Стадии процесса применения норм права
Правоприменение - сложная последовательная деятельность, осуществляемая в рамках нескольких этапов, стадий.
Схема 17.3
┌─────────────────────────────────────────────┐
│ Стадии правоприменительного процесса │
└──────────────────────┬──────────────────────┘
│
┌──────────────────┴──────────────────┐
│Установление фактической основы дела │
└──────────────────┬──────────────────┘
│
┌──────────────┴──────────────┐
│ Установление юридической │
│ основы дела │
└──────────────┬──────────────┘
│
┌──────────┴──────────┐
│ Решение дела │
└──────────┬──────────┘
│
┌──────┴──────┐
│ Исполнение │
│ решения │
└─────────────┘
На первой стадии устанавливается объективная истина по делу. Ведь правоприменение будет обоснованным только тогда, когда фактические обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и достоверностью. По сути, здесь речь идет о сборе всей юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу.
На второй стадии правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение, проверяет подлинность текста норм права, их пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняет смысл и содержание юридических предписаний, квалифицирует деяние.
На третьей стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт. Именно в рамках данного этапа правоприменительного процесса решается судьба этого дела, и от того, какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правоотношений. Установление фактической и юридической основ дела выступает как бы подготовительной стадией применения норм права. Принятие же решения является основной стадией. После чего оно должно быть исполнено и конкретное общественное отношение реально урегулировано.
17.3. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды
Акт применения права - это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.
Правоприменительный акт выступает итогом правоприменительной деятельности и обладает следующими особенностями:
- исходит от компетентных органов;
- носит государственно-властный характер;
- носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями;
- имеет определенную установленную законом форму.
Схема 17.4
┌───────────────────────────┐
│ Особенности │
│ правоприменительного акта │
└─────────────┬─────────────┘
│
┌──────────────────┬────────┴────────┬─────────────────┐
│ │ │ │
┌───────┴────────┐ ┌───────┴───────┐ ┌───────┴───────┐ ┌───────┴───────┐
│ Исходит от │ │ Носит │ │ Носит │ │ Имеет │
│ компетентных │ │государственно-│ │индивидуальный │ │ определенную │
│ органов │ │ властный │ │(персонифициро-│ │ установленную │
│ │ │ характер │ │ ванный) │ │ законом │
│ │ │ │ │ характер │ │ форму │
└────────────────┘ └───────────────┘ └───────────────┘ └───────────────┘
Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям (схема 17.5).
17.4. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления
Пробел - это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм.
Важно учитывать два условия пробельности:
1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования;
2) должна отсутствовать конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства.
Схема 17.5
┌─────────────────────────────────────────────┐
│ Виды правоприменительных актов ├──────┐
└─────────────────────────────────────────────┘ │
│
┌───────────────────────────────────────────┐ │
│ По форме - указы, приговоры и т.д. ├──────┤
└───────────────────────────────────────────┘ │
│
┌───────────────────────────────────────────┐ │
│ По субъектам - акты государственных и ├──────┤
│ негосударственных органов │ │
└───────────────────────────────────────────┘ │
│
┌───────────────────────────────────────────┐ │
│ По функциям права - регулятивные и ├──────┤
│ охранительные │ │
└───────────────────────────────────────────┘ │
│
┌───────────────────────────────────────────┐ │
│ По юридической природе - основные и ├──────┤
│ вспомогательные │ │
└───────────────────────────────────────────┘ │
│
┌───────────────────────────────────────────┐ │
│По предмету правового регулирования - акты ├──────┤
│уголовно-правовые, административные и т.д. │ │
└───────────────────────────────────────────┘ │
│
┌───────────────────────────────────────────┐ │
│ По характеру - материальные и ├──────┘
│ процессуальные │
└───────────────────────────────────────────┘
Схема 17.6
┌───────────────────────────────────────┐
│ Условия пробельности юридических норм │
└───┬───────────────────────────────┬───┘
│ │
┌──────────────────┴──────────────┐ ┌──────────────┴──────────────────┐
│Фактические обстоятельства должны│ │ Должна оперировать конкретная │
│ находиться в сфере правового │ │ норма права │
│ регулирования │ │ │
└─────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘
Аналогия закона - это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.
Аналогия права - это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т.п.), которые, как правило, устанавливаются в Конституции. Поэтому правоприменитель, базируясь во многом на собственном правосознании и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи.
В уголовном и административном правах аналогия исключается.