Стадии процесса применения норм права

Правоприменение - сложная последовательная деятельность, осуществляемая в рамках нескольких этапов, стадий.

Схема 17.3

┌─────────────────────────────────────────────┐

│ Стадии правоприменительного процесса │

└──────────────────────┬──────────────────────┘

┌──────────────────┴──────────────────┐

│Установление фактической основы дела │

└──────────────────┬──────────────────┘

┌──────────────┴──────────────┐

│ Установление юридической │

│ основы дела │

└──────────────┬──────────────┘

┌──────────┴──────────┐

│ Решение дела │

└──────────┬──────────┘

┌──────┴──────┐

│ Исполнение │

│ решения │

└─────────────┘

На первой стадии устанавливается объективная истина по делу. Ведь правоприменение будет обоснованным только тогда, когда фактические обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и достоверностью. По сути, здесь речь идет о сборе всей юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу.

На второй стадии правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение, проверяет подлинность текста норм права, их пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняет смысл и содержание юридических предписаний, квалифицирует деяние.

На третьей стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт. Именно в рамках данного этапа правоприменительного процесса решается судьба этого дела, и от того, какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правоотношений. Установление фактической и юридической основ дела выступает как бы подготовительной стадией применения норм права. Принятие же решения является основной стадией. После чего оно должно быть исполнено и конкретное общественное отношение реально урегулировано.

17.3. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды

Акт применения права - это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.

Правоприменительный акт выступает итогом правоприменительной деятельности и обладает следующими особенностями:

- исходит от компетентных органов;

- носит государственно-властный характер;

- носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями;

- имеет определенную установленную законом форму.

Схема 17.4

┌───────────────────────────┐

│ Особенности │

│ правоприменительного акта │

└─────────────┬─────────────┘

┌──────────────────┬────────┴────────┬─────────────────┐

│ │ │ │

┌───────┴────────┐ ┌───────┴───────┐ ┌───────┴───────┐ ┌───────┴───────┐

│ Исходит от │ │ Носит │ │ Носит │ │ Имеет │

│ компетентных │ │государственно-│ │индивидуальный │ │ определенную │

│ органов │ │ властный │ │(персонифициро-│ │ установленную │

│ │ │ характер │ │ ванный) │ │ законом │

│ │ │ │ │ характер │ │ форму │

└────────────────┘ └───────────────┘ └───────────────┘ └───────────────┘

Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям (схема 17.5).

17.4. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления

Пробел - это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм.

Важно учитывать два условия пробельности:

1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования;

2) должна отсутствовать конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства.

Схема 17.5

┌─────────────────────────────────────────────┐

│ Виды правоприменительных актов ├──────┐

└─────────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│ По форме - указы, приговоры и т.д. ├──────┤

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│ По субъектам - акты государственных и ├──────┤

│ негосударственных органов │ │

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│ По функциям права - регулятивные и ├──────┤

│ охранительные │ │

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│ По юридической природе - основные и ├──────┤

│ вспомогательные │ │

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│По предмету правового регулирования - акты ├──────┤

│уголовно-правовые, административные и т.д. │ │

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│ По характеру - материальные и ├──────┘

│ процессуальные │

└───────────────────────────────────────────┘

Схема 17.6

┌───────────────────────────────────────┐

│ Условия пробельности юридических норм │

└───┬───────────────────────────────┬───┘

│ │

┌──────────────────┴──────────────┐ ┌──────────────┴──────────────────┐

│Фактические обстоятельства должны│ │ Должна оперировать конкретная │

│ находиться в сфере правового │ │ норма права │

│ регулирования │ │ │

└─────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘

Аналогия закона - это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.

Аналогия права - это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т.п.), которые, как правило, устанавливаются в Конституции. Поэтому правоприменитель, базируясь во многом на собственном правосознании и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи.

В уголовном и административном правах аналогия исключается.

Наши рекомендации