СВЕРЖЕНИЕ СТАРОЙ ВJlAСТИ В МОСКВЕ И НА ПЕРИФЕРИИ. ПЕРВЫЕ ДЕКРЕТЫ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТEJIЬСТВА
На местах революция произошла быстро и сравнительно мирно. В Москву весть о начале восстания в Петрограде пришла вечером
27 февраля. Утром 28 февраля в Москве началась всеобщая забастовка рабочих. Рабочие устремились к центру города и всюду обезоруживали полицейских. у здания Городской думы непрерывно шли митинги. В тот же день войска московского гарнизона перешли на сторону революции. Рабочие и солдаты заняли все правительственные учреждения, почту, телеграф, вокзалы, из Бyтырской тюрьмы были освобождены политические заключенные. В здание Городской думы стали приводить арестованных полицейских и жандармов.
28 февраля - 1 марта состоялись выборы в Московский Совет. Было избрано 623 депутата, в основном от меньшевиков и эсеров (от большевиков избран 51 депутат). 4 марта был избран Совет солдатских депутатов в составе 400 человек (в их числе 7 депутатов от большевиков).
Одновременно с Советами по инициативе гласных Городской думы и с участием общественности города был образован «Московский комитет общественных организаций в составе 171 человека под председательством кадета Н. М. Кишкина. Он избрал Исполнительную комиссию, которая вступила в сотрудничество с Московским Советом.
В течение 1-5 марта в бывших кpyпныx городах были созданы как Советы, так и губернские комитеты (они назывались «общественными комитетами., «комитетами общественной безопасности., «комитетами по охране общественной безопасности.), которые действовали параллельно с Советами или в сотрудничестве с ними. Советы и комитеты установили контроль над органами старой администрации, упразднили полицию и создали народную МИЛИЦИЮ. Гарнизоны городов, как правило, заявляли о своей поддержке новых органов местной власти. В крупных воинских гарнизонах создавались Советы солдатских, а на военно-морских базах и кораблях - флотских депутатов. На предприятиях создавались фабрично-заводские комитеты (фабзавкомы) -органы рабочего контроля над производством; они же руководили и политическими выступлениями рабочих (большевики уделяли особенно большое внимание этим рабочим организациям, стремясь подчинить их своему влиянию). Были воссозданы профсоюзы, в которых прочные позиции заняли меньшевики и эсеры.
Революционное брожение захватило и фронт. Слухи о предстоящем разделе помещичьих и казенных земель стимулировали дезертирство.
В течение марта 1917 г. Временное правительство издало серию декретов и распоряжений, направленных на демократизацию страны. В первую очередь на местах создавалась новая административная власть, подчиненная Временному правительству. 4 марта председатель Временного правительства Г. Е. Львов разослал на места телеграммы об отставке всех губернаторов, на место которых в звании комиссаров Временного правительства были назначены председатели губернских земских управ. Часть губернаторов скрылась, другие были взяты под арест, а некоторые, вызвавшие особую ненависть населения, убиты. 19 марта был упразднен институт земских начальников. Их административные обязанности были переданы уездным комиссарам, назначенным из числа местной интеллигенции, а судебные - «временным судьям», назначаемым губернскими комиссарами и утверждаемым Министерством юстиции. Губернским комиссарам было поручено образовать волостные комитеты, которые должны были исполнять функции будущих волостных земств после проведения готовившейся земской реформы.
Временным правительством была образована Чрезвычайная следственная комиссия для расследования должностных преступлений царских министров и высших чиновников.
6 марта Временное правительство издало декрет об амнистии. Объявлялась амнистия всем лицам, осужденным по политическим мотивам. 12 марта был издан декрет об отмене смертной казни, которая заменялась по особо тяжким уголовным делам 15-летней каторгой. (Однако через 4 месяца для борьбы с массовым дезертирством на фронте смертная казнь была восстановлена.) 18 марта была объявлена амнистия осужденным за уголовные преступления. Это был ошибочный акт Временного правительства. Было освобождено 15 тыс. уголовников, что явилось причиной роста преступности, так что вскоре их пришлось вновь ловить и водворять в места заключения.
18-20 марта была издана серия декретов и постановлений об отмене вероисповедных и национальных ограничений, а также ограничений в выборе местожительства, правах собственности, провозглашалась полная свобода занятий, женщины уравнивались в правах с мужчинами.
