Страна в огне вооруженной междоусобицы (1918—1920 гг.)
Важнейшим условием разрастания широкомасштабной Гражданской войны становится образование регулярных армий противоборствующих сторон. Следует отметить, что все воюющие армии времен Гражданской войны в большей или меньшей степени базировались на прежней императорской армии. Подвергшись в феврале 1917 г. революционному разложению, старая армия перестала выполнять свои основные функции, связанные с защитой Отечества от внешнего врага и поддержанием внутреннего порядка а, напротив, превратилась в дестабилизирующий фактор. К моменту Октябрьской революции в ней числилось б 388 126 солдат и офицеров во фронтовых частях и еще 1 346 260 — в тыловых гарнизонах. В стране имелось огромное количество оружия, боеприпасов, амуниции. Именно этим наследством свергнутого самодержавия и стремились воспользоваться вовлеченные в Гражданскую войну силы. Еще в дооктябрьский период на базе прежней регулярной армии свои вооруженные силы начали создавать сепаратистские лидеры национальных окраин, в частности Финляндии и Украины. Вскоре после победы Советской власти, в начале ноября 1917 г., к комплектованию регулярной армии, единственной задачей которой было свержение большевиков, приступили вдохновители «белого дела». Ее наиболее действенное ядро составили генералы и офицеры царской армии, а также юнкера и казачество.
Наибольшие преимущества для использования людских и материальных ресурсов прежней российской армии имелись у большевиков, сформировавших центральное общенациональное правительство и контролировавших города с наиболее развитой военной промышленностью. Однако первоначально в отношении к армии большевики придерживались установок революционного марксизма, согласно которым в государстве рабочих и крестьян регулярная армия должна уступить место всеобщему вооружению народа. Народная милиция, по убеждению лидеров большевиков, могла не только подавить сопротивление свергнутых классов, но и отстоять свободу страны. Такое понимание проблемы диктовало специфику первых шагов советской власти в области армейского строительства. На II съезде Советов 26 октября 1917 г. в составе СНК создается Комитет по военным и морским делам. Главной его задачей становится смещение «контрреволюционных генералов» и дальнейшее революционизирование армии. 16 декабря СНК принимает важные декреты «Об уравнении всех военнослужащих в правах» и «О выборном начале и об организации власти в армии», согласно которым отменялись все существовавшие в армии чины и звания, отличия и титулы, узаконивались различные демократические организации, в частности солдатские комитеты, к которым переходит фактическая власть в армии.
Начавшийся еще в декабре 1917 г. процесс демобилизации старой армии, преимущественно стихийный, завершается в апреле 1918 г. Вместо нее в первые месяцы после прихода к власти большевики делали ставку на Красную Гвардию. Однако формирование последней велось стихийно, без общего плана, отдавалось на откуп местным советским органам. Как правило, красногвардейцами становились молодые рабочие, преданные революции, но плохо владеющие оружием и не знакомые с воинской дисциплиной. Немало в рядах Красной Гвардии было и деклассированных элементов, даже прежних жандармов и полицейских. Наладить должный порядок и управление отрядами красногвардейцев оказалось делом непростым.
В результате накопленного опыта происходит пересмотр основ армейской политики, и советское правительство переходит к созданию регулярных вооруженных сил. «Та революция чего-нибудь стоит, которая уметь защищаться», — эта ленинская фраза стала девизом, под которым разворачивалось строительство новой армии. Декрет о ее создании был принят 15 января 1918 г. Фундаментом Рабоче-Крестьянской Красной армии (РККА) стали отряды рабочей милиции и Красной Гвардии, а так же некоторые части прежней армии, сохранившие боеспособность и сочувствующие революции. Через несколько дней, 29 января принимается декрет о создании Красного Флота. Строительство Красной армии направлялось Наркоматом по военным и морским делам, который в марте 1918 г. возглавил Троцкий, а так же Высшим военным советом, военным руководителем которого являлся генерал-майор царской армии М. Бонч-Бруевич, брат управделами СНК В. Бонч-Бруевича. Первым серьезным испытанием для Красной армии становится наступление немцев после срыва Брест-Литовских мирных переговоров. Учитывая угрозу Петрограду, СНК 21 февраля 1918 г. обратился с воззванием: «Социалистическое Отечество в опасности». Началась массовая запись добровольцев.
Первоначально в основу строительства РККА намечалось положить принципы классовости и добровольности. От идеи комплектации новой армии только за счет представителей прежде угнетенных классов пришлось отказаться с самого начала — регулярной армии требовались кадровые офицеры и опытные военачальники. Служить в Красную армию, прежде всего в силу патриотических убеждений, пошли такие видные военачальники русской армии» как Н. Потапов, А. Самойло, Л. Снесарев, С. Каменев, И. Вацетис и др. Всего в нее было привлечено более 100 тыс. бывших генералов и офицеров, что в 1918 г. составляло не менее 75% командного состава РККА. В условиях Гражданской войны пришлось отойти и от добровольческого принципа формирования армии — 22 апреля декретом НЦИК вводилась всеобщая воинская повинность. Результаты но замедлили сказаться — к середине сентября 1918 г. РККА уже состояла из 6 армий и 54 дивизий, общая численность фронтовых и тыловых частей достигла 450 тыс. человек, была создана четкая структура управления войсками. Большевикам удалось наладить снабжение армии продовольствием, а так же оружием и боеприпасами из арсеналов царской армии, на ее нужды работали оставшиеся в строю оборонные предприятия.