярмарки и т. д.
35 статей грамоты гласили о дворянских привилегиях, и только одна статья касалась обязанности дворянина "по первому позыву от самодержавной власти не щадить ни труда, ни самого живота для службы государственной".
Грамота создавала местную корпорацию — "дворянское общество". По разрешению генерал-губернатора или губернатора дворяне каждой губернии могли созывать раз в три года в губернии — губернское дворянское собрание, а в уезде — уездное дворянское собрание. На заседаниях дворянских собраний могли присутствовать все дворяне, но право голоса имели только те из них, которые владели поместьями и были старше 25 лет Не имели права голоса те их дворян, которые ушли в отставку, не дослужившись до обер-офицерского чина. На этих собраниях рассматривались рбщедворянские "нужды и пользы".
Каждые три года губернское дворянское собрание избирало двух кандидатов в губернские предводители дворянства, из которых наместник или губернатор назначал губернского предводителя. Одновременно избирались совестный судья, дворянские заседатели в верхний земский и совестный суды. Дворяне уезда избирали уездного предводителя, исправника, уездного судью, заседателей уездного и нижнего земского судов. Все выборы в дворянских собраниях проводились путем баллотирования шарами!1.
Дворяне каждой из губерний вписывались в дворянскую "родословную" книгу. Эти сведения помогали Сенату и местным властям вести точный учет личного состава господствующего класса в каждой губернии, облегчали комплектование чиновников в центральные и местные учреждения. Для составления и ведения этой родословной было создано постоянно действующее учреждение — дворянское депутатское собрание, которое снабжало соответствующими сведениями герольдию Сената.
Жалованная грамота дворянству 1785 г. завершила формирование дворянского сословия в России.
1 Эта форма была установлена Петром 1 еще в 1719 г. и заключалась в следующем: избиратель брал в руку шар и вкладывал руку в особую трубку, приделанную к ящику с двумя делениями для "черных" и "белых" шаров; вес это рекомендовалось делать "искусно, чтоб никто дознаться не мог, в которую сторону опустить". После баллотирования ящик отпирался и подсчитывалось число шаров в "белой" и "черной" сторонах
Одновременно с жалованной грамотой дворянству была дана "Грамота на права и выгоды городам Российской империй". По этой грамоте все население города ("городовые обыватели") подразделялись на 6 разрядов — сословных групп: "настоящих городовых обывателей" — владельцев домов и земель в черте города; купцов всех гильдий; цеховых ремесленников: "иногородных и иностранных гостей" — ру