Временное правительство объявило все земли кабинета царя государственной собственностью и передало их в ведение Министерства земледелия. В распоряжение государственной казны было передано и все имущество Удела. Предприятия и капитал удельного ведомства становились государственной собственностью, и доходы с удельного имущества запрещалось выплачивать царскому двору.
26 марта правительство постановило предоставить министру финансов право выпуска военного займа - «Займа свободы 1917 года.. В пользу распространения займа развернулась в правительственной прессе шумная кампания. 27 марта последовал запрет на изготовление и продажу спиртных напитков.
Постановление «Об учреждении милиции» вводило единообразие в созданные в начале революции вооруженные отряды охраны порядка. Четко устанавливались пределы их компетенции. Декрет «О собраниях и союзах» санкционировал завоеванное в ходе революции право собраний и союзов. Все российские граждане без исключения получали право без особого на то разрешения образовывать общества и союзы, «не противные уголовным законам». Эти общества могли объединяться между собою, вступать в соглашения с образованными за границей обществами или союзами, но для этого требовалась регистрация в судебных органах. Закрыть общество мог только суд, если он признает нарушение обществом уголовного законодательства. Никакие политические мотивы для закрытия обществ не существовали. 23 апреля был издан декрет «О рабочих комитетах в промышленных предприятиях». Он санкционировал уже возникшие в февральские дни фабрично-заводские рабочие комитеты на предприятиях.
Был принят самый демократичный закон о выборах в Учредительное собрание: всеобщие, прямые, равные, при тайном голосовании.
Завершающим актом Временного правительства по упразднению старых органов власти явились постановления от 6 августа о роспуске Государственной думы и признании утратившими силу полномочия Государственного совета.
СУЩНОСТЬ ДВОЕВЛАСТИЯ
В переходный период - с момента победы революции до принятия конституции и сформирования в соответствии с нею постоянных органов власти - действует Временное революционное правительство. На него возлагаются задачи слома старого аппарата власти, закрепления соответствующими декретами завоеваний революции и созыва Учредительного собрания, которое определяет форму будущего государственного устройства страны, утверждает изданные Временным правительством декреты, придавая им силу законов, и принимает конституцию.
Временное правительство на переходный период (до созыва Учредительного собрания) обладает как законодательно-распорядительными, так и исполнительными функциями. Так обстояло дело во время Великой французской революции конца XVIII в. Такой же путь преобразования страны после революционного переворота предусматривали в своих проектах и декабристы Северного общества, выдвигая на переходный период идею «Временного революционного правления», а затем созыва «Верховного собора» (Учредительного собрания). Так же представляли себе путь революционного переустройства страны, слома старой государственной машины и формирование новых органов власти все русские революционные партии в начале хх В., записавшие это в своих программах.
Однако процесс формирования государственной власти в России в результате Февральской революции 1917 г. пошел по иному пути. В России создалось не имеющее аналогов в истории. двоевластие в лице Советов рабочих, крестьянских и Солдатских депутатов, с одной стороны, и Временного правительства, с дpyгoй как уже было сказано; появление Советов - органов народной власти -Относится ко времени революции 1905-1907 гг. и является важным ее завоеванием. эта традиция сразу же возродилась после победы восстания в Петрограде 27 февраля 1917 г. Помимо Петроградского Совета в марте 1917 г. возникло свыше 600 Советов на местах, которые избрали из своей среды постоянно действующие органы власти - исполнительные комитеты. Советы выполняли законодательно-распорядительные, исполнительные и даже судебные функции. К октябрю 1917 г. в стране насчитывалось уже 1429 Советов. Возникали они стихийно - это было стихийное творчество масс. Наряду с ними были созданы и комитеты Временного правительства на местах. Так возникло двоевластие на центральном и местном уровнях.
В то время преобладающее влияние в Советах, как в Петроградском, так И В провинциальных, имели представители партий меньшевиков и эсеров, которые ориентировались не на «победу социализма», полагая, что в отсталой России нет для этого условий, а на развитие и закрепление буржуазно-демократических завоеваний революции. Такую задачу, считали они, в переходный период может выполнить Временное, буржуазное по составу, правительство, которому в проведении демократических преобразований страны необходимо обеспечить поддержку, а при необходимости и оказывать на него давление. Фактически реальная власть в период двоевластия находилась в руках Советов, ибо Временное правительство могло управлять только при их поддержке и проводить свои декреты с их санкции. Вначале Временное правительство и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов действовали совместно. они даже
проводили свои заседания в одном здании - Таврическом дворце, который превратился тогда в центр политической жизни страны.
В течение марта-апреля 1917 г. Временное правительство, при поддержке и давлении на него Петроградского Совета, провела ряд демократических преобразований, о которых говорилось выше. Вместе с тем решение ряда острых проблем, доставшихся в наследство от старой власти, оно откладывало до Учредительного собрания, и среди них аграрный вопрос. Более того, правительство издало ряд декретов, предусматривавших уголовную ответственность за самовольный захват помещичьих, удельных и монастырских земель. В вопросе о войне и мире оно заняло оборонческую позицию, сохраняя верность союзническим обязательствам, принятым еще старой властью. Все это вызывало растущее недовольство народных масс политикой Временного правительства.
Двоевластие - не есть разделение властей, а противостояние одной власти другой, что неизбежно приводит к конфликтам, к стремлению каждой власти свергнуть ей противостоящую. В конечном счете двоевластие ведет к параличу власти, к отсутствию всякой власти, к анархии. При двоевластии неизбежен рост центробежных сил, что грозит развалом страны, тем более если эта страна многонациональная.
Двоевластие просуществовало не более четырех месяцев - до начала июля 1917 г., когда в обстановке неудачного наступления русских войск на германском фронте 3--4 ИЮЛЯ большевиками была организована политическая демонстрация и предпринята попытка свержения Временного правительства. Демонстрация была расстреляна, а на большевиков обрушились репрессии. После июльских дней Временному правительству удалось подчинить себе Советы, которые послушно исполняли его волю. Однако победа Временного правительства была недолгой и положение его становилось все более непрочным. В стране углублялась хозяйственная разруха: быстро росла инфляция, катастрофически падало производство, реальной становилась опасность надвигавшегося голода. В деревне начались массовые погромы помещичьих усадеб, захваты крестьянами не только помещичьих, но и церковных земель, поступали сведения об убийствах помещиков и даже церковнослужителей. Солдаты устали от войны. На фронте участились братания солдат обеих воюющих сторон. Фронт, по существу, разваливался. Резко возросло дезертирство, позиции покидали целые воинские части: солдаты спешили домой, чтобы успеть к разделу помещичьих земель.
Февральская революция разрушила старые государственные структуры, но не смогла создать новой и авторитетной власти. Временное правительство все более теряло контроль над положением в стране и не в состоянии было справиться с растущей разрухой, полным расстройством финансовой системы, развалом фронта. Министры Временного правительства, будучи высокообразованными интеллигентами, блестящими ораторами публицистами, оказались плохими политиками и администраторами, оторванными от реальной действительности и слабознавшими ее.
За сравнительно короткое время, с марта по октябрь 1917 г., сменилось четыре состава Временного правительства: первый его состав просуществовал около двух месяцев (март--апрель), после дующие три (коалиционные, с «министрами-социалистами») каждый не более полутора месяцев. Оно пережило два серьезных кризиса власти (в июле и в сентябре).
Власть Временного правительства слабела с каждым днем. В обстановке политической нестабильности в стране, углублявшейся хозяйственной разрухи, затянувшейся непопулярной войны, угрозы надвигающегося голода, народные массы жаждали «твердой власти», которая смогла бы «навести порядок». Срабатывала и противоречивость поведения русского мужика - его исконно русское стремление к «твердому порядку» И вместе с тем исконнорусская ненависть ко всякому реально существующему порядку, Т.е. парадоксальное сочетание в крестьянском менталитете цезаризма (наивного монархизма) с анархией, покорности с бунтарством.
К осени 1917 г. власть Временного правительства была фактически парализована: декреты его не исполнялись или вообще игнорировались. На местах фактически царила анархия. Все меньше становилось его сторонников и защитников. Это во многом объясняет ту легкость, с которой большевики осуществили государственный переворот 25 октября 1917 r. Они не только легко свергли фактически безвластное Временное правительство, но и получили мощную поддержку со стороны широких народных масс, обнародовав уже 26 октября важнейшие декреты - о земле и мире. Не абстрактные, непонятные массам, социалистические идеи привлекли их к большевикам, а вполне реальная надежда на то, что те и впрямь прекратят ненавистную войну и раздадут крестьянам вожделенную землю